ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В спорах по поводу земли между кабардинскими и балкарскими общественными организациями в результате диалога возможно прийти к компромиссу, считает лидер общественной организации "Хасэ" Ибрагим Яганов, недавно подвергшийся избиению в Нальчике.
Как рассказал Яганов корреспонденту "Кавказского узла", он считает, что напавшие на него молодые люди - всего лишь "пехота", которая используется для подобных целей. Яганов сказал, что не будет интересоваться ходом расследования уголовного дела по факту его избиения, так как милиция не ищет заказчиков, а исполнители ему неинтересны. Он также подчеркнул, что "никаких собственных расследований и никаких незаконных мер принимать не намерен".
После лечения Яганов намерен вплотную заниматься Ассоциацией фермеров, которую он возглавляет, помимо "Хасэ". Он считает, что фермерство в Кабардино-Балкарии не состоялось.
Говоря о спорах по поводу земли между кабардинскими и балкарскими общественными организациями, Яганов отметил, что в результате диалога можно прийти к компромиссу. "Нас провоцируют, сталкивают, в такой ситуации диалог невозможен. Но надо найти формулу, которая бы устраивала всех", - отметил он.
По словам Яганова, подобный конфликт недавно имел место в Бельгии между франкоязычным населением и фламандцами, и он был разрешен. "У нас с балкарцами много общего, много родственных связей, общие традиции, в кухне много общего. Больших преград для достижения согласия я не вижу. Нам надо много разговаривать, сбалансировать наши интересы, а также учитывать интересы других народов, проживающих в республике", - подчеркнул он.
По мнению Яганова, межнациональную рознь разжигают "незаконные действия отдельных лиц, которые пытаются с использованием физической силы удержать ситуацию под контролем".
"Проводить митинги, собрания - это право каждого народа, в том числе балкарского и кабардинского", - подчеркнул лидер "Хасэ".
Говоря о том, что активистов адыгских организаций некоторые называют националистами, Яганов отметил: "Кто может определить грань между национальным самосознанием и национализмом? Если мы должны утерять свою самобытность, если мы должны раствориться в глобальном мире, пусть нам об этом скажут. Но я адыг, я чту свои традиции, я должен беречь их".
Относительно идеи объединения Кабарды и Черкесии Яганов отметил, что готов поддержать "любое решение, которое примут черкесы и абазины". "Но вмешиваться мы не будем", - сказал он.
Говоря о возможности решения проблемы отгонных пастбищ, Ибрагим Яганов отметил, что необходимо вернуть всем селам те участки, которыми они владели и исторически, и до 1991 года. "Эти земли должны войти в административные территории сел на правах собственности. Дальнейшее регулирование земельных отношений мы хотели предоставить рынку, - подчеркнул он. - Занимаясь животноводством, наши села еще могут выжить, так как на мясо и молочную продукцию цена высокая, в то время как растениеводство, овощеводство убыточно. Мы предлагаем, чтобы объекты сельскохозяйственного производства были небольшими".
По мнению Яганова, крупные сельскохозяйственные комплексы занимают большие территории, труд в них механизирован, а потому обеспечить работой большое количество людей они не могут. В результате происходит отток сельского населения в другие регионы, в основном в Москву.
"Продукцию зерна скупают спиртзаводы по низкой цене. Труд земледельцев убыточен. Села не могут подняться. В них царит нищета. Из-за отсутствия залоговой базы только единицы фермеров могут получить кредиты".
Напомним, что 5 декабря на лидера ООД "Хасэ" Ибрагима Яганова было совершено нападение, он был избит, после чего госпитализирован в тяжелом состоянии. Яганов считает, что нападение на него совершили исламские фундаменталисты, действуя в сговоре с "околовластными структурами". По словам Яганова, за день до его избиения, 4 декабря, агрессивно настроенные молодые люди вместе с милицией разогнали балкарский митинг.
"Кавказский узел" сообщал также, что 30 ноября в Нальчике было совершено нападение на лидера общественного движения "Черкесский Конгресс" Руслана Кешева, который в результате избиения получил тяжелые телесные повреждения. А в ночь на 9 декабря в офисе Совета Старейшин балкарского народа (ССБН) был пожар. Со слов представителей ССБН, в офисе сгорела оргтехника, мебель.
"Хасэ" выступила с официальным заявлением по поводу избиения Кешева. В организации уверены, что целью этого нападения было сорвать подготовку к намечаемому на 5 декабря в Нальчике митингу адыгской общественности, где она намеревалась заявить о своих требованиях по земельной проблеме. Однако администрация Нальчика предложила не проводить данный митинг "в связи со сложной криминогенной ситуацией", и 4 декабря на совете "Хасэ" было принято решение акцию отменить.
В Кабардино-Балкарии обострился конфликт адыгских организаций и властей Кабардино-Балкарии по вопросу принятых 30 октября местным парламентом законопроектов, согласно которым в Черекском и Эльбрусском районах были ликвидированы межселенные территории, а все земли переданы балкарским селам.
Совет Старейшин балкарского народа ставит вопрос восстановления статуса поселков Хасанья и Белая речка, полной ликвидации межселенных территорий, в том числе передачи отгонных пастбищ прилегающим балкарским населенным пунктам, а также полной территориальной реабилитации балкарского народа, что подразумевает восстановление еще двух балкарских районов — Чегемского и Хуламо-Безенгиевского.
Ранее "Кавказский узел" сообщал, что парламент Кабардино-Балкарии приостановил рассмотрение законопроектов об изменении границ муниципальных образований в республике. Основанием для такого решения послужило обращение глав администрации сельских поселений Аушигер, Заюково, Жемтала, Лечинкай, Шалушка и Координационного совета адыгских общественных организаций.
17 ноября в Нальчике прошел митинг адыгской общественности, на котором прозвучали требования вернуть ситуацию с отгонными пастбищами в положение, существовавшее до 2005 года, принять закон об отгонном животноводстве, а потом уже решить проблему межселенных территорий.
В республике по инициативе руководства для решения всех спорных вопросов была создана согласительная комиссия. В ее состав введены 18 представителей общественных организаций и 18 представителей органов власти. Однако не все представители общественности довольны ее составом и деятельностью.