ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В 2010 году власти Абхазии ожидают дальнейшего признания независимости республики от стран Тихоокеанского бассейна, Латинской Америки и Ближнего Востока. Об этом заявил министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба, уточнивший, что этот "вопрос готовы рассматривать целый ряд государств".
Напомним, что в декабре 2009 года официальным Сухумом дипломатические отношения были установлены с Науру. Это государство Океании стало четвертым, после России, Никарагуа и Венесуэлы, признавшим независимость Абхазии и Южной Осетии. Вице-премьер Грузии Темур Якобашвили, в свою очередь, обвинил Россию в "подкупе" Республики Науру в вопросе признания Абхазии.
"Есть надежные перспективы в вопросе признания Абхазии и в Латинской Америке", - сообщил Сергей Шамба. Кроме того, республика будет продолжать дипломатические усилия в этом направлении и на Ближнем Востоке, добавил министр иностранных дел.
По его мнению, можно надеяться, что Европейский союз также рано или поздно изменит стратегию в отношении Абхазии. Выборы президента республики, на которых победу одержал действующий глава Абхазии Сергей Багапш, "получили со стороны ЕС более взвешенную оценку", сообщил глава МИД.
"В заявлении председательствующей в ЕС Швеции, распространенном после выборов, говорилось, что Евросоюз "принял к сведению "президентские выборы", проведенные в Абхазии 12 декабря" - напомнил он.
"Мы помним, что предыдущие выборы президента Абхазии в 2004 году не признавались Евросоюзом, а нынешняя формулировка "принять к сведению" уже означает фактически признание", - считает Шамба.
Отметим, что в заявлении от имени всех 27 государств-членов ЕС все же говорилось о том, что "Европейский союз не признает конституционные и правовые рамки, в которых прошли выборы".
В то же время министр отметил, что "в Абхазии нет такого оптимизма, что именно в 2010 году удастся полностью изменить отношение ЕС к республике". "Но мы сделаем все возможное, чтобы это отношение к нам было более объективным", - подчеркнул он.
Глава МИД республики заявил также, что будут продолжены контакты с Турцией.
"В прошлом году во время консультаций с представителями этой страны были достигнуты явные и определенные успехи, и мы будем развивать в этом направлении дипломатические усилия, и надеемся, там тоже будет развитие, это уже совершенно очевидно", - заявил Шамба.
Между тем, российские эксперты в интервью радиостанции «Эхо Кавказа» высказывают несколько более осторожные оценки становления государственности Абхазии.
«Абхазия – это территория, которая обладает ресурсами для развития самостоятельной государственности. У нее есть приличная, хотя и сильно разрушенная, экономика. У нее есть ресурсы. У нее есть выход в море. У нее есть ответственная элита, которая уже прошла через вторые выборы, причем, достаточно хорошего качества. Это значит, она может существовать более или менее независимо. Да, в тесной связи с Россией. Да, экономически очень сильно от нее завися. Но при этом обладает возможностями для поддержания отношений с какими-то третьими странами – будь то Турция или еще что-то», - говорит политолог Дмитрий Орешкин.
«У Абхазии есть значительные ресурсы. Если ими хорошо распорядиться, можно постепенно перейти к созданию собственного бюджета, не зависящего от помощи страны России», - соглашается с ним заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.
В то же время, внешнеполитические перспективы Цхинвала, по мнению экспертов, пока значительно более туманные.
«В Южной Осетии, безусловно, сложнее. Это не самый большой (я уж не говорю об области) район, если брать Российскую Федерацию или другие страны. В этой ситуации очень сложно вести полноценную политическую деятельность… У стран, которые признаны одной или несколькими странами мира, положение достаточно сложное. Здесь самое главное – эффективное восстановление для чего необходимо достаточно жесткое управление теми финансами, которые эти страны получают из России. Пока в Южной Осетии это получается не очень здорово», - считает В.Жарихин.
Дмитрий Орешкин еще более пессимистичен в своих оценках.
«Сразу после войны 2008 года руководством Южной Осетии делались противоречивые заявления. То Эдуард Кокойты говорил, что территория, которой он правит, войдет в состав России, то, наоборот, утверждал, что Южная Осетия с Северной объединяться не собирается», - напоминает политолог.
По мнению Орешкина, Южная Осетия представляет собой образование, где «нет ни экономики, ни населения, которое оттуда разбегается, ни перспектив самостоятельного существования».
«Это просто российский придаток, который однозначно существует на российские средства. Причем, эти средства исчезают там, как в черной дыре. Если те же самые грузины уже приняли сотни тысяч абхазских беженцев и как-то их расселили, то, несмотря на существенные денежные вливания, которые измеряются цифрами, сопоставимыми с миллиардом долларов, в Южной Осетии прогресса мы не видим. Скорее всего, там просто идет мощные коррупционные освоения этих финансовых ресурсов, исходящих из России», - отмечает Дмитрий Орешкин.
"Кавказский узел" сообщал, что на восстановление Южной Осетии Россия выделила 1,5 млрд рублей в 2008 году и еще 8,5 млрд в 2009 году. По словам министра регионального развития РФ Виктора Басаргина, в течение трех лет общий объем финансирования восстановительных работ в Южной Осетии со стороны России составит порядка 20 млрд. рублей.
В начале апреля 2009 года Министерство регионального развития РФ сообщило о новой схеме восстановления Южной Осетии. Как сообщалось, ряд объектов, которые строятся в Южной Осетии на деньги России, останутся в собственности РФ. По мнению политолога Дмитрия Орешкина, такое решение РФ объясняется желанием контроля расходования средств. Прежние схемы строительства в Южной Осетии были крайне непрозрачны, отметил заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Михаил Александров.
12 августа во время визита в Абхазию премьер-министр России Владимир Путин сообщил, что Москва и Сухум разработали план социально-экономического развития Абхазии на 2010-2011 годы, который предусматривает финансирование в объеме 10,9 миллиарда рублей. Кроме того, Владимир Путин также заявил, что Россия потратит 15-16 млрд. рублей (около 460-490 млн. долларов США) в будущем году на обустройство военных баз в Абхазии и развитие пограничной инфраструктуры.