13:00 / 22.01.2010В Дагестане салафит сбежал от милиции, но готов сдаться в обмен на гарантии соблюдения законности

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Сегодня утром в центре Дербента на проспекте Агасиева неизвестные в масках пытались задержать Бедеева Румиля Бегевича, 1982 года рождения. Бедеев выхватил оружие у одного из задерживавших его людей, сделал несколько выстрелов и скрылся. Об этом корреспонденту "Кавказского узла" сообщила сотрудник ПЦ "Мемориал" Екатерина Сокирянская. В МВД Дагестана сказали, что происходило задержание подозреваемого в связях с боевиками.

"К нему подъехала серебристая машина, из нее вышли вооруженные люди в масках, схватили Бедеева и начали избивать, в том числе рукояткой пистолета по голове, рассекли ему голову. Бедеев, решив, что он стал жертвой тех, кто распространял листовки с угрозами расправы в адрес сторонников фундаментального ислама, выхватил пистолет, сделал выстрел (ы) и скрылся", - сказала Сокирянская корреспонденту "Кавказского узла" Анастасии Кириленко.

В настоящий момент Бедеев обратился к сотрудникам ПЦ "Мемориал" с просьбой о помощи - он готов сдаться правоохранительным органам при условии гарантии соблюдения законных процедур.

""Мемориал" нашел Бедееву адвоката и в настоящий момент готовит обращение по поводу этой ситуации к уполномоченному по правам человека в России Владимиру Лукину", - продолжила Сокирянская.

Родственники Бедеева уже написали обращение на имя Владимира Лукина, попытались обратиться в прокуратуру Дагестана с жалобой на попытку незаконного задержания человека, где им ответили, что "не гарантируют результата".

"В данный момент Бедеев находится у родственников и готов сдаться правоохранительным органам при условии, что с ним будут обращаться в соответствии с законом - не применять насилия, допустить приглашенного родственниками адвоката. Родные Бедеева обратились также к Уполномоченному по правам человека России Владимиру Лукину с просьбой гарантировать соблюдение прав Бедеева в случае добровольной сдачи", - рассказала правозащитница.

"Скорее всего, Бедеев вызвал интерес сотрудников силовых структур потому, что исповедует салафитскую (т.н. "ваххабисткую") веру, - добавила Сокирянская. - Он мог опасаться за свою жизнь, думал, что попадет в "эскадрон смерти". Сейчас родные Бедеева обращаются к неправительственным организациям и СМИ с просьбой содействовать добровольной  сдаче и защитить его права после задержания".

В МВД Дагестана корреспонденту "Кавказского узла" сообщили иную версию: "При попытке задержания подозреваемый в участии в незаконных вооруженных формирований выхватил пистолет у сотрудника милиции и выстрелил в него". Работник милиции от огнестрельного ранения погиб на месте.

В республиканском Следственном управлении Следственного комитета при Прокуратуре информацией о погибшем милиционере пока не располагают.

По словам родственников жителя Дербента, которого пытались задержать, милиционера убил его же коллега в результате неосторожного применения оружия, передает корреспондент "Кавказского узла" Олег Ионов.

В настоящее время правоохранительные органы начали розыск подозреваемого уже в убийстве молодого человека.

Международная правозащитная организация "Хьюман Райс Вотч" отмечает, что ситуация с соблюдением права человека на Северном Кавказе, и прежде всего в Чечне, Дагестане и Ингушетии, находится на критически низком уровне.

Как сообщал "Кавказский узел", в прошлом году СМИ сообщали о 22 случаях похищения людей в Дагестане. 17 из них подтвердили правозащитники ПЦ "Мемориал", еще в двух случаях речь, по их данным, идет о бесследном исчезновении. 10 человек из этого числа были убиты, четверо освобождены, судьба еще пятерых до сих пор не известна.

В этом году ситуация в республике остается одной из самых горячих на Северном Кавказе. Здесь продолжаются боестолкновения правоохранителей с представителями вооруженного подполья, задержания и убийства подозреваемых в участии в незаконных вооруженных формированиях, продолжают гибнуть милиционеры и военные, случаются покушения на представителей духовенства.

Все это происходит на фоне нарастающего напряжения от ожиданий назначения Кремлем нового главы Дагестана. Как заявил корреспонденту "Кавказского узла" известный эксперт по Северному Кавказу, обозреватель газеты "Время новостей" Иван Сухов, не исключено, что вооруженная активность связана с политикой. "Мне кажется, что террористическая активизация в Дагестане может быть проявлением войны компроматов. Потому, что уже давно в Дагестане говорится о том, что, по крайней мере, часть взрывов и обстрелов, которые там происходят, объясняются противоречиями между вполне легальными, легитимными политиками, а не только джихадом, который ведут вооружённые подпольщики против светского государства", - говорит Сухов.

"Кавказский узел" следит за ситуацией в Дагестане и ведет хронику происходящих там криминальных инцидентов.

Автор:Анастасия Кириленко, Олег Ионов