ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Боец ОМОН МВД Дагестана был убит сегодня в Дербенте при попытке задержания подозреваемого в участии в незаконных вооруженных формированиях. Об этом сообщили в дежурной части ОВД. Однако, по другой версии, милиционера убил его коллега.
Как сообщал "Кавказский узел", инцидент произошел сегодня около 11 мск на улице 345-й гвардейской дивизии, где сотрудники милиции проводили оперативно-розыскные мероприятия, сообщили в дежурной части.
"Оперативники пытались задержать ранее судимого жителя города, подозреваемого в участии в НВФ. При попытке задержания подозреваемый выхватил пистолет у бойца ОМОНа, застрелил его и скрылся", - сообщил оперативный дежурный «Интерфаксу»
В то же время, журналист газеты «Черновик» Магомед Ханмагомедов, ссылаясь на собственные источники в силовых структурах, заявил в интервью корреспонденту «Кавказского узла», что Румиль Бедеев не убивал сотрудника ОМОНа.
«Омоновца убил другой его коллега. Я проезжал по городу на маршрутке сегодня утром. Внезапно мы остановились – оцепление, дальше ехать нельзя. На месте были сотрудники милиции, следственного комитета, прокуратуры. От источников в ГОВД мне стало известно, что убит сотрудник ОМОН», - говорит журналист.
«Выяснилось, что сотрудников было четверо. Они были в машине серебристого цвета, с номерами 26-го региона. Они вызвали по телефону некого Румиля Бедеева и сказали, чтобы тот подошел к магазину «Шарм», который находится недалеко от места событий. Когда он проходил мимо, из машины выскочили силовики, скрутили его и стали засовывать на заднее сиденье. Произошла потасовка. Поскольку Бедеев упирался, его стали бить вооруженные офицеры. Когда рукоятью пистолета замахнулись, чтобы ударить его по голове, Бедеев подставил руку. В этот момент произошел выстрел: омоновец нечаянно попал в своего же товарища. При этом Бедееву удалось вырваться», - описывает подробности инцидента Магомед Ханмагомедов.
Раненый милиционер скончался на месте. Однако, по словам журналиста, «сотрудники ОМОНа даже не забрали труп товарища, бросили его и убежали».
«На месте я видел Тагира Азизова, исполняющего обязанности прокурора республики. Это было в 11 часов дня. К 14 часам мне стало известно, что труп уже доставили в морг», - сообщил журналист «Черновика».
Ханмагомедов заявил, что у него есть информация, что автомобиль, на котором прибыли в Дербент омоновцы сразу объявили во всероссийский розыск. При этом только один из силовиков - сотрудник ФСБ Дербента - был в маске, сообщил журналист со ссылкой на свои источники.
«Румиль Бедеев видел их в лицо и, возможно, на пистолете остались его отпечатки пальцев», - полагает Магомед Ханмагомедов.
Журналист также сообщил, что родственники Бедеева боятся, что убийство милиционера спишут на него с дальнейшим объявлением во всероссийский розыск как активного участника НВФ.
Отметим, что ранее сотрудница Правозащитного центра "Мемориал" Екатерина Сокирянская изложила несколько иную версию событий. По ее словам, Бедеев решил, что стал жертвой противников фундаментального ислама, "выхватил пистолет, сделал выстрел (ы) и скрылся".
По информации Ханмагомедова, Бедеев являлся практикующим мусульманином, подрабатывает на стройках, живет с матерью. Бегеев женат, имеет двухлетнюю дочь. Отметим, что он активно участвовал в драке у дербентской мечети, которая случилась в 2005 году. Его задержали, судили. Бедеев отсидел в тюрьме около года, но затем ни в чем криминальном не был замешан.
В настоящий момент Бедеев обратился к сотрудникам ПЦ "Мемориал" с просьбой о помощи - он готов сдаться правоохранительным органам при условии гарантии соблюдения законных процедур.
"Мемориал" нашел Бедееву адвоката и в настоящий момент готовит обращение по поводу этой ситуации к уполномоченному по правам человека в России Владимиру Лукину", - сообщила Сокирянская.
Между тем, сотрудники Правозащитного центра «Мемориал» выехали в Дербент для того чтобы на месте изучить ситуацию.
Кроме того, исследователь международной правозащитной организации Amnesty International Фредерике Бер позвонила в Следственный комитет Дербента, однако получила ответ: "По этому делу мы никому не дадим информацию, тем более правозащитным организациям".
По словам журналиста, еще вчера, 21 января, сотрудники городского отдела внутренних дел проводили рейды в городском районе Аваин. «Если вся эта информация соответствует действительности, то, я предполагаю по почерку, что подразделение «Центра 2Э» действовало совместно с ФСБ», - рассказывает Ханмагомедов.
Руководитель пресс-службы прокуратуры Дагестана, старший помощник прокурора республики Гамлет Джамалудинов в интервью корреспонденту «Кавказского узла» заявил, что еще не знает, зарегистрировано ли прокуратурой обращение родственников Румиля Бегеева.
«Но, разумеется, они получат ответ в течение тридцати дней. Полученные обращения мы направляем в СКП, ФСБ для проверки. Мы должны вести надзор за этими органами. Кто проводил саму спецоперацию нам неизвестно – обычно это делают сотрудники МВД и ФСБ», - сказал Гамлет Джамалудинов.
В свою очередь, сотрудник пресс-службы Управления ФСБ по Дагестану, представившийся Русланом и отказавшийся назвать свою фамилию, сообщил, что никаких спецопераций по задержанию преступников 22 января ФСБ в Дербенте не проводила.
«У нас тайных операций не бывает. Мы сразу заявляем, кого нейтрализовали, кого задержали», - заверил сотрудник пресс-службы Управления ФСБ.
На вопрос, бывает ли, что сотрудники ФСБ действуют в масках и не предъявляют служебного удостоверения, источники ответил: «если административное задержание было, то оно сразу оформляется следователем. И у задержанного есть право связаться с адвокатом».
Международная правозащитная организация "Хьюман Райс Вотч" отмечает, что ситуация с соблюдением права человека на Северном Кавказе, и прежде всего в Чечне, Дагестане и Ингушетии, находится на критически низком уровне.
Как сообщал "Кавказский узел", в прошлом году СМИ сообщали о 22 случаях похищения людей в Дагестане. 17 из них подтвердили правозащитники ПЦ "Мемориал", еще в двух случаях речь, по их данным, идет о бесследном исчезновении. 10 человек из этого числа были убиты, четверо освобождены, судьба еще пятерых до сих пор не известна.
При этом всего за минувший год жертвами вооруженного противостояния в Дагестане стал 51 мирный житель, 39 человек, не имеющих отношения к боевикам или силовикам, были ранены. В течение года СМИ сообщали о 22 случаях похищения людей. 17 из них подтвердили правозащитники ПЦ "Мемориал", еще в двух случаях речь, по их данным, идет о бесследном исчезновении. 10 человек из этого числа были убиты, четверо освобождены, судьба еще пятерых до сих пор не известна.
Как сообщал "Кавказский узел", 6 января "Нива", управляемая террористом-смертником, взорвалась у ворот отдела ГИБДД в Махачкале. В результате теракта погибли пятеро милиционеров, ранения различной степени тяжести и травмы получили 19 человек, в том числе и гражданские лица. Жертв могло быть больше, но проехать на территорию базы заминированному автомобилю не позволили милиционеры.
Cразу после теракта в столице Дагестана прошел ряд спецопераций, в ходе которых были убиты несколько предполагаемых боевиков, среди которых названы и лидеры диверсионно-террористических групп.
8 января президент России Дмитрий Медведев потребовал от правоохранительных органов "наладить системную работу по ликвидации бандитского подполья на Северном Кавказе" и усилить контроль за обстановкой на Северном Кавказе.
Отметим, что после покушения на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, произошедшего в июне прошлого года, на заседании Совбеза страны Дмитрий Медведев также призвал представителей силовых ведомств "не церемониться" с подпольщиками на Северном Кавказе и требовал докладов о числе уничтоженных бандитов.
Правозащитники же уверены, что причины осложнений на Северном Кавказе стоит искать, прежде всего, в пытках, бессудных казнях и профилактическом насилии со стороны силовиков, действия которых все больше становятся похожи на деятельность "эскадронов смерти".