ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Москве 16 февраля прошла конференция "Положение СМИ и гражданского общества на Северном Кавказе". "Круглый стол" (Фото) собрал известных российских правозащитников и журналистов.
Председатель Комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина рассказала на конференции, что сложно говорить не только о гражданском обществе на Северном Кавказе, но и в России в целом.
"Можно ли говорить о гражданском обществе в стране, влияние общества на власть в котором несущественно? И о гражданском обществе не только на Северном Кавказе, но и во всей нашей стране говорить трудно. Наши люди не привыкли чувствовать ответственность за то, что происходит в стране. Вопрос "что с нами будет?" задается постоянно. Мы не граждане, мы - поданные", - заявила Ганнушкина.
При этом, она отметила, что за последние годы появилось много организаций и структур, с помощью которых менталитет людей, прежде всего молодёжи, меняется. "Только в нашем комитете работает порядка 50 волонтеров - это выпускники лучших вузов России", - сообщила правозащитница.
Политический обозреватель, член Общественной палаты РФ Николай Сванидзе отметил безнадежность ситуации со свободой слова в России.
"Я не вижу оснований, чтобы в ближайшем будущем появился "свет в конце тоннеля", относительно этой ситуации. Ситуация плоха и сверху и снизу. И не в силах журналистского сообщества в данный момент её решить и даже поспособствовать её решению", - отметил Сванидзе.
По мнению Сванидзе при решении проблем Северного Кавказа власти РФ действуют стереотипно. "Когда на Северном Кавказе возникает та или иная ситуация, власть всегда действует одним и тем же способом - ищет сильного человека. Как правило, сильный человек находится - на Кавказе есть сильные люди. Но, либо этот человек оказывается недостаточно сильным, и не в силах противостоять рискам, физическим угрозам, или него не хватает инструментариев", - отметил член Общественной палаты РФ. В качестве примера он привел президента Евкурова.
"Либо этот человек решает ситуацию "под себя", создавая при этом новые, не менее серьезные проблемы. Пример - господин Кадыров в Чечне, которого сложно упрекнуть в неэффективности, но которого самого можно назвать серьезной проблемой", - добавил Сванидзе.
Он считает, что "нужно спасать физически и журналистов, и правозащитников на Северном Кавказе".
Главный редактор интернет-издания "Кавказский узел" Григорий Шведов призвал задуматься о том, насколько проблемы Северного Кавказа переплетены с общероссийскими.
"Статистические данные о преступлениях, совершаемых в этом регионе против журналистов и правозащитников, ужасают, но еще более опасна цепная реакция страха. Для всех очевидно, что ситуация на Северном Кавказе - это не ситуация отдельно взятых Чечни и Ингушетии, про которые мы слышим больше других. Это то, что характерно для всего Северного Кавказа в целом и для всей России", - подчеркнул Григорий Шведов.
Дагестан
По мнению Светланы Ганнушкиной, сложно понять ситуацию в Дагестане. "Я не могу сказать, что я хорошо понимаю ситуацию в Дагестане. Я постоянно получаю оттуда сигналы SOS. В редких случаях удается направить ситуацию в правильное русло, когда людей просто захватывают и потом они пропадают. В редких случаях можно довести это дело до суда. И нередко бывает так, что человека удается освободить, а затем его просто убивают быстрее, чем мы можем помочь", - рассказала правозащитница.
Председатель Союза журналистов Дагестана Али Камалов считает, что в республике независимых изданий, быть может, даже больше, чем в каком-либо другом регионе России. И свобода слова в Дагестане, несомненно, существует. Вот только оплачена она дорогой ценой, передает радиостанция "Свобода".
"Цена свободы слова в Дагестане - это смерть. В течение двадцати лет, с 1992 года в республике было убито 11 журналистов, и ни одно убийство до сих пор не раскрыто. Причина проста: коррумпированность системы правоохранительных органов. Возможно даже, им известно, кто убийцы, но раскрыть преступление они не могут, поскольку тогда всплывут имена очень сильных, влиятельных в республике людей", - отметил Камалов.
По его мнению, приход нового президента, вряд ли, повлияет на положение средств массовой информации в Дагестане. "Часто можно услышать о том, что исчезают молодые люди, которых позже находят убитыми в лесу, или в каком-то автомобиле, после чего они автоматически попадают в разряд боевиков - абсолютно бездоказательно. И журналисты, которые пытаются как-то прояснить эту ситуацию, становятся мишенью", - отметил Али Камалов.
Чечня
Правозащитница Светлана Ганнушкина отмечает, что сегодня "гражданское общество в Чечне загнано очень глубоко".
"В прошлом люди выходили на дорогу, перекрывали движение, кстати, женщины в основном перекрывали транспорт, когда похищали их мужчин. Этот человек (Рамзан Кадыров - прим. "Кавказский узел") не понимает, что женщина может хотеть заниматься общественной жизнью", - заявила Светлана Ганнушкина.
По словам правозащитницы, к группе журналистов, побывавшей недавно в Чечне, тайно обратились местные жители. Они просили о помощи из-за массовой насильственной исламизации населения - женщин заставляют носить платки, насильно выдают замуж и т.д. "Кадыровцы" провоцируют людей своим поведением. Они унижают, оскорбляют людей, заставляя их уходить в горы", - считает правозащитница.
Ингушетия
Директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова считает, что в Ингушетии, настоящий "оазис" для развития свободы слова. А, по мнению председателя Московской Хельсинкской Группы Людмилы Алексеевой, в республике развитое гражданское общество, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" руководитель ИА "Максимум" Ваха Чапанов, который также принял участие в конференции.
"Каждый участник рассказывал о своем регионе. Галина Арапова сказала мне в личной беседе, что у нас, в Ингушетии, настоящий "оазис" для развития свободы слова", - добавил Чапанов.
По словам Чапанова, Людмила Алексеева подчеркнула, что ни в каком другом регионе Северного Кавказа население не добивалось отставки президента. Правозащитница, отметил Ваха Чапанов, считает нынешнего президента республики Юнус-Бека Евкурова очень демократичным.
С ней согласна и Ганнушкина. "Эта республика была таким островком, в котором можно было свободно работать. И люди там чувствуют себя гораздо свободнее, чем в Чечне. И когда, женщина рассказывает президенту республики о том, как убили её сына, и говорит ему "Юнус-бек, слушай меня, слушай!". И он слушает. Это человек, с которым можно вести диалог. Конечно, коррупция, которая там развилась, очень сильна, и она себя защищает. Но, сейчас люди, мне кажется, чувствуют себя довольно свободно и это дает надежду на развитие гражданского общества в Ингушетии", - цитирует правозащитницу Осинформ.
Чапанов отметил, что основной темой конференции было взаимодействие журналистов, правозащитников и органов власти по укреплению гражданского общества в регионах Северного Кавказа.
"Участники встречи отметили, что нужно больше внимания обращать на работу с населением, потому что именно от позиции людей зависит ситуация в регионах. Без активной позиции граждан ничего не изменится к лучшему", - заявил Ваха Чапанов.
Было запланировано пригласить на встречу главу вновь образованного Северо-Кавказского федерального округа Александра Хлопонина. Но с ним не удалось связаться. Участники решили пригласить Хлопонина на следующий "круглый стол" для обсуждения проблем гражданского общества на Северном Кавказе.
Организаторами конференции были международная организация "Артикль 19", занимающаяся проблемами свободы прессы, и ее российские партнеры - Центр Защиты Прав СМИ (Воронеж), Центр Защиты Прав СМИ Республики Дагестан (Махачкала), при содействии московского Фонда Защиты Гласности.
За последние годы "кавказская тематика" стала причиной гибели многих журналистов и правозащитников - Анны Политковской, Станислава Маркелова, Натальи Эстемировой, Магомеда Варисова, Гаджи Абашилова, Магомеда Евлоева, Ильяса Шурпаева, Тельмана Алишаева и, совсем недавно, обозревателя дагестанской газеты "Хакикат" Малика Ахмедилова и правозащитницы Заремы Садулаевой и ее мужа Алика (Умара) Джабраилова, отмечалось в информационном сообщении организаторов конференции.