14:59 / 04.03.2010Аскер Сохт (руководитель пресс-службы экс-президента Адыгеи Хазрета Совмена): "Диалог – единственно приемлемая формула, способная вывести на цивилизованное решение накопившихся проблем"

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

События последних лет актуализировали проблемы на западе Кавказа, которые в совокупности можно обозначить как "черкесский вопрос". Специально для "Кавказского узла" старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наима Нефляшева обсудила их с Аскером Сохтом, одним из активных членов Международной Черкесской Ассоциации, руководителем пресс-службы бывшего президента Республики Адыгея Хазрета Совмена.

- Давайте вернемся к главному для Северного Кавказа событию января 2010 года, когда указом президента РФ Д.Медведева был образован Северо-Кавказский федеральный округ. В контексте новой кавказской политики Дмитрия Медведева образование СКФО - закономерное явление. Особенности традиционной социальной организации и, как следствие, политической культуры народов Северного Кавказа действительно специфичны, для них необходима модель управления, отличная от других регионов РФ. Однако Адыгея, единственная из северокавказских республик, не вошла в новый округ, хотя все проблемы в этой небольшой республике аналогичны общекавказским проблемам, а тенденции развития имеют одинаковый вектор. Кроме того, новое деление искусственно разрывает связи Адыгеи с двумя другими республиками - Кабардино-Балкарией и Карачаево-Черкесией, - в которых адыги являются титульными народами. Что Вы думаете об этом? Есть ли вероятность того, что будет дан новый импульс проекту слияния Адыгеи с Краснодарским краем?

- Не согласен с тезисом, что все проблемы республики Адыгея аналогичны общекавказским проблемам. Адыгея, на мой взгляд, - единственная республика Северного Кавказа, где налицо все предпосылки для осуществления эффективной модернизации и развития. Тот факт, что Республика Адыгея не вошла в очерченный указом "круг бедствия", меня лишь вдохновляет. Не стоит забывать, что деление государства на федеральные округа ничего общего не имеет с его территориальным устройством. Сама администрация федерального округа есть лишь координатор федеральных структур. И более ничего. Никаких угроз единству нашего народа, тем более его государственности, в этом решении я не усматриваю.

- Известно, что географическая и административная разделенность адыгов в РФ составляет одну из проблем современного адыгского этноса. С другой стороны, существует идея объединения адыгов в один субъект РФ – ее поддерживают некоторые адыгские общественные движения, например, Черкесский конгресс, она очень популярна у молодежи и активно обсуждается на форумах черкесских порталов. На Ваш взгляд, после создания СКФО, этот проект, скорее всего, вряд ли будет реализован?

- Идея объединения Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Республики Адыгея в один субъект федерации вообще не стоит в повестке дня общественной жизни Адыгеи. На сегодняшний день это виртуальная проблема, которая в нашей республике практически не обсуждается ни на каком уровне. Тем более, она никоим образом не взаимосвязана с образованием нового федерального округа.

Цели образования СКФО ясно сформулированы президентом РФ: это борьба с терроризмом, экономическая и социальная модернизация, стабилизация общественно-политической жизни в регионе.

Что касается планов по объединению КБР, КЧР и Республики Адыгея в один субъект федерации, я неоднократно высказывал свою позицию по данному вопросу: не вижу для этого политических предпосылок. Идея, на мой взгляд, имеет право на существование, но на данном историческом этапе нереализуема по целому ряду причин и останется таковой на ближайшие десятилетия. Постановка и решение такого уровня задач должны опираться не только на общественный консенсус в республиках (которого, кстати, нет ни в КБР, ни в КЧР, ни в Адыгее), но и активно поддерживаться в целом в российском обществе, - ведущими политическими партиями, руководством страны. В отсутствии всего этого сама идея становится фактором политических манипуляций, острой идеологической борьбы и несет крайне негативные политические последствия. Потому ее постоянное педалирование контрпродуктивно.

- Что же тогда продуктивно?

- Сегодня нам необходимо сконцентрировать свои усилия, прежде всего, на развитии горизонтальных связей, активном взаимодействии с черкесской диаспорой. Предстоящая в 2010 г. перепись населения, развернувшаяся и набирающая обороты в связи с ней кампания по фиксации всех адыгов РФ под единым этнонимом – черкесы, активизация контактов черкесской молодежи, формирование единого, доступного информационного пространства, содействие изучению родного языка, культуры и истории в странах диаспоры, защита прав и интересов адыгов, содействие репатриации и их адаптации на исторической родине, - вот проблемы, которые, на мой взгляд, призвано решать наше поколение.

- О развитии горизонтальных связей говорили и на общественном форуме "Кавказ: традиция и модернизация", который состоялся в Нальчике в 30 ноября 2009 года по инициативе члена Общественной палаты РФ Максима Шевченко. Что может дать для стабилизации современного Северного Кавказа формирование горизонтальных связей и, вообще, что это такое?

- Я не сторонник активного участия черкесов в общекавказских процессах. Взаимодействие - это улица с двусторонним движением. С этой точки зрения ничего позитивного Восточный Кавказ нам дать не может. У нас также нет рычагов влияния на общественно-политическую ситуацию в этом регионе Кавказа. Наша зона ответственности - это Краснодарский край, Адыгея, КЧР и КБР. Исходя из этого тезиса, на современном этапе нам полезнее сконцентрироваться на развитии горизонтальных связей внутри нашего народа, вновь "открыть диаспору" во всем ее многообразии для себя, а историческую родину с ее успехами и проблемами - для диаспоры. Единство народа невозможно восстановить в условиях отсутствия доступного информационного пространства и активных контактов людей. 99% черкесов диаспоры никогда не были на исторической родине, 99% черкесов РФ никогда не были в диаспоре - вот зона приложения усилий.

- Мне кажется, что такой подход, когда те самые горизонтальные связи, о которых Вы говорите, жестко ограничиваются только пределами своего региона, приведет к изоляции, - это возврат к средневековой замкнутости, который в современном глобальном мире просто обречен на провал. И я не соглашусь с Вами, что Восточный Кавказ нам ничего не может дать. В Дагестане, например, работают четыре оппозиционных издания, традиции политической культуры там более развиты, чем на Западном Кавказе и более высока культура политической полемики.


- Изоляционизм востребован реалиями сегодняшнего дня. На Восточном Кавказе складывается сложнейший клубок неразрешимых противоречий. По существу, там идет война. Несмотря на наше очевидное историческое и культурное единство, сегодня - это иной мир, и нам надо держаться от него подальше во всех смыслах. У нас другие цели и задачи. Нам необходимо сохранить стабильность, прогнозируемость и ясное понимание страной, в которой мы живем, наших истинных устремлений. Без этого мы не решим ни одной проблемы, которая стоит перед нашим народом.

- В формировании единого адыгского культурного пространства, безусловно, сыграет определенную роль перепись 2010 года. Адыги, будучи одним народом, связанным историей, системой ценностей, в разных субъектах РФ имеют разные названия. Такое название, как адыгейцы, вообще порождено советским временем и всегда, по большому счету, отторгалось западными адыгами.

- Предстоящая перепись населения станет своеобразным барометром, отражающим тенденции развития нашего народа. Я безусловный сторонник того, чтобы этнической общности "адыгэ" было возвращено единое название – черкесы. С нетерпением жду самой переписи и ее результатов.

- Сейчас еще одна проблема - ситуация в Карачаево-Черкесии - все более вызывает тревогу у всех адыгов. Жесткое этническое противостояние, отчуждение власти от общества, которое накладывается на социальные проблемы - отсутствие перспектив для молодежи, безработицу, бытовую неустроенность. Как Вы оцениваете общественно-политическую ситуацию в республике и чем, на Ваш взгляд, вызваны многочисленные митинги черкесов, их требования выхода из состава КЧР?

- Я не хотел бы давать крайних оценок по ситуации в КЧР. В то же время нельзя не замечать публикации экстремистского характера в СМИ Карачаево-Черкесии, унижающие национальное достоинство народов КЧР, акции протеста, массовые столкновения молодежи. Все это, видимо, свидетельствует о том, что власти КЧР не могут наладить диалог с обществом и теряют контроль над ситуацией в республике. В равной степени это не в интересах ни народов КЧР, ни региональной власти.

Диалог – единственно приемлемая формула, способная вывести на цивилизованное решение накопившихся проблем. Насилие категорически неприемлемо. В этой связи, я возлагаю большие надежды на руководство СКФО, лично на г-на Хлопонина. В Красноярском крае были не менее серьезные проблемы, - пусть и не окрашенные этнически, - которые он успешно разрешал. Кроме того, Хлопонин не связан с местными управленческими и бизнес-элитами КЧР, что позволяет ему оставаться над схваткой. Уверен, что у нового полпреда есть все рычаги для системной стабилизации ситуации в республике.

- Я хотела бы затронуть еще одну тему, без которой разговор о современной этнополитической ситуации на Западном Кавказе просто невозможен. Это - необходимость осмысления на государственном уровне трагических последствий Кавказской войны, культурной и демографической катастрофы, которая постигла адыгов в XIX в. Это - тема геноцида адыгов в Кавказской войне. Известный современный петербургский историк Яков Гордин писал, что признание геноцида адыгов важно для России не менее, чем для самих черкесов, что нельзя закрывать глаза на безнаказанную жестокость, с которой Российская империя осуществляла свои планы покорения Кавказа в XIX в. Парадоксально, но именно русская историография – такие авторы, как Дубровин, Потто, Берже, Фонвилль – оставила нам свидетельства ужасов исхода адыгов в Османскую империю, трагедий разлученных семей, горечи утраты Родины. С другой стороны, не кажется ли Вам, что постоянное обращение к теме геноцида со стороны региональных политиков и политических движений становится одним из способов политических манипуляций?

- Тема геноцида черкесов - одна из сложнейших политических, гуманитарных и научных проблем. В ходе Кавказской войны XIX века наш народ пережил чудовищные и бесчеловечные акты геноцида, особый размах они приобрели в ходе депортации из Черкесии в пределы Османской империи. Хотел бы отметить, что депортация также относится к преступлениям против человечности. Столь тяжелое прошлое, очевидно, нуждается в осмыслении с гуманистических, нравственных позиций, а жестокость и бесчеловечность - в осуждении. Именно этим вызвано наше стремление добиться признания и осуждения геноцида черкесов на государственном уровне. Эта процедура в международном праве не регламентирована: одни государства ограничиваются заявлениями глав государств, резолюцией собственных парламентов, другие дополнительно принимают нормативно-правовые акты, устанавливающие административную и уголовную ответственность за игнорирование принятого решения.

В Российской Федерации на официальном уровне президентом РФ признана и осуждена депортация черкесов в Османскую империю. Мы, черкесские организации России, Международная Черкесская Ассоциация, считаем, что должны быть признаны и осуждены именно акты геноцида. Данная позиция была сформулирована в Обращении парламентов Адыгеи и КБР к Государственной думе РФ, она остается неизменной. Тема геноцида черкесов не будет снята с повестки дня до ее официального признания и осуждения. Это должны осознавать все, в чьей власти решение этой проблемы.

Безусловно, тема геноцида черкесов активно используется в идеологической борьбе. Традиционно к ней обращаются шовинистически настроенные "исследователи" и "публицисты". Цель их очевидна. С одной стороны, они хотят разрушить историческое самосознание нашего народа, с другой стороны, - сформировать образ врага в лице адыгов, некой "пятой колонны" в российском обществе. Новое явление нашей жизни – это неподдельный интерес к нашему прошлому грузинских и не только грузинских "исследователей". Особенно они активизировалась после утверждения города Сочи в качестве столицы зимней Олимпиады и пресечения со стороны России грузинской агрессии в Южной Осетии. В наших республиках выработан консенсус по данной проблеме, закрепленный соответствующими решениями парламентов, а потому тема геноцида черкесов не может быть фактором, дестабилизирующим общественную жизнь в регионе. Что касается предстоящих Олимпийских игр в Сочи в 2014 году, то весьма позитивный пример показала нам Канада с ее уважительным отношением к истории и культуре коренного населения.

- Кстати, раз мы коснулись олимпийской темы... Открытие Олимпиады в Ванкувере показало всему миру пример бережного отношения к традициям четырех индейских племен, на землях которых был основан Ванкувер. Однако для современной олимпийской практики это не новость. Тема сохранения культурного наследия коренных народов, на исторической родине которых проводятся олимпийские игры, использование их символики и фольклорных образов, стала органичной частью олимпийской традиции, одним из приоритетных направлений в подготовке Олимпиад. Так было и в Сиднее, и в Лиллехамере, и в других олимпийских столицах. Открытие последних зимних Олимпийских игр подняло новую тему, - во всяком случае, на черкесских сайтах в Интернете, - тему сопоставления Сочи и Ванкувера в части отношения к культурам коренных народов.

- Пример участия коренных народов Канады в открытии, культурной программе Олимпийских игр в Ванкувере вполне применим и к Олимпийским играм в Сочи. К великому сожалению, сегодня мы имеем пример тотального игнорирования культуры коренного населения при подготовке Олимпиады-2014. На днях в Ванкувер вылетела делегация Краснодарского края, где проходит торжественная передача Олимпийского огня г.Сочи. В составе делегации нашлось место Кубанскому казачьему хору, немыслимому количеству чиновников различного уровня, но не нашлось места для черкесских организаций, черкесских этнографических ансамблей и т.д. Многие черкесские общественные объединения последовательно занимают конструктивную позицию по Олимпиаде-2014, и есть еще лимит времени для урегулирования этой проблемы в духе взаимоуважения и учета интересов. Иной подход лишь вызовет протесты.

- Что Вы думаете об акциях протеста американских черкесов в Ванкувере, - а это представители шеститысячной адыгской диаспоры в США, - которые устроили пикет у входа в Русский дом?


- Не стоит забывать, что акции протеста в Ванкувере устроили потомки людей, переживших геноцид и депортацию в Османскую империи. Они острее воспринимают наше прошлое, тем более, что для них оно, в определенном смысле, настоящее - они лишены родины. Душой и сердцем я с ними. Но не стоит забывать, что мы живем не в эпоху колониальных войн. XXI век - это век мира и сотрудничества, уважения и учета взаимных интересов. В черкесском мире идет большая дискуссия по проблеме Олимпиады 2014 г. Даже подходы российских черкесских организаций разнятся. Мне кажется, что в открытом диалоге с обществом, в котором мы сегодня живем, будет выработана приемлемая с нравственной точки зрения формула. Вновь повторю: Ванкувер нам показал позитивный пример.

- Вы не так давно вернулись из Нальчика, где 19-20 февраля 2010 г. проходило заседание исполкома Международной Черкесской Ассоциации. Насколько я знаю, там были приняты решения по Олимпиаде в Сочи. Расскажите, пожалуйста, подробнее о позиции МЧА в этом вопросе.

- На заседании исполкома МЧА обсуждалась программа мероприятий на ближайшие три года, предстоящий визит президента РФ в Турцию, общественно-политическая ситуация в КБР, а также предстоящая в 2014 г. Олимпиада. К сожалению, нам не удалось согласовать текст обращения МЧА к президенту РФ Д.Медведеву по Олимпиаде-2014. Работа над ним продолжается. Акции протеста в Ванкувере и игнорирование властями Сочи черкесских организаций в процедуре передачи эстафеты олимпийского огня из Ванкувера в г.Сочи создали неблагоприятный фон. Обращение МЧА будет направлено не только президенту Российской Федерации, но и парламентам Адыгеи, КБР и КЧР для официальной поддержки.

- Вы не раз говорили о духовной связи адыгов РФ и адыгов диаспоры. Насколько влиятельна адыгская диаспора, и в чем заключается, вообще, значение адыгской диаспоры для России?


- Черкесская диаспора, особенно в последнее время, проявляет большую активность в налаживании контактов с исторической родиной. Основные направления сотрудничества на ближайшее десятилетие сформулированы в резолюциях прошедшего в декабре 2009 г. в Москве Всемирного конгресса соотечественников. Как ни печально это признавать, системности во взаимодействии с черкесской диаспорой нет. Ответственность за это лежит, прежде всего, на региональном уровне власти. Многие регионы России, - прежде всего, Москва, особенно, Татарстан, - наработали богатый опыт сотрудничества с соотечественниками. На этом фоне все, что сделано в Адыгее, КЧР и КБР за последние 20 лет, не выдерживает критики. Некоторые подвижки наметились в Адыгее в последние два года. И тем не менее, не могу не отметить, что несколько семей черкесов, репатриированных из Косово, до сих пор ютятся во временных центрах, значительная их часть вновь вернулась в Европу. В целом репатриация черкесов в РФ проходит скорей вопреки, чем благодаря усилиям властей Адыгеи и КБР. Инвестиции черкесской диаспоры также в должной мере не защищены. Наряду с позитивными примерами имеют место вопиющие факты нарушения прав предпринимателей из числа черкесских репатриантов.

Яркий пример - судьба птицефабрики в Шовгеновском районе Адыгеи. Адыги из Иордании в начале 2000-х гг. создали в Майкопе ООО "Санрайс" и взялись за восстановление птицефабрики "Шовгеновская", которая к тому времени не работала уже 7 лет и была полностью разрушена. Вложив несколько миллионов рублей, предприниматели восстановили три корпуса из пяти, смонтировали оборудование для выращивания птицы, заложили кормовую базу, приобрели сельскохозяйственную технику. На птицефабрике было создано более 40 рабочих мест. Предприятие довело годовое производство птичьего мяса до 800-900 тонн. Были запланированы восстановление и ввод в эксплуатацию остальных корпусов, перевод фабрики на современные технологии производства птичьего мяса. При этом предприятие исправно выплачивало налоги, более 1 млн. 350 тыс. руб., и арендную плату - более 200 тыс. руб.

Неожиданно глава районной администрации объявил о повышении арендной платы в 8 раз. Владельцы "Санрайс", чтобы не парализовать предприятие, не оставлять людей без работы, оставили новым хозяевам свое оборудование, технику, резервное зерно (всего на 1,85 млн. рублей) и, заключив договор о возврате их стоимости в течение 10 месяцев, ушли.

Вскоре птицефабрика с новым директором перестала платить налоги в бюджет, заработную плату рабочим, задолжала почти 13 млн. рублей, в том числе и из средств бюджета. Почти через год предприятие было объявлено банкротом.

Что касается подготовки кадров в высших учебных заведениях, то здесь проявляется большее рвение по приглашению в ВУЗы студентов из стран Африки, нежели представителей черкесской диаспоры. Как ни удивительно это звучит, но ведущие ВУЗы Краснодарского края - Кубанский государственный университет, особенно факультет романо-германской филологии, Кубанская государственная медицинская академия - проявляют больший интерес к привлечению студентов из числа представителей черкесской диаспоры, чем Адыгейский государственный университет, Майкопский государственный технологический университет, ВУЗы КЧР. Что касается взаимодействия диаспоры с Российским государством, то 2010 год имеет все шансы стать историческим. Но не будем забегать вперед и дождемся конкретных результатов по черкесским инициативам, представленным президенту РФ.

- Что Вам дает основания для оптимизма?

- Тот факт, что на федеральном уровне, на мой взгляд, проявляется определенное раздражение безынициативностью региональных властей по сотрудничеству с диаспорой. Достаточно прочитать резолюции Всемирного конгресса соотечественников. Не секрет, что тексты резолюций разрабатывались в Правительстве РФ. Если бы власти в субъектах федерации хотя бы на 10% взяли бы на вооружение все, о чем там говорится, то это было бы уже немыслимым прорывом.

- Есть еще одна острая проблема – это проблема адыгов-шапсугов, проживающих на побережье Черного моря. Шапсуги – это адыгский субэтнос с особой историей и культурой, с развитыми традициями демократического управления, с особым характером, до событий мухаджирства - самый многочисленный из адыгских субэтносов. Многие важные для адыгов политические решения в XIX исходили от шапсугов. Сейчас же от когда-то пассионарных шапсугов остались немноголюдные аулы на побережье. Шапсуги, в условиях оторванности от Адыгеи, стремительно теряют свою культуру: судя по тому, что творится на черноморском побережье, - я имею в виду, прежде всего, лубочные увеселения для отдыхающих типа "В гости к адыгу", - она все более профанируется, превращаясь в рыночный товар на продажу. А снижение планки, как известно, - это признак разрушения культурных кодов. Какие проблемы адыгов-шапсугов стоят наиболее остро, кто ими занимается, и каковы, на Ваш взгляд, перспективы их решения?

- Современные проблемы адыгов-шапсугов условно можно разбить на три группы, и связаны они с реализацией на территории Краснодарского края норм федерального законодательства по защите прав коренных малочисленных народов. В последнее десятилетие в принимаемых на федеральном уровне нормативно-правовых актах по экономическому и социально-культурному развитию коренных малочисленных народов РФ наметилась тенденция выделения исключительно народов Сибири и Дальнего Востока и игнорирование малочисленных народов Кавказа. В целом этот подход сдерживает решение многих проблем. Основной политической проблемой по-прежнему остается обеспечение квотированного представительства адыгов-шапсугов в органах власти Краснодарского края. Федеральное собрание РФ, предоставив право квотированного представительства в Законодательных собраниях субъектов федерации коренным малочисленным народам, впоследствии отменило эту норму.

Болезненной остается тема памятника Лазареву и незавершенность комплекса Жертвам Кавказской войны в г.Сочи. Также актуальной остается проблема реализации норм федерального законодательства по защите традиционного образа жизни и исконной среды обитания адыгов-шапсугов. В Краснодарском крае до настоящего времени не принято соответствующего законодательства.

Что касается опыта решения социально-экономических и национально-культурных проблем адыгов-шапсугов, то властями Краснодарского края проводится большая работа в этой области. В этнокультурном плане ситуация на Черноморском побережье мало чем отличается от ситуации в Адыгее, КЧР, КБР.

- Тема памятников генералам Зассу, Лазареву, которую Вы затронули, это тема идеологического переструктурирования географического пространства. Это одна из известных имперских практик: империи, включая в своей состав новые регионы, целенаправленно и последовательно наполняли пространство новыми символами, стирая таким образом одну историческую память и закрепляя другую. Это такие имперские "войны памяти".

В Майкопе начиная с 2008 года планируется построить монумент "Памяти и единения", который призван, по замыслу его инициаторов - адыгского общественного движения "Адыгэ Хасэ" - напомнить, что так или иначе Кавказская война была трагедией для всех народов, которые в ней участвовали. Но без бюджетных средств этот проект будет неподъёмен, а имеющихся общественных средств явно недостаточно: сметная стоимость памятника составляет 53 млн рублей. Как Вы относитесь к ситуации вокруг мемориала? Скажу сразу, что я вообще скептически отношусь к тому, что появление очередного монумента при наличии системных проблем способно что-то изменить.


- Основные проблемы мемориала "Памяти и единения" лежат не в финансовой сфере, а в самой идее мемориала и ее художественном исполнении. Тот вариант, который мне удалось увидеть, вызовет, на мой взгляд, взрыв негодования. Включать к композицию мемориала образы личностей, уничтожавших мой народ, аморально. Надеюсь, автор идеи ответственно подойдет к решению поставленной перед ним задачи. Компромисс с совестью в этой сфере неприемлем. Единство недостижимо путём унижения своего народа, поругания своего прошлого.

- Все темы, которые мы с Вами затронули, активно обсуждаются в пространстве Интернета. Такие порталы, как HEKU.RU и ELOT.RU, уже давно стали дискуссионными площадками, компенсируя своим высоким градусом обсуждений отсутствие в регионе серьезной региональной аналитической прессы. На Ваш взгляд, дискуссии во Всемирной сети креативны или деструктивны? Насколько я знаю, Вы нередко являетесь объектом жесткой критики и общаетесь в Интернете под своим именем.

- Интернет - открытое и доступное пространство. Неудивительно, что именно на черкесских ресурсах в сети интернет обсуждается весь спектр волнующих общество проблем. В целом, это отражает современное состояние СМИ нашей страны: медиа-ресурсы живут своей жизнью, общество своей. Доказывать ценность и значимость свободы слова в XXI веке, думаю, не имеет смысла. В основном, в сети присутствуют анонимные пользователи. Многие, конечно, интеллектуально и эмоционально не готовы к обсуждению сложных тем, есть те, кто "профессионально" провоцирует общество, но в целом, на мой взгляд, открытая дискуссия по самым острым проблемам лучше тотального замалчивания проблем. Я предпочитаю дискутировать в сети от своего имени. Это - мой выбор, и он обусловлен стремлением показать, что гражданская позиция важней способности выкрикивать из-за угла радикальные лозунги.

1 марта 2010 года

Автор:Кавказский Узел
05.03.2010 в 17:34Gedonist
Хорошее и информативное интервью, спасибо.