ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Знаковыми событиями, отражавшими серьезное ухудшение общей ситуации с правами человека в России, стали громкие убийства по меньшей мере пятерых гражданских активистов и ряд случаев давления на других, тем более заметные на фоне нескольких заявлений президента Дмитрия Медведева о важности гражданского общества.
2009 г. характеризовался в России нарастанием насилия и угроз в отношении правозащитников, гражданских активистов и независимых журналистов, особенно тех, кто занимается Северным Кавказом. В сочетании с ограничительным законодательством, давлением на независимые группы и враждебностью со стороны властей это приводило к усугублению и без того не слишком благоприятной ситуации для гражданского общества.
19 января в центре Москвы в разгар рабочего дня был застрелен Станислав Маркелов – известный адвокат-правозащитник, помогавший пострадавшим от нарушений в Чечне. Вместе с ним погибла журналистка Анастасия Бабурова. Обвинение в убийстве предъявлено двум лицам. В марте в Москве был жестоко избит Лев Пономарев, возглавляющий движение "За права человека". В июле в подмосковных Химках ранение из травматического пистолета получил Альберт Пчелинцев, который борется с коррупцией в местной администрации. Неизвестные выстрелили ему в рот, заявив, что это должно заставить его замолчать.
В течение лета три случая похищения и убийства имели место на территории Чечни. 15 июля в Грозном была похищена сотрудница чеченского отделения правозащитного центра "Мемориал" Наталья Эстемирова, занимавшаяся нарушениями со стороны местных силовых структур; в тот же день ее тело нашли в Ингушетии. За этим последовала серия инцидентов, связанных с притеснениями и запугиваниями нескольких сотрудников "Мемориала" в Чечне, одного человека пришлось по соображениям безопасности вывозить из республики. 10 августа из грозненского офиса были похищены руководитель местной гуманитарной НПО "Спасем поколение" Зарема Садулаева и ее муж Алик Джабраилов; на следующий день их нашли убитыми в пригороде чеченской столицы. Считается, что к их похищению и убийству причастны местные силовики; не исключено, что республиканские силовые структуры имеют отношение и к убийству Натальи Эстемировой.
В октябре погиб известный в Ингушетии оппозиционер и гражданский активист Макшарип Аушев: неизвестные буквально изрешетили его машину автоматными очередями.
После убийства Натальи Эстемировой руководитель правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов заявил об ответственности президента Чечни Рамзана Кадырова. Тот подал иск о защите чести и достоинства и обратился с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту клеветы. В октябре по гражданскому иску суд обязал Олова компенсировать моральный вред и опубликовать опровержение, а милиция возбудила уголовное дело, чреватое лишением свободы сроком до трех лет.
В 2009 г. президент Медведев несколько раз высказывался о важности демократии и прав человека для России, признавая наличие ряда проблем, требующих решения. Одним из самых заметных шагов президента в этой области стало создание рабочей группы по реформированию ограничительного законодательства о некоммерческих организациях и общественных объединениях 2006 г. В итоге в июне парламент принял поправки, призванные упростить регистрацию и отчетность для НКО.
При этом все еще продолжают действовать наиболее ограничительные нормы законодательства и подзаконных актов, создающие возможность для избыточного контроля и вмешательства со стороны властей в деятельность российских и иностранных НПО. Для давления на неправительственный сектор используются также проверки соблюдения налогового законодательства, правил пожарной безопасности и Трудового кодекса. В первую очередь объектом таких проверок становятся организации, которые получают зарубежное финансирование или занимаются острыми вопросами. Так, в июле казанский правозащитный центр, помогающий жертвам милицейского произвола, и межрегиональная ассоциация правозащитных организаций "АГОРА" подверглись серии углубленных проверок, а в отношении их руководителей были инициированы юридические санкции.
Сохраняются и положения в законодательстве о борьбе с экстремизмом, позволяющие квалифицировать как экстремистскую деятельность любые преступления, в которых присутствуют политические или идеологические мотивы, а также определенные публичные обвинения в адрес государственных чиновников.
В 2009 г. наблюдалась активизация исламистского вооруженного подполья в Чечне, Дагестане и Ингушетии, что сопровождалось ростом жертв из числа мирного населения и сотрудников силовых структур. Контртеррористические операции по-прежнему сопровождались серьезными нарушениями прав человека, такими как пытки, насильственные исчезновения и внесудебные казни, при сохранении общей безнаказанности.
16 апреля федеральный центр объявил о прекращении режима КТО в Чечне, формально поставив точку в вооруженном конфликте в этой республике. Изменение правового режима нисколько не сказалось на масштабах пыток и незаконных задержаний в рамках мероприятий по борьбе с терроризмом и вооруженным сопротивлением. С июня 2008 г. и в 2009 г. открыто применялась практика коллективного наказания лиц, подозреваемых в связях с боевиками: правозащитным центром "Мемориал" и Хьюман Райтс Вотч документировано по меньшей мере 30 случаев поджога домов таких людей, предположительно – чеченскими силовиками. При этом ни один человек не был привлечен к ответственности за такие действия. Со стороны руководства республики, в том числе и президента Рамзана Кадырова, раздавались заявления о том, что семьи боевиков должны быть готовы к карательным санкциям, если не уговорят своих родственников "выйти из леса".
Об опасности, которой подвергаются те, кто пытается предавать гласности факты произвола, свидетельствовало июльское убийство Натальи Эстемировой. Высокопоставленные республиканские чиновники в Чечне неоднократно выступали с угрожающими заявлениями, обвиняя правозащитников в поддержке боевиков.
К ноябрю 2009 г. Европейский суд по правам человека уже в 119 решениях признал российское правительство ответственным за серьезные нарушения в Чечне, практически неизменно отмечая непроведение властями надлежащего расследования. Россия, как правило, аккуратно выплачивает назначенные суммы компенсации и судебных издержек, однако не принимает мер ни индивидуального (по исправлению конкретных нарушений, включая эффективное расследование и привлечение виновных к ответственности), ни общего – системного характера в интересах недопущения аналогичных нарушений в будущем. Такая ситуация приводит к консервации сложившегося правового произвола.
В Дагестане, по данным местных правозащитников, в 2009 г. были похищены, как минимум, 18 человек. Тела 11 из них вскоре после похищения были найдены с огнестрельными ранениями или другими признаками насильственной смерти. Одним из убитых был Нариман Мамедяров, ранее рассказывавший Хьюман Райтс Вотч, как в сентябре 2008 г. силовики забрали его, держали в полной изоляции и подвергали пыткам. В сентябре 2009 г. его снова похитили, а через некоторое время его тело оказалось среди убитых: по официальной версии – в ходе боестолкновения с сотрудниками правоохранительных органов. Из семерых оставшихся трое были освобождены или сбежали, четверо остаются пропавшими без вести. Некоторые были причислены властями к экстремистам за исламскую практику, другие подозревались в связях с боевиками.
Правозащитники и независимые журналисты подвергаются в Дагестане насилию и запугиваниям. 20 августа был подожжен офис НПО "Матери Дагестана за права человека", которая занимается нарушениями, связанными с антитеррористическими мероприятиями. 11 августа был убит журналист Абдулмалик Ахмедилов, критиковавший силовиков за то, что они в рамках борьбы с религиозным экстремизмом подавляют и законные проявления политического и религиозного инакомыслия. В сентябре 2009 г. нескольким местным активистам, журналистам и адвокатам подбросили листовки с прямыми угрозами физической расправы.
В Ингушетии летом 2009 г. наблюдалась заметная эскалация нападений боевиков на чиновников и сотрудников силовых структур, постепенно нараставших начиная с 2007 г.
Руководство этой республики выделяется тем, что хотя бы на словах признает необходимость соблюдения прав человека. В апреле 2009 г. президент Юнус-Бек Евкуров заявил о намерении обеспечить законность при проведении контртеррористических операций. Он неоднократно встречался с местными правозащитниками и родственниками пропавших без вести, а также создал в республике совет по правам человека. В июне он был тяжело ранен в результате покушения.
При этом местные группы продолжают сообщать о внесудебных казнях, похищениях людей, пытках и жестоком или унижающем достоинство обращении со стороны силовых структур в рамках мероприятий по подавлению вооруженного подполья.
По прошествии больше года со времени российско-грузинского конфликта вокруг Южной Осетии говорить об обеспечении ответственности за нарушение всеми сторонами гуманитарного права все еще не приходится. В свои дома по-прежнему не могут вернуться свыше 20 тыс. человек – жителей целенаправленно уничтожавшихся в Южной Осетии так называемых "анклавных" грузинских сел.
В сентябре 2009 г. был опубликован доклад независимой комиссии Евросоюза, в котором было признано, что нарушения международных норм о правах человека и гуманитарного права совершались во время конфликта всеми сторонами: грузинскими, российскими и югоосетинскими силами. Речь, в частности, идет о неизбирательных ударах грузинских и российских войск, а также о массовых грабежах и поджогах в грузинских селах и о недозволенном обращении, захватах заложников и произвольных арестах со стороны югоосетинских сил. Комиссия также установила, что российские войска не предотвращали или не пресекали нарушения со стороны осетинских ополченцев.
В России насчитывается от 4 до 9 млн. трудовых мигрантов, большинство которых происходят из бывших советских республик. 40% заняты в строительстве, где сталкиваются с такими нарушениями, как незаконное изъятие паспортов, невыплата или несвоевременная выплата заработной платы и опасные условия труда. При этом мигранты располагают лишь немногими реальными возможностями правовой защиты. В государственных ведомствах рассматривались и реализовывались меры, во многом сводившие на нет позитивные реформы, начатые либерализацией с 2007 г. миграционного законодательства.
Милиция под предлогом проверки документов нередко вымогает деньги у лиц с определенной внешностью, в том числе и у трудовых мигрантов.
В России сотни тысяч людей страдают опиоидной зависимостью. Решение правительства о перераспределении финансирования в ущерб программам снижения вреда, которые уберегли от заражения ВИЧ тысячи людей, стало сокрушительным ударом по национальным профилактическим усилиям. В сочетании с упорным нежеланием правительства разрешить метадоновое заместительное лечение наркозависимости – вопреки более чем убедительным доказательствам его эффективности – новый подход к финансированию серьезно повышает риск заражения ВИЧ для наркопотребителей.
Из-за недостаточной доступности морфина в условиях неоправданно жесткого законодательства о наркотических средствах сотни тысяч больных продолжают страдать от излечимой боли при раке, СПИДе и других болезнях.
В 2009 г. Европейским банком реконструкции и развития была принята новая страновая стратегия по России. В документе не получили адекватного отражения ни серьезные проблемы с российской приверженностью плюрализму и законности, ни позиция ЕБРР, направленная на то, чтобы исключить возможность получения финансирования теми субъектами, которые эксплуатируют труд работников, в том числе трудовых мигрантов.
У Евросоюза состоялось два раунда ежегодных консультаций с Россией по правам человека, эффект которых во многом нивелировался низким уровнем участия российской стороны и отсутствием механизмов исполнения решений. Если не считать эпизодических заявлений и демаршей на двустороннем уровне со стороны отдельных европейских лидеров, в частности германского канцлера Ангелы Меркель, общие вопросы прав человека, как представляется, по-прежнему большей частью не входили в повестку контактов с Россией на высоком уровне как у отдельных стран-членов, так и у Евросоюза в целом. Продолжались переговоры по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, срок действия которого истек в декабре 2007 г.
С приходом в Белый дом Барака Обамы вновь открылись перспективы конструктивного американо-российского сотрудничества. Президент и его госсекретарь Хиллари Клинтон много говорили о "перезагрузке" отношений, при этом сам Обама отмечал, что новое качество отношений должно включать утверждение прав человека и законности в России. Пока неясно, в какой мере эта заявленная позиция будет проявляться в твердой решимости поднимать наболевшие вопросы прав и свобод. Во время своего июльского визита в Москву Обама подчеркивал важность динамичного гражданского общества, гражданских свобод вообще и "правительства, которое было бы подотчетным и прозрачным". В ходе посещения России в октябре 2009 г. госсекретарь на встрече с представителями неправительственного сектора уверяла, что права человека и демократические ценности будут занимать важное место в российско-американском диалоге.
В сентябре 2009 г. докладчик ПАСЕ по средствам правовой защиты в связи с нарушениями прав человека на Северном Кавказе Дик Марти опубликовал доклад, в котором отмечалось, что "общая атмосфера безнаказанности на всех уровнях способствует распространению насилия". Тогда же Парламентская ассамблея Совета Европы выразила обеспокоенность в связи с нападениями и угрозами, которым подвергаются правозащитники на Северном Кавказе, проведя специальное слушание по этому вопросу. На той же сессии ПАСЕ была принята новая резолюция по прошлогоднему конфликту на Кавказе с требованием обеспечить свободный доступ в Южную Осетию и Абхазию для международных наблюдателей и возвращающихся грузинских вынужденных переселенцев.
В феврале ситуация в России рассматривалась Советом ООН по правам человека в рамках механизма универсального периодического обзора. С российской стороны при этом не последовало заявлений о намерении предпринять конкретные шаги по обозначенным в ходе рассмотрения ключевым проблемным моментам, таким как доступ для мониторинговых механизмов ООН, реформирование ограничительного законодательства о неправительственных организациях и искоренение безнаказанности за массовые нарушения на Северном Кавказе. Несмотря на неоднозначную ситуацию с правами человека, в мае Россия была переизбрана в состав Совета. После июльского убийства Натальи Эстемировой доступ в Россию для проведения расследования запрашивали тематические механизмы ООН по пыткам, по насильственным исчезновениям, по внесудебным казням и по правозащитникам, однако им было отказано. Ситуация в России вновь оказалась в фокусе внимания в октябре, в связи с рассмотрением ее в Комитете ООН по правам человека, который принял довольно жесткое заключение, обозначив целый ряд проблем и настоятельно рекомендовав России принять конкретные меры по их устранению.
Международный уголовный суд продолжал анализировать преступления, совершенные всеми сторона конфликта вокруг Южной Осетии в августе 2008 г. Россия не является участником Римского статута.
Международный олимпийский комитет провел несколько посещений Сочи, где должны пройти зимние игры 2014 г. Представители МОК уклонились от встречи с активистами или гражданами, имеющими вопросы относительно прав собственности и экологических проблем в связи с подготовкой к Олимпиаде.
Январь 2010 года