ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
На процессе по уголовному делу о нападении боевиков на силовые структуры Кабардино-Балкарии 13 октября 2005 года сегодня были допрошены ряд свидетелей и потерпевших. Показания касались эпизода об атаке на ОВД-2 Нальчика.
Мадина Канкулова в 2005 году работала кассиром в детском парке, расположенном напротив здания второго отдела внутренних дел. Утром 13 октября 2005 года она зашла в туалет помыть руки и в этот момент услышала стрельбу и взрывы. Все время, пока шла стрельба, она находилась в туалете, закрывшись. От пережитого стресса она заболела и стала инвалидом. Следствием Канкулова была признана потерпевшей, однако от гражданского иска она отказалась.
Потерпевшая Оксана Унатлокова потеряла мужа Мурата Унатлокова, сотрудника ДПС, который утром 13 октября 2005 года был по тревоге вызван на место службы. Вечером того же дня привезли его тело. Об обстоятельствах гибели ее мужа Унатлоковой стало известно со слов сослуживца, который рассказал, что Мурата застрелил снайпер с крыши школы №5.
Два офицера Группы оперативного управления Алиев и Капустин рассказали суду о том, что были ночью по тревоге направлены в район дачного поселка. Утром они выдвинулись в город. Алиев заблокировал перекресток в районе Дома радио, где увидел два трупа. Капустин вернулся в свой рабочий кабинет во 2-м ОВД и нашел его значительно поврежденным.
Свидетель Анзор Апажев в 2005 году работал оперуполномоченным уголовного розыска 2-го ОВД. Он просил суд допросить его в закрытом судебном заседании, однако суд отклонил его ходатайство. Свидетель сообщил, что утром 13 октября он в составе группы находился в районе средней школы №7 «на адресной проверке». Поступила информация о нападении на 2-й ОВД, и группа выдвинулась к месту службы. Добирались сотрудники окольными путями: со стороны улицы Мечникова забрались на территорию стадиона и находились там до окончания нападения.
Адвокат Абубакаров спросил у свидетеля, в отношении кого проводилась «адресная проверка» - не лиц ли, состоящих на учете в качестве приверженцев ваххабизма. Свидетель ответил, что в рамках своих служебных обязанностей он занимался раскрытием грабежей и краж, а кого он именно в тот момент проверял, не помнит.
Адвокат также спрашивал, видел ли свидетель задержанных после 13 октября, известно ли ему о применении к ним пыток, на что свидетель ответил отрицательно. «Пару раз был в УБОП, но по факту применения пыток ничего не знаю, так как я там не работал», - сказал Апажев.
Вадим Дышеков, работавший в 2005 году начальником дознания 2-го ОВД сообщил суду, что утром после развода он поднялся в свой рабочий кабинет. В этот момент начался обстрел здания.
«У меня был при себе табельный пистолет, еще я получил в оружейной комнате автомат, поднялся на третий этаж и отражал нападение», - сообщил свидетель. По его словам, нападавших было «больше пяти, но меньше десяти».
Как сказал Дышеков, бой продолжался около трех часов. Когда свидетель вышел на улицу, он увидел трупы, возле которых лежало оружие: автоматы, «два-три самодельных гранатомета», боеприпасы.
Вопросы, заданные свидетелю защитой, касались учета лиц, исповедующих ваххабизм, преследования верующих, закрытия мечетей. Свидетель сказал, что ему обо всем этом ничего не известно.
Защита выясняла также обстоятельства гибели человека с пакетом, из которого торчали провода. Об этом человеке говорили и другие свидетели. Дышеков подтвердил, что видел этот труп и что из пакета, действительно, торчали провода, но кто был этот человек, что это были за провода, он не знает.
На процессе о нападении боевиков на Нальчик в настоящее время рассматривается четвертый из десяти эпизодов уголовного дела — нападение на 2-й ОВД. На заседаниях 4 марта, 9 марта, 18 марта, 22-23 марта, 25 марта и 2 апреля были допрошены несколько свидетелей по этому эпизоду и пострадавшие - сотрудники 2-го ОВД, получившие в ходе нападения различные ранения и травмы. 28 марта подсудимые сорвали судебный процесс, не согласившись на замену адвоката.
В ходе судебных заседаний по первым трем эпизодам 25 февраля, 16 февраля, 15 февраля, 11 февраля, 9 февраля, 8 февраля, 4 февраля, 28 января, 25 января, 21 января и 12 января было допрошено большинство свидетелей. Стороной обвинения были оглашены показания свидетелей, чья неявка в суд после обсуждения участниками процесса была признана уважительной.
На скамье подсудимых по данному делу находятся 58 человек, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений во время нападения на Нальчик, в ходе которого погибли 35 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, 14 мирных жителей, а также 92 нападавших. Подсудимым инкриминируется совершение преступлений, предусмотренных статьями УК "терроризм", "убийство двух и более лиц", "покушение на жизнь сотрудников правоохранительных органов", "незаконное ношение и хранение оружия". По версии обвинения, участники нападения на силовые структуры КБР преследовали цель захватить оружие, однако это им не удалось "по независящим от них причинам". Большинство обвиняемых вину не признают.