02:35 / 20.08.2010Инициатором похищения сына вице-президента "Роснефти" следствие считает Саида Бурятского

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Следствие считает, что инициатором похищения сына вице-президента "Роснефти" Михаила Ставского Максима являлся боевик Саид Бурятский (Александр Тихомиров), убитый в ходе спецоперации в Ингушетии в марте этого года. Однако подсудимые отрицают какие-либо связи с северокавказскими боевиками.

Как сообщал "Кавказский узел", 19 августа суд признал чеченцев Магомеда Горчханова и Зарему Датаеву виновными в киднепинге. Магомед Горчханов приговорен к 14 годам строгого режима, Зарема Датаева - к шести годам общего режима. Также суд частично удовлетворил гражданский иск потерпевшего, взыскав с осужденных миллион рублей, хотя изначально было затребовано 10 млн. рублей.

По версии следствия, Горчханов, Датаева, а также гражданский муж Датаевой Виталий Чернобровкин, убитый в ходе спецоперации в Ингушетии в 2009 году, "вступили в 2008 году в банду Саида Бурятского", так как все трое придерживались экстремистских взглядов, пишет "Коммерсант".

Тогда группе Бурятского были нужны средства на организацию терактов, полагает следствие, поэтому лидер боевиков предложил Чернобровкину и Горчханову заняться похищением людей в Москве, они согласились, в сентябре 2008 года переехали из Назрани в Москву, вместе с ними в российскую столицу перебралась и Датаева.

В Москве, по версии следствия, они познакомились с еще двумя фигурантами дела - бывшим сотрудником МВД, инструктором по рукопашному бою Андреем Карповым, который был убит на Кавказе, и уроженцем Башкирии Александром Яшиным, раненным в ходе спецоперации в Ингушетии в 2010 году. Сейчас Яшин находится в больнице с 12 огнестрельными ранениями. Возбужденное против него дело выделено в отдельное судопроизводство. Таким образом, к моменту суда в живых остались трое членов группы. В качестве обвиняемых в Гагаринском суде выступали только Горчханов и Датаева.

Между тем гособвинение на суде наставило на том, что оба подсудимых виновны и должны понести наказание. Причем, по версии обвинения, злоумышленники, похитив сына вице-президента "Роснефти", хотели не просто обогатиться: средства, которые предполагалось получить за мальчика, они хотели направить на финансирование террористической деятельности. Согласно материалам дела, в их квартире на Ленинском проспекте была найдена экстремистская литература.

На суде Горчханов полностью признал свою вину, однако, по его словам, это похищение не имело никакого отношения к финансированию северокавказского бандподполья. Датаева в свою очередь вины не признает и настаивает, что не знала о деятельности своего гражданского мужа. По версии же следствия, женщина готовила еду и для похитителей и для жертвы, а потому была в курсе дел. В то же время со слов сына Ставский-старший рассказал, что тот не видел, кто ему готовил.

На суде Датаева рассказала, как она познакомилась со своим гражданским мужем Чернобровкиным и как попала в Москву. Женщина говорила тихим голосом, время от времени вытирая слезы с глаз бумажным платком, отмечает Gzt.ru.

"Я родилась в Грозном, но как началась вторая чеченская война, мы с семьей бежали в Ингушетию. Там в 2002 году я и встретила Чернобровкина. Он был приятным, общительным молодым человеком с хорошим чувством юмора", — рассказывала Датаева. По ее словам, буквально через несколько месяцев после их знакомства Чернобровкина арестовали и осудили, так как у него дома нашли автомат. На свободу он вышел только в 2008 году и уехал к матери в Читу, девушка к тому времени уже вернулась домой в родной Грозный.

"Сначала мы несколько месяцев общались по телефону, потом он предложил приехать к нему, сказал, что нашел работу. Я согласилась и приехала", — сообщила Датаева, добавив, что Чернобровскин ей нравился, а она очень хотела семью и детей. В Чите они прожили несколько месяцев, затем знакомый ее гражданского мужа Магомед Горчханов предложил Чернобровкину перебраться в Москву и поработать в автосервисе. "Я согласилась поехать в Москву, потому что мне нужно было найти хорошего врача. Я очень хотела детей, но у нас никак не получалось", — пояснила на суде Зарема Датаева.

Приехав в Москву в октябре 2008 года, они с мужем поселились в квартире на Ленинском проспекте, которую снимал Горчханов. Сначала Датаева пыталась работать, но из-за плохого состояния здоровья ей пришлось уволиться уже через несколько месяцев. "Я не работала и почти все время ходила по врачам, делала обследования, — заверила женщина. — Я и знать не знала, что муж и Горчханов планируют преступление! Я даже ничего не знала, когда в дверь стали ломиться сотрудники милиции!".

Датаева подробно рассказала об обстоятельствах ее задержания в ночь с 17 на 18 июля 2009 года. "Было 11 часов вечера, и я уже ложилась спать, когда раздался стук в дверь и крики: "Открывайте!" — вспоминала она. — Я испугалась, не стала подходить к двери и сразу начала звонить мужу". По словам женщины, Чернобровкин попытался ее успокоить, сказал, что скоро приедет, и посоветовал ей звонить в милицию и хозяйке квартиры.

"Я не понимала, что происходит, я просто ждала, пока приедет муж, хозяйка и милиция, пока они все приедут! — говорила Датаева. - Примерно через два часа дверь взломали и в квартиру ворвались полтора десятка сотрудников милиции". Во время обыска был найден паспорт Михаила Ставского, его костюм и личные вещи. По словам подсудимой, о том, что ее муж совершил преступление, она узнала только в отделении милиции.

Адвокат Заремы Датаевой Анна Бюрчиева во время своего выступления в суде обращала внимание суда на то, что "в материалах дела нет ни одного доказательства, что Зарема хотя бы знала о преступлении, не говоря уже о том, что она принимала в нем участие". "Она ничего не знала, и никакую еду не готовила, — заявила Бюрчиева. — Если бы она каждый день готовила бы для Ставского, то она должны была бы ежедневно приезжать в деревню, где его держали, ее бы там обязательно кто-нибудь заметил! В доме бы остались какие-нибудь ее вещи. Но этого ничего нет. Она получается какой-то невидимкой".

К тому же, по словам адвоката, пищу для похищенного могли готовить и мужчины. "Это смешно, как ребенок мог определить, что еда приготовлена руками женщины? К тому же мужчины могут готовить гораздо лучше!" — подчеркивала адвокат.

Звонок спас жизнь ребенку! Мишу могли и убить. Именно ради жены Чернобровкин принял решение отпустить Ставского

Кроме того, как заявила Анна Бюрчиева, если бы Датаева была в курсе преступления, то за те два часа, когда милиционеры взламывали дверь в квартиру, она бы успела уничтожить все документы Ставского и избавиться от улик на ее мужа и его подельников. "Она бы засучила рукава, развела бы костер и сожгла бы все улики и ищите потом, кого хотите! — уверяла Бюрчиева. — Но она только позвонила мужу. И этот звонок спас жизнь ребенку! Мишу могли и убить. Именно ради жены Чернобровкин принял решение отпустить Ставского!".

В конце судебного заседания Горчханов и Датаева выступили с последним словом. "Я держалась все это время, год и два месяца, — говорила Датаева. — Я сожалею вообще о том, что это случилось, хотя моей вины нет. Я оказалась заложницей этой ситуации. Если бы я только могла предотвратить эти события".

Горчханов, взяв слово, заявил, что "совершил преступление и признался в нем". "За каждое преступление в этой жизни нужно нести наказание. Я готов нести наказание, но тот срок, который запросила прокуратура, — это очень много. Уважаемый суд, если вы посчитаете возможным облегчить мою судьбу, не наказывайте меня так строго".

Я готов нести наказание... Но тот срок, который запросила прокуратура, — это очень много

Напомним,что похищение Ставского-младшего произошло в апреле 2009 года. 17-летнего студента Университета нефти и газа им. Губкина похитили практически у дверей вуза.

Однако преступникам удалось сделать это только со второго раза: первая попытка, предпринятая в феврале 2009 года, не увенчалась успехом - Ставский вырвался и убежал, пишет Newsru.com. Тогда, чтобы усыпить его бдительность, похитители отправили ему сообщение в социальной сети "ВКонтакте.ru", в котором написали, что его пытались схватить по ошибке, а на самом деле все было направлено против одного из его друзей. Семью Ставских это объяснение успокоило, и они не стали нанимать сыну охрану.

Спустя чуть более месяца преступникам удалось похитить юношу. Его держали в Подмосковье, приковав цепями и угрожая оружием. По версии следствия, целью похищения был выкуп за освобождение мальчика. Однако отцу Ставского требования выкупа от похитителей так и не поступили. 18 июня 2009 года молодого человека отпустили.

Автор:Кавказский Узел