10:30 / 13.09.2010На митинге против террора во Владикавказе звучали требования об отставке Мамсурова

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Во время митинга против террора, состоявшегося во Владикавказе 11 сентября, инициативная группа выдвинула требования об отставке главы республики Таймураза Мамсурова, также звучали требования о выселении с территории Северной Осетии всех ингушей и закрытии административной границы. Как говорят жители Владикавказа, теракт 9 сентября произошел несмотря на усиление мер безопасности в республике.

Напомним, митинг с участием около 200 человек прошел перед республиканским домом правительства во Владикавказе. Люди собрались в круг, в центр которого выходили выступающие. Суть каждого выступления сводилась к тому, что в республике необходимо обеспечить безопасную от террористических угроз жизнь. Участники митинга договорились о том, чтобы провести повторную акцию 15 сентября.

Участники митинга требовали встречи с Мамсуровым

Собравшиеся требовали встречи с Таймуразом Мамсуровым. Вместо него к митингующим вышел замминистра внутренних дел Северной Осетии Сослан Сикоев. "Мамсуров не выйдет, потому что если он выйдет, будет анархия", - заявил Сикоев. "Тогда пусть уйдет!" - посоветовал один из собравшихся.

Во время митинга молодой человек по имени Тамик Кусов отметил, что, если в других республиках взрывают солдат и милиционеров, то в Северной Осетии - мирных жителей.

Дом правительства охраняли милиционеры и солдаты в спецназовских "сферах" с дубинками в руках. ""Космонавтов" пригнали, видимо, на самом деле испугались", - закричал один из митингующих.

"Я хочу, чтобы власть нам ответила: как могла машина с 40 кг взрывчатки проехать из Ингушетии в Осетию так, что никто ничего не обнаружил?" – заявила активистка организации "Матери Беслана" Марина Пак. "Ментам на посту денег дали, и они потеряли зрение", - ответили ей, пишет сегодня газета "Коммерсант".

Сослан Сикоев, в свою очередь, говорит, что лучшие следователи, специалисты, эксперты России работают над установлением виновных в теракте. "Это угроза не только для Северной Осетии, а для всего Северо-Кавказского округа", - цитирует слова замминистра газета "Время новостей".

Комментируя требование митингующих наказать сотрудников, которые пропустили машину со взрывчаткой из Ингушетии, замминистра ответил: "Сотрудники милиции не вправе никакую границу закрывать - это первое. И второе - как показали первоначальные следственные действия, сотрудники милиции добросовестно досмотрели машину, что доказывают и материалы, зафиксированные на мониторах видеонаблюдения. Я больше скажу: по первоначальной версии, взрывчатка находилась в баке машины. Таким образом, никакой милиционер не мог на глаз определить в багажнике взрывчатку".

Напомним, СКП России и прокуратура начали проверку действий постовых милиционеров, пропустивших террориста-смертника. Следствие подозревает, что сотрудники МВД проявили халатность, не досмотрев багажник машины, в котором находилась бомба. Поводом для проверки сотрудников МВД стали показания охранника рынка Аслана Плиева, который за несколько минут до взрыва не впустил террориста на рынок.

Жители Владикавказа говорят, что "предчувствовали" теракт

С первых чисел сентября было такое ощущение, что должно что-то случиться во Владикавказе, говорит житель города Аслан Цакоев. "Стали чаще проверять машины, особенно багажники. Больше стало ездить патрульных машин по городу. С 1 по 3 сентября была закрыта дорога через Беслан. В прошлом году тоже закрывали дорогу, даже ограничивали движение по федеральной трассе. Но такого напряжения, как в это раз накануне теракта, не было", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Аслан Цакоев.

Он утверждает, что о подготовке теракта знали не только силовики. "Водитель одной из маршруток выгрузил своих пассажиров далеко от места конечной остановки и предупредил: на рынок сегодня не ходите, там будет неладно", - говорит собеседник.

Сам Аслан утром в день взрыва поехал на рынок за хлебом из села Эльхотово, который считается самым вкусным в республике. Накануне он предложил соседу, 79-летнему Шаху Шахназаряну, подвезти его до рынка. Старик ездит туда продавать выращенное на своем приусадебном участке: зелень, фрукты, овощи.

"Тот отказался: "Ты поздно поедешь, я к этому времени уже все распродам. А вот на обратном пути домой и меня прихватишь". "Я поставил свою "Газель" подальше от рынка, народу много утром, вся площадь перед базаром заставлена машинами. Посмотрел, вижу: дед еще стоит со своей корзинкой с зеленью и яблоками. И только зашел в магазин, как вдруг раздался сильный хлопок. Какое-то мгновение, сотую доли секунды было тихо, а потом сразу раздались крики женские, просто жуткие крики. Я такого еще не слышал", - рассказывает Аслан Цакоев.

"Выскочил из магазина, а вокруг лежат разбросанные тела людей, окровавленные.  Обратил внимание, что почему-то на некоторых не было части одежды. И сразу, буквально через несколько минут, появились машины скорой помощи, как будто они за углом у магазина "Гурман" стояли", - говорит Аслан.

Он отмечает, что на улице был дым от горящей взорванной машины. "Я кинулся деда Шаха искать, споткнулся обо что-то, чуть не упал. Это чья-то нога была, женская, в коричневой туфле. Смотрю, моего соседа уже везут на тележке, на которой товар по рынку развозят, к "Скорой". Его посекло осколками", - говорит очевидец.

По его словам, погибли и получили ранения в основном те женщины, которые торгуют обычно у входа на рынок зеленью и сыром, и те, кто в этот момент шел на рынок и столпился у ворот, где обычно охранник проверяет сумки. "Тела убитых и раненых разметало по всей площади. Соседка наша погибла, молодая женщина. У нее десятимесячная девочка осталась. Взрыв был очень сильный. Моя машина стояла в ста метрах от места, где взорвалась машина смертника, ни одного стекла не осталось, все повылетали. Потом вдруг всех стали выгонять с площади: кто-то сказал, что есть вероятность второго взрыва. Но обошлось", - рассказывает Аслан.

По его словам, врачам, сотрудникам МЧС, которые тоже оперативно прибыли на место трагедии, большую помощь оказывали молодые люди, которые в этот момент оказались около рынка. Аслан на своей машине отвез в больницу трех человек: у женщины были осколки в спине, а еще двое парней, по его словам, были контужены.

Другая свидетельница, Инна Кодзаева, торговавшая 9 сентября на рынке, считает, что от верной гибели ее спасли ее покупательницы. "Две женщины остановились около меня, попросили, чтобы я выбрала им несколько пучков кинзы. Я наклонилась к сумке, и тут взрыв. Одну женщину ранило, а вторая сразу погибла", -  рассказала Инна корреспонденту "Кавказского узла".

"А у меня только два осколка в руку попали. Но это ерунда", - говорит собеседница.

Я, видно, родилась не в одной рубашке, а в двух, если в двух терактах оказалась и осталась жива

Этот взрыв на рынке Владикавказа – второй в жизни Инны. Первый раз это случилось в марте 1999 года. Тогда корреспондент "Кавказского узла" с Инной познакомилась в больнице. Ее волосы, брови были опалены огнем, а нейрохирург Хасан Гулуев диагностировал у нее сотрясение головного мозга: от взрывной волны Инну так швырнуло, что она сильно ударилась головой о металлический прилавок.

"Тогда взрывное устройство террористы спрятали под прилавком, и многие люди получили ранения в ноги. В тот день погибло более 50 человек,  – вспоминает Инна. - А я, видно, родилась не в одной рубашке, а в двух, если в двух терактах оказалась и осталась жива".

По мнению одного из сотрудников правоохранительных органов Северной Осетии, который занимается расследованием этого взрыва, подобные теракты возникают с пугающей периодичностью.

"Как только на бытовом уровне начинают налаживаться отношения между народами Северной Осетии и Ингушетии, то обязательно где-то громыхнет. В последнее время во Владикавказ стало много приезжать соседей: на рынок, в магазины. Какие-то мероприятия стали совместные проводить среди молодежи. В Ингушетии в Джейрахской поликлинике, к примеру, а это ингушский район, работает врачом осетинка. Но нет, кому-то нужно, чтобы в нашем регионе была нестабильная обстановка. Так же было и перед Бесланом. Только стало нормализовываться все, как произошел захват школы", говорит собеседник.

Как сообщал "Кавказский узел", теракт произошел утром 9 сентября, когда террорист-смертник на автомобиле "Волга" привел в действие у входа на Центральный рынок Владикавказа бомбу мощностью 30-40 кг в тротиловом эквиваленте. Число жертв теракта составило, по последним данным, 17 человек, не считая самого смертника - 14 погибли на месте, еще три человека скончались в медицинских учреждениях. Общее число пострадавших на данный момент составляет 173 человека.

В общей сложности, в больницах на стационарном лечении в республике остаются 120 человек, не считая 17 человек, которых отправили на стационарное лечение в клиники Москвы. По данным Минздрава республики, состояние 112 пострадавших оценивается как средней степени тяжести. Трое находятся в крайне тяжелом состоянии, на аппарате искусственной вентиляции легких. Пятеро - в удовлетворительном состоянии.

Смертником, по предварительным и неокончательным данным, оказался Магомед Арчаков. Ранее источник в правоохранительных органах Северной Осетии, говоря о личности предполагаемого смертника, называл также фамилию Арчиев. Со ссылкой на республиканское МВД фамилия озвучивалась также в варианте Арчеев.

Всего по обвинениям в причастности к взрыву задержаны трое подозреваемых. С ними проводятся оперативные мероприятия, однако в правоохранительных органах пока не поясняют подробности.

Автор:Татьяна Гантимурова