ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Чем дальше продвигается работа в Женевских дискуссиях, тем больше появляется проблем, задач и вопросов, утверждает полпред президента Южной Осетии по вопросам постконфликтного урегулирования Борис Чочиев. По его словам, Южная Осетия настаивает на подписании соглашения о неприменении силы, так как считает, что ни один вопрос без него нельзя решить.
Напомним, следующий, тринадцатый, раунд Женевских дискуссий по безопасности в Закавказье пройдет 14 октября. Перед каждым раундом в Женеве сопредседатели посещают Тбилиси, Сухуми и Цхинвали, пытаясь сблизить позиции сторон.
Комментируя прошедшую 1 октября в Цхинвале встречу сопредседателей Женевских дискуссий по безопасности от Евросоюза, ОБСЕ, ООН с властями Южной Осетии, Борис Чочиев заявил, что решение гуманитарного вопроса и вопроса возвращения беженцев невозможны без подписания соглашения о неприменении силы со стороны Грузии. "Решение этих вопросов вытекает именно из подписания соглашения о неприменении силы. Без подписания соглашения о неприменении силы ни один вопрос нельзя решить", - пояснил Чочиев корреспонденту "Кавказского узла".
Он подчеркнул, что проблему беженцев надо рассматривать, начиная с 1989 года, и в обоих направлениях, а не в одностороннем порядке, как это пытаются сделать международные организации.
"Наша позиция продолжает оставаться неизменной. Группу по решению вопроса беженцев возглавляет госсоветник президента Южной Осетии Константин Кочиев. Мы не уходим от обсуждения проблемы беженцев, но эту проблему надо рассматривать с 1989 года. А до тех пор, пока международные организации будут поддерживать только Грузию в возвращении грузин в Южную Осетию и Абхазию и не говорить о возвращении более 100 000 осетин, изгнанных из Грузии, мы не намерены принимать этот вопрос за основу. Мы заявляем, что это все надо рассматривать в комплексе, а не так, как это делает Генассамблея ООН", - сказал Чочиев.
Он отметил, что все те осетины-беженцы, которые вернутся в Грузию, будут признавать, что они возвращаются на "территорию суверенного государства под названием Грузия". "Также и грузины, которые ушли отсюда не по вине осетин, должны будут официально признавать, что они возвращаются на территорию суверенного и независимого государства Республики Южная Осетия. Только на таких условиях может идти речь об обоюдном возвращении беженцев. Но как могут вернуться беженцы-осетины в Грузию без подписания соглашения о неприменении силы, если им не гарантируют безопасное нахождение там? Хотя у нас сейчас готовы предложения касательно беженцев, но мы их озвучим в Женеве", - добавил собеседник.
Касаясь решения гуманитарного вопроса, Чочиев обратил внимание на то, что авторы проекта, предложенного участникам женевских дискуссий не учли, что Южная Осетия и Абхазия суверенные государства. "Мы получили предложение от сопредседателей второй группы относительно решения некоторых гуманитарных вопросов, но там 99% - политика, и только 1% относится к гуманитарному вопросу", - уточнил Чочиев.
По его словам, "кропотливым путем доказательств" югоосетинской делегации удалось сделать мизерные шаги вперед и повлиять на умы международных организаций и европейских структур.
"Сначала Грузия отказывалась признавать себя страной-агрессором. Международная комиссия ЕС по расследованию августовских событий 2008 года во главе с Хайди Тальявини доказала обратное. Потом отрицали, что грузинские правоохранительные органы причастны к исчезновению граждан Южной Осетии Хачирова, Плиева и Хугаева, хотя теперь уже есть доказательства. Сегодня Грузия отказывается давать юридически обязывающие гарантии о неприменении силы по отношению к Южной Осетии. Но до решения основного вопроса, то есть подписания соглашения о неприменении силы, нельзя рассматривать второй вопрос - о беженцах", - уверен Чочиев.
Полпред президента Южной Осетии убежден, что единственное, в чем есть продвижение на переговорах – это в создании механизма по предотвращению реагирования на инциденты. "Но этот формат тоже политизируется, никаких больших результатов пока что не достигнуто. Этот механизм регулярных встреч должен давать результаты, а не существовать просто ради встреч", - заключил Чочиев.
Независимый эксперт Алексей Маргиев считает женевские дискуссии бесполезными. "На мой взгляд, женевские дискуссии не будут иметь результатов. Считаю их пустой тратой времени, так как Грузия никогда не согласится признавать наши условия, а мы, соответственно, не можем согласиться на сегодняшние условия Грузии. Это мое личное мнение", - констатировал Маргиев.
Борис Чочиев полагает, что предоставленная женевская площадка все же имеет свои плюсы, и благодаря ей иногда удается доводить правду до международных делегаций.
"Радует, что международные организации понемногу начинают менять мнение. Вы бы видели, как на встрече сопредседателей Женевских дискуссий по безопасности от Евросоюза, ОБСЕ, ООН, прошедшей в Цхинвале 1 октября, были шокированы некоторые участники встречи, когда им показали видеоматериал, на котором запечатлены издевательства сотрудников силовых структур Грузии над нашими гражданами Тенгизом Бакаевым и Родионом Икаевым. Сопредседатели расценили этот материал как "эпоху средневековья", - высказался чиновник.
Чочиев сообщил, что впоследствии Бакаева удалось вернуть путем обмена пленных, а факт нахождения Икаева в грузинской тюрьме грузинская сторона отрицает.
"Исчезновения людей в конфликтной зоне не прекратились, но надо признать, что их стало меньше, но не благодаря Женевским дискуссиям. Люди просто начали серьезнее и осторожнее относиться к пересечению границы", - выразил свое мнение Чочиев, отметив, что последний случай похищения был на границе месяц тому назад.
"Казбек Дзугкоев, гражданин РСО-Алании, который приехал в Южную Осетию на заработки, работал в одной из строительных фирм. Находясь по работе в Цхинвальском районе, Дзугкоев перешел границу на 10 метров и его сразу же похитили", - рассказал Чочиев.
По данным аппарата полпреда президента Южной Осетии по вопросам постконфликтного урегулирования на 20 июля 2010 года, в исправительно-трудовых учреждениях Грузии содержится 30 граждан Южной Осетии, из них трое были задержаны после августовских событий 2008 года. Во время этих событий без вести пропавшими считаются семь человек. 21 человек, захваченный во время и после августовских событий, освобождены. В 2009 году задержаны 106 граждан Грузии, из них отпущены 99 человек. В 2010 году задержаны 25 граждан Грузии, все они отпущены.
Отметим, что Грузия настаивает на освобождении десятков своих граждан, осужденных в Южной Осетии за незаконный переход грузино-югоосетинской границы, которую Тбилиси не признает. Согласно соглашению о неприменении силы, предложенному Россией, Тбилиси, Сухум и Цхинвал должны направить отдельные письма Совету безопасности ООН, в которых возьмут на себя односторонние обязательства не прибегать к силовым мерам.
Грузия отказывается от принятия этого документа, так как в нем не предусматривается вывод российских вооруженных сил из зоны конфликта и, кроме того, сама Россия отказывается подписывать соглашение, не считая себя стороной конфликта.