14:50 / 18.10.2010Адвокат обвиняемых в подрыве "Невского экспресса" жителей Ингушетии уверена в их невиновности

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Адвокат десяти жителей ингушского села Экажево, которым инкриминируются подрывы поезда "Невский экспресс" в 2009 году и в 2007 году, Аза Яндиева приехала в Москву для встречи со своими подзащитными. По ее мнению, новые обвинения в адрес ее подзащитных не имеют под собой почвы.

Напомним, изначально десяти жителям ингушского села Экажево, большинство из которых носят фамилию Картоевы, инкриминировался подрыв поезда "Невский экспресс" в 2009 году, однако в конце сентября стало известно, что следствие предъявило им новые обвинения - в подрыве "Невского экспресса" в 2007 году.

По делу проходят Картоев Тархан Уматгиреевич, Картоев Татархан Уматгиреевич, Картоев Беслан Уматгиреевич, Картоев Идрис Алиханович, Аушев Залимхан Якубович, Картоев Мурат Мухажирович, Картоев Тимур Мухажирович, Картоев Ильяс Даудович, Картоев Беслан Даудович, Картоев Магомед Мусаевич.

Адвокат намерена встретиться со своими подзащитными, чтобы, как она пояснила корреспонденту "Кавказского узла", допросить их, а затем провести необходимые процессуальные действия. Аза Яндиева предполагает, что на первых порах следователь, занимающийся этим делом, будет чинить ей препятствия, "искать разные причины, чтобы я не смогла встретиться с Картоевыми, потому что в этом деле разворачивается полный беспредел".

"Я занимаюсь этим делом с самого начала и была на месте этих событий, - рассказывает Аза Яндиева. - Семье Картоевых устроили настоящую Варфоломеевскую ночь: силовики ворвались к ним 2 марта 2010 года ни свет ни заря, убили четырех братьев Картоевых, которые вышли защитить свой дом, своих родителей. Убили безоружных ребят, у которых не было никаких конфликтов с законом - парни занимались тяжелым физическим трудом - строительными работами. Троих братьев Картоевых арестовали. Дом Картоевых взорвали, забрав предварительно все, что имело хоть какую-то ценность - даже детские памперсы прихватили".

Яндиева говорит, что обратилась в прокуратуру Ингушетии с просьбой ответить на вопрос, "есть ли закон, позволяющий силовикам уничтожать жилище мирных граждан". "Мне ответили: по этому факту необходима прокурорская проверка. Однако подобные явления носят в Ингушетии массовый характер, и никто этим не занимается", - отмечает адвокат.

Вместе с ней приехал отец троих арестованных братьев Уматгирей Картоев. Он утверждает, что его сыновья невиновны и считает, что их заставляют брать на себя преступления, которых они не совершали, под пытками. "А моим погибшим сыновьям приписывают все нераскрытые преступления, в том числе и убийства - ведь мертвые возразить не смогут. Очевидно, их для этого и убили", - уверен Картоев-старший.

По его словам, трупы четырех его сыновей, убитых 2 марта, не выдают для похорон: "Я писал заявление на имя прокурора Ингушетии с просьбой выдать тела, но ответа не получил. Неоднократно встречался с президентом Юнус-Беком Евкуровым, писал в разные инстанции, в том числе в прокуратуру и Следственный комитет России, но результата нет. Я бессильный старик с больным сердцем, и у жены моей после тех событий (спецоперация 2 марта) начались приступы удушья, она еле ходит. Перед смертью мы с женой хотели бы похоронить мертвых и увидеть оставшихся в живых сыновей".

Комментируя новые обвинения, предъявленные фигурантам дела о подрыве "Невского экспресса", Аза Яндиева и Уматгирей Картоев назвали их "полным бредом".

Руководитель ингушской правозащитной организации "Машр" Магомед Муцольгов также сомневается в истинности ранее распространенной силовиками информации по поводу Картоевых.

"Когда людей арестовывают и громко рекламируют их задержание, а впоследствии оказывается, что требуются новые обвинения в связи с тем, что прежние доказать сложно или невозможно, я теряю доверие к следствию и правоохранительным органам и начинаю серьезно сомневаться в ранее распространенной силовиками информации", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Магомед Муцольгов.

Между тем, по данным источника в российских спецслужбах, следствие закончило целый ряд экспертиз, в частности, вещей задержанных. Исследования показали, что на одежде, изъятой в домах подозреваемых, присутствуют следы гексогена и тротила, идентичные тем, что использовались во время подрывов "Невского экспресса" в 2007 и 2009 годах.

Поэтому, согласно информации источника, задержанным, помимо подрыва состава в прошлом году предъявили обвинения и за аналогичное преступление, совершенное три года назад. По версии следствия, жители Экажево, задержанные в ходе спецоперации в марте этого года, непосредственно в закладке взрывных устройств участия не принимали, а занимались изготовлением взрывных устройств.

Как сообщал "Кавказский узел", скорый поезд Москва - Санкт-Петербург "Невский экспресс" был подорван под новгородским городом Малая Вишера 13 августа 2007 года, пострадали 60 человек, жертв не было. Расследование дела о подрыве "Невского экспресса" в 2007 году завершилось в феврале 2009 года.

15 января этого года жителей Ингушетии Саламбека Дзахкиева и Макшарипа Хидриева, обвинявшихся в подрыве "Невского экспресса" в 2007 году, оправдали по статье "терроризм". Однако суд признал их виновными в незаконном обороте взрывчатки. Согласно приговору, Саламбек Дзахкиев получил 10 лет лишения свободы, а Макшарип Хидриев - четыре года.

Скорый поезд номер 166 сообщением Москва-Санкт-Петербург 27 ноября 2009 года в результате подрыва потерпел крушение на границе Новгородской и Тверской областей. В катастрофе погибли 28 человек, более 90 были ранены.

Следственный комитет при прокуратуре РФ 31 марта предъявил обвинения в терроризме жителям ингушского села Экажево, входящим в тейп Кхоартой и носящим фамилию Картоевы, а также их земляку Зелимхану Аушеву по делу о подрыве поезда "Невский экспресс" осенью 2009 года. Позднее 10 уроженцев Ингушетии были арестованы, но своей вины не признают. Сейчас подозреваемые находятся в СИЗО "Лефортово".

Родственники обвиняемых по делу о подрыве "Невского экспресса" ранее зявляли о пытках и психологическом давлении, которое оказывается на их родных представителями силовых структур. 

Примечание редакции: см. также новости "Суд признал законным арест фигуранта дела о взрыве "Невского экспресса" в 2009 году", "Экспертиза указала на причастность подорвавших "Невский экспресс" еще к двум терактам", "Адвокат: подсудимые по делу «Невского экспресса» не отказываются от показаний, а просят соблюсти УПК".

Автор:Елена Хрусталева