ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Саммит НАТО в Лиссабоне продолжит серию резких заявлений в защиту Грузии, утверждает эксперт по Кавказу Мамука Арешидзе.
Напомним, что 16 ноября Парламентская ассамблея НАТО в Варшаве приняла резолюцию, которая впервые признает оккупированными территориями Грузии Абхазию и Южную Осетию.
"На фоне того, что со стороны руководства НАТО и руководителей некоторых государств уже сделано много заявлений о возможном партнерстве между Грузией и НАТО, конечно. логично ожидать от этого саммита новых предложений в отношений с Россией. Альянс буде пытаться заинтересовать Россию в сотрудничестве. А что касается заявления Парламентской ассамблеи, то это был жест в сторону Грузии - дескать, мы о вас помним, а в сторону России просто погрозили пальцем. Но на самом деле эта резолюция не будет иметь никакого значения", - заявил эксперт по Кавказу Мамука Арешидзе.
Тем не менее, по мнению Арешидзе, в некоторых вопросах, связанных с международной юриспруденции, Грузия укрепила свои позиции.
"Но следует учитывать, что резолюции Парламентской ассамблеи НАТО - это необязательные документы, они не имеют юридической силы. Хотя резолюция может быть использована Грузией в международных дебатах как один из доводов, но не более", - говорит Мамука Арешидзе.
Конфликтолог Паата Закареишвили также считает, что резолюция ПА НАТО не будет иметь никакого значения.
"Парламентская ассамблея НАТО - это всего лишь собрание парламентариев тех стран, которые участвуют в блоке или принимают участие в проектах НАТО в качестве партнеров. Она не выносит тех документов, которые определяли бы политику НАТО или других международных организаций", - заявил Закареишвили корреспонденту "Кавказского узла".
Однако, по его словам, Закареишвили, резолюция Парламентской ассамблеи - это не столько пустая формальность, сколько ощутимый посыл в сторону России.
"Этой резолюцией России дают понять, что в партнерстве с ней заинтересованы, однако, разговор будет твердым, и НАТО не собирается отказываться от своих принципов", - говорит Закареишвили.
Военный эксперт, редактор журнала "Арсенал" Ираклий Аделашвили тоже считает, что резолюция была принята специально для Лиссабонского саммита.
"И Россия, и НАТО готовятся к торгам на саммите, к торгам на высшем уровне. Основная тема - это, конечно, Афганистан и размещение ПРО в Восточной Европе. И здесь трудно что-либо прогнозировать. С одной стороны, от России ждут, что она увеличит транзит через свою территорию военных грузов НАТО, которые следуют в Афганистан, и разрешит транзит грузов уже их самого Афганистана. Кроме того, от России ждут помощи в налаживании контактов и переговорах с афганским руководством. Россия со своей стороны не хочет расширения НАТО на восток. Она не хочет, чтобы в Восточной Европе и на Кавказе, который Кремль рассматривает в качестве зоны своих интересов, увеличивалось военное присутствие западных структур. И вот тут возможен торг", - считает Аделашвили.
По мнению Аделашвили, Россия вряд ли согласится на участие в программе НАТО по созданию общей системы противоракетной обороны.
"Принесет ли НАТО в жертву эту свою программу - большой вопрос. Потому что основная проблема НАТО сегодня - это Афганистан. Можно сказать, что Афганистан стал ловушкой для НАТО: альянс вынужден теперь тратить в Средней Азии основные свои средства, сосредотачивать свои военные силы и политическое внимание. Также было и с США во Вьетнаме и с Советским Союзом в том же Афганистане. Поэтому НАТО хочет всеми силами побыстрее закончить эту войну", - заявил Аладашвили.
По мнению Аладашвили, именно из-за проблем в Афганистане, на саммите в Бухаресте в 2008 году Грузии и Украине отказали в предоставлении Плана действительного членства (ПДЧ).
"И я не исключаю, что именно этот отказ спровоцировал активность России на Кавказе. Вполне возможно, что если бы Украина и Грузия получили бы ПДЧ, то Россия не решилась бы на решение проблем военным путем", - полагает Аладашвили.
По мнению грузинских экспертов, самой Грузии не стоит рассчитывать на какие-либо коренные перемены во взаимоотношениях с НАТО.
"Скорее всего, все сведется к ритуальным заявлениям о том, что Грузия будет членом НАТО, но никто не обозначит более ли менее определенных сроков", - считает Мамука Арешидзе.
"Грузия продолжит сотрудничество в рамках комиссии Грузия НАТО, которая, якобы, должна заменить ПДЧ, но это все же не ПДЧ. Я не исключаю, что рано или поздно так и будет, но в данном историческом промежутке партнерство с Россией гораздо больше интересует Североатлантический альянс, чем Грузия", - говорит Ираклий Аладашвили.
Как ранее сообщал "Кавказский узел", участники делегации Грузии, отправившейся на Парламентскую ассамблею НАТО, рассчитывали, что на заседании будет разработана специальная резолюция, отражающая проблемы взаимоотношений между Грузией и Россией. Власти Грузии выражали надежду, что в Варшаве будет принята резолюция, которая поддержит принятие Грузии в альянс и подчеркнет неприемлемость пребывания войск России в Южной Осетии и Абхазии.
Что касается вступления Грузии в НАТО, в октябре в страну с визитом приезжал председатель военного комитета НАТО, адмирал Джампаоло ди Паола. Он заявил, что положительно оценивает ход реформ в системе Министерства обороны Грузии и приветствует развитие тесных отношений Грузии и Североатлантического альянса. По его словам, "Грузия обязательно станет членом альянса".
По результатам проведенного в Грузии 5 января 2008 года общенационального референдума, 77% населения Грузии высказались за вхождение своей страны в Североатлантический альянс. Они положительно ответили на вопрос "Поддерживаете или нет членство Грузии в НАТО?".