ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Кассационные жалобы на приговор Мосгорсуда от 18 октября были поданы всеми адвокатами обвиняемых по делу об убийстве Руслана Ямадаева.
"Жалобы были поданы в указанные сроки, в течение десяти дней после вынесения приговора. Сейчас все готовится к отправке. Идет ознакомление с протоколом судебного заседания, могут появиться замечания, суд будет их обязан рассмотреть. Когда это все произойдет, тогда дело и направится прямиком в Верховный суд, там уже будут назначать, если потребуется, дату кассационного рассмотрения", - пояснили в пресс-службе Мосгорсуда.
Прокуратура в официальном ответе на запрос корреспондента "Кавказского узла" уведомила, что судебное заседание 18 октября проходило открыто, в его ходе были рассмотрены все представленные доказательства, и подозреваемые в деле об убийстве Руслана Ямадаева были признаны виновными. Более подробные объяснения предоставлены не были.
Напомним, что 18 октября был вынесен приговор в отношении осужденных по обвинению в убийстве Руслана Ямадавева - Асланбека Дудаева, Элим - Паши Хацуева и Тимара Исаева. По приговору Мосгорсуда непосредственный, по версии следствия, исполнитель убийства Асланбек Дадаев получил 20 лет колонии строгого режима. Его соучастник Элим-паша Хацуев осужден на 15 лет колонии особого режима. Третий фигурант дела - Тимур Исаев, также обвинявшийся вместе с Дадаевым в покушении на главу "Конверс-Банка" Александра Антонова, получил 14 лет строгого режима. Также, согласно приговору, суд взыскал 5 млн рублей с осужденных в пользу брата убитого, Исы Ямадаева.
В Чеченской Республике сложилась очень странная ситуация в отношении раскрытия громких убийств, считает политолог Заинди Чолтаев. В интервью корреспонденту "Кавказского узла" политолог отметил, что семья Ямадаевых не раз заявляла о том, что организаторы убийства Руслана Ямадаева находятся на территории Чечни.
"Впрочем, эти утверждения Ямадаевых, нередко дезавуируются. Ведь не так давно было заявлено о том, что произошло примирение Исы Ямадаева и нынешнего руководителя Чеченской Республики. Вообще все происходящее требует разъяснений. Надо отметить, семья Ямадаевых, в которой было три героя Российской Федерации, и двое при этом погибли, а третий получил награду посмертно - семья, мягко говоря, необычная. Один сын, Джабраил, погиб в результате террористического акта, его подорвали, другие двое погибли при очень странных обстоятельствах. Сулим Ямадаев был убит в Арабских Эмиратах, а Руслан погиб недалеко от центра Москвы, от Белого дома, причем был ранен еще и бывший комендант Грозного, генерал-полковник Сергей Кизюн. При этом Руслан Ямадаев - бывший депутат Государственной думы, одно время он был видным функционером в чеченском отделении "Единой России", - рассказал Чолтаев.
Все то, что происходит - вряд ли дает позитивное представление о Чеченской Республике, полагает политолог.
"Все, что имеет отношение к конфликтам вокруг руководства республики нередко связано с кровью. В этой связи может возникнуть множество вопросов. Безусловно, один из них - почему в ходе расследования дела Руслана Ямадаева, по сообщениям СМИ, был допрошен один из помощников Рамзана Кадырова Сулейман Геремеев (ныне представитель в Совете федерации от исполнительной власти Чечни. - Прим. "Кавказского узла"). Почему, в свое время, по поводу покушения на Ису Ямадаева следственные органы РФ давали информацию о том, что будет допрошен Шаа Турлаев, а затем, по официальной информации из Чечни, на территории которой он, судя по всему, находился, следственные органы не могли с ним связаться?" - задается вопросом Заинди Чолтаев.
Как подчеркнул политолог, когда был задержан исполнитель покушения на Ису Ямадаева и дал показания, в них фигурировали весьма "громкие" фамилии, в том числе и руководителя республики, и его ближайшего помощника. "Кстати, и эта история выглядела странно и постановочно, с заранее подготовленной засадой, холостыми патронами - может и дело было "холостым", - предположил собеседник.
"Путь Ямадаевых был тоже не очень ясный, они проходили сложную дорогу. Участвовали в различных вооруженных формированиях, в том числе, воевали против федеральных сил. Затем стали видными деятелями Ичкерии, фактически контролировали Гудермес. Была череда различных конфликтов. В какое-то время они были серьезной опорой для Кадыровых. Постепенно эта ситуация так и сложилась - очень непростой и неясной для всех нас. Ведь правдивой информации нет. Сейчас в Чеченской Республике практически нет организации, которая может независимо от официальной точки зрения проводить какие-либо расследования и даже мониторинг ситуации. Практика показывает, что это небезопасно", - сказал Чолтаев.
По мнению политолога, в отношении того, что по этому поводу будут проводиться какие бы то ни было серьезные расследования, есть определенные сомнения.
"Такое впечатление, что многие понимают, что происходит на самом деле, но из-за учета каких-то интересов - политических ли, связанных ли, как это принято говорить, с борьбой с терроризмом, всему не даются нормальные объяснения, не проводятся необходимые действия. Они пытаются не разрушить, как здесь представляется федеральному центру, хрупкое равновесие на Северном Кавказе, путем предъявления возможных претензий к действующему руководству", - считает Заинди Чолтаев.
Многие действия носят, на взгляд эксперта, "отложенный" статус, к ним относятся и расследования громких дел.
"Факты спрятать невозможно. Можно какие-то вещи спрятать, не заметить, но все это со временем обязательно прорастает и выйдет наружу. Единственное, что можно сказать, в связи с расследованиями громких убийств, связанных с Чечней, что все это оставляет впечатление какой-то недоговоренности, недосказанности, и чувство неудовлетворенности", - обращает внимание Чолтаев.
Кадыров неоднократно говорил, что у него нет конфликтов с Ямадаевыми, но у Ямадаевых есть конфликт с законом, уверен политолог.
"Впрочем, глава республики делал различные заявления по этому поводу, в том числе корректирующие предыдущие. Этот конфликт развивался сначала не так резко, но после серьезного и вооруженного столкновения на трассе одного из братьев Ямадаевых с охраной президента, разногласия приобрели брутальный характер. Симптоматично, что все остальные события имели уже кровавое продолжение для семьи Ямадаевых", - говорит Чолтаев.
С точки зрения собеседника, есть еще важный момент во всем конфликте: в ходе информационных войн, которые сопровождали этот конфликт было обнародовано множество весьма неоднозначных фактов, которые выходили за рамки самого конфликта и касались федерального центра.
"Федеральный центр предпочел отмалчиваться. В ходе взаимных обвинений заявлялось об очень нечистоплотных делах и с одной и с другой стороны, это всё могло бы заинтересовать федеральный центр. Например, заявлялось о том, что героем один из Ямадаевых стал незаконно, обманным путем, что братья совершали кровавые преступления, но никаких расследований по этому поводу Генеральной прокуратурой или другими органами власти не было. По крайней мере, простые люди об этом не знают. А между тем речь идет об имидже государства. Не мог Ямадаев сам себя награждать, законно это происходило или нет. Это делалось через властные органы. Так что в ходе конфликта выяснилось много того, что на самом деле происходит в системе власти", - подытожил Чолтаев.