11:15 / 14.12.2010Защита подсудимых по делу о нападении на Ингушетию в 2004 году ожидает вынесения приговора в ближайшее время

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Родственники и адвокат жителей Ингушетии, проходящих по так называемому "Делу двенадцати" о нападении на Ингушетию в 2004 году, заявляют, что судебный процесс проходит с нарушениями, а подсудимые подолгу находятся в карцере. Ожидается, что приговор будет вынесен до Нового года.

Напомним, что десять жителей Ингушетии и двое уроженцев Чечни обвиняются в участии в организованном нападении боевиков на ведомства МВД республики в 2004 году. Дело рассматривается Ставропольским краевым судом в Пятигорске, в СИЗО которого содержатся подсудимые.

"Процесс начался с нарушений со стороны обвинения, всячески игнорировались наши заявления в адрес различных структур, в том числе со стороны судебной системы республики. Мы обращались и в вышестоящие инстанции, но внятного, вразумительного ответа мы не получали. Всяческие заявления в правозащитные организации о нарушении прав наших родственников не повлияли на правоохранительные структуры и судебную систему. Эти нарушения продолжаются вплоть до сегодняшнего дня", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" родственница одного из подсудимых.

По ее словам, следствие по делу проходило с грубыми нарушениями прав человека, среди которых - пытки, допросы подозреваемых без присутствия адвокатов.

"Приведу недавний пример грубого нарушения процессуальных норм. В октябре сторона обвинения представила свидетелей, которые до этого вообще нигде не фигурировали в деле. Их показания нигде не были зафиксированы. Стоит отметить, что эти четверо свидетелей, давших показания против наших родственников, были военнослужащими", - обращает внимание родственница фигуранта по "Делу двенадцати".

Судьи, ведущие дело, по ее убеждению, также допускают нарушения.

"На недавнем процессе судья сам пытался подать ходатайство с тем, чтобы в деле в качестве доказательств были приняты показания наших родственников, которые были добыты без присутствия адвоката. Здесь судья совершил два грубейших нарушения УПК. Во-первых, судьи не могут заявлять самим себе ходатайство, а, во-вторых, показания обвиняемых, добытые без присутствия представителей защиты, не могут быть приняты в деле в качестве доказательств", - пояснила собеседница.

При этом, продолжает она, после возражения защиты против оглашения подобных показаний судья попросил прокурора подать ему такое ходатайство, что и было сделано обвинением.

"Затем прокурор тут же от руки написал ходатайство. И судья утвердил его без совещания с другими судьями, защитой и подсудимыми, что является нарушением с его стороны. И этот председательствующий судья, а их всего трое, проигнорировал законные требования защиты", - заверяет женщина.

Адвокат троих из двенадцати фигурантов по делу Магомед Гандаров проинформировал корреспондента "Кавказского узла", что на предпоследнем заседании суда защита заявила ходатайство об отводе судей, которое было отклонено.

"Также мы неоднократно заявляли суду о недопустимых доказательствах. Эти ходатайства должны были принять, но мы получали и получаем отказы", - сказал защитник.

В настоящее время в суде по этому делу проходят прения стороны защиты и обвинения.

Родственники подсудимых и адвокаты ранее заявляли, что уголовное дело в целом было сфабриковано, а обвиняемые, которые проходят по делу как участники одной террористической группировки, даже не были знакомы друг с другом до задержания.

Также родственники подсудимых уверены в том, что все показания обвиняемых были добыты под пытками.

Кроме того, они жалуются на действия администрации СИЗО Пятигорска, где содержатся обвиняемые. По их словам, подсудимых необоснованно определяют в карцер.

В прошедшем месяце, утверждают они, заключались в карцер трое участников "Дела двенадцати" "по непонятным причинам".

"Трое содержались в карцере, каждый проводил там 2-3 недели. Это происходило без предупреждения, без санкции суда, без объяснения причин. А когда в суде Пареулидзе Темури заявил о том, что необоснованно был заключен в спецблок в одиночную камеру, судья не стал выяснять, насколько правомерно было это заключение", - говорит один из родственников фигуранта дела. 

Сторону обвинения на суде представляет прокурор Лозицкий. 14-16 декабря должны пройти последние два судебных заседания, на которых участие в прениях будет принимать сторона защиты. Адвокат Магомед Гандаров считает, что вынесение приговора стоит ожидать уже в течение двух последующих недель. "Возможно, судьи вынесут приговор до окончания 2010 года, а, может, перенесут на 2011 год. Но, скорее всего, это произойдет до Нового года", - резюмировал Гандаров.

В следственном управлении Генпрокуратуры России в Северо-Кавказском федеральном округе, которое ведет "Дело двенадцати", отказались пока комментировать жалобы защиты и родственников подсудимых на нарушения со стороны прокурора, представляющего обвинение. Представитель управления обещал дать комментарий корреспонденту "Кавказского узла" после прений, которые должны состояться в ближайшее время.

В СИЗО, где содержатся подсудимые, также ситуацию не комментируют.

По официальной информации Ставропольского краевого суда, подсудимым вменяется участие в преступном сообществе, бандитизм, терроризм, убийство и еще ряд уголовных статей. Следствие настаивает на версии, согласно которой обвиняемые добровольно вступили в преступные группы, которыми руководили Шамиль Басаев, Аслан Масхадов, Докку Умаров, Абу-Дзейт и другие лидеры боевиков.

Представители следствия  по делу о нападении на Ингушетию и ранее ограничивались краткими формулировками. Так, например, прокуратура утверждает со ссылкой на экспертов, что оружие, отнятое в ночь на 22 июня 2004 года боевиками у ингушских силовых структур, потом было использовано при нападении на бесланскую школу и Нальчик (в 2005 году).

Ранее адвокат одного из подсудимых Батыр Ахильгов также заявлял о нарушениях в ходе судебного и досудебного следствия. По его словам, сам факт нападения следствию удалось доказать в суде, поскольку есть свидетели и потерпевшие, которые подтверждают, что видели боевиков, захват города и так далее. Однако, по поводу участия в нападении обвиняемых, Ахильгов считает, что с этим у прокуратуры возникли проблемы.

Адвокат также отмечал, что суд неоднократно отказывал в рассмотрении дела с участием присяжных. Затем около года, по мнению Ахильгова, прокуроры затягивали рассмотрение дела и передавали его от судьи к судье Верховного суда Ингушетии. А те в свою очередь брали самоотводы, мотивируя тем, что в результате нападения на республику в 2004 году у них пострадали друзья и родственники, и они не могут рассматривать это уголовное дело по личным мотивам. Таким образом, подсудимые уже находятся под арестом по пять лет.

Из 12 подсудимых двое уже подали заявления в Европейский суд по правам человека, еще несколько человек также намерены это сделать.

Как уже сообщал "Кавказский узел", родственники не раз жаловались на жестокое обращение с задержанными. 29 сентября 2008 года они обратились с письменными заявлениями в офис правозащитного центра "Мемориал". Заявители были возмущены также тем, что судебный процесс необоснованно, на их взгляд, затягивается. По этой же причине, в октябре 2008 года подсудимые объявили голодовку, которая была отменена через несколько дней, после смены руководства республики.

10 марта 2009 года родные фигурантов дела провели пикет у здания администрации президента Ингушетии в Магасе. На следующий день Юнус-Бек Евкуров принял этих людей у себя и пообещал взять дело под особый контроль.

Во время нападения боевиков на Ингушетию в ходе уличных боев погибло около 80 и были ранены более 100 человек. Среди пострадавших были как сотрудники правоохранительных органов, так и гражданские лица.

Автор:Ксения Стреглова
17.12.2010 в 21:15moderator
Комментарий оставлен пользователем volgarch в ЖЖ (17.12.2010 / 15:12) --------------------------------------------------------------------------------- Ах, какие они "бедненькие, несчастные"... В СИЗО и в суде их обижают, в карцер сажают, права нарушают... А помнят ли они о том, как с оружием в руках шли убивать и убивали? О тех, кого по настоящему сделали несчастными? [...] их надо прилюдно да [...] - чтобы другим неповадно было. Да и родственничкам-заступникам [...] на всю катушку - где они раньше были? Почему не остановили? Вывод - одобряли, а значит сами [...]1 -------------------------------------------------------------------------------- [Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]