17:54 / 27.12.2010Обвинение требует пожизненного заключения для троих обвиняемых в нападении на Ингушетию в 2004 году

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Обвинение требует от 17 лет до высшей меры для обвиняемых в участии в вооруженном нападении на Ингушетию в 2004 году. Дело рассматривалось Ставропольским краевым судом в СИЗО города Пятигорска тремя судьями. В настоящее время прения сторон окончены, суд готов перейти к выслушиванию последнего слова.

Напомним, что десять жителей Ингушетии и двое уроженцев Чечни обвиняются в участии в организованном нападении боевиков на ведомства МВД республики в 2004 году. Родственники и адвокат жителей Ингушетии, проходящих по так называемому "Делу двенадцати", заявляют, что судебный процесс проходит с нарушениями, а подсудимые подолгу находятся в карцере.

Как уведомила сегодня журналистов начальник отдела управления Генпрокуратуры РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Ольга Меньшикова, гособвинитель предложил суду назначить трем подсудимым наказание в виде пожизненного лишения свободы, а остальным фигурантам по этому делу - от 17 до 25 лет.

По мнению представительства ведомства, "по всей видимости, в следующем году, а если все сложится благополучно, то и в этом году суд может уйти в совещательную комнату, для того, чтобы постановить по этому делу законное обоснованное решение", передает "Интерфакс".

Родственница одного из подсудимых рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что следствие по делу проходило с грубыми нарушениями прав человека, а судьи, ведущие дело, по ее убеждению, необъективны и допускают нарушения.

Адвокат троих из двенадцати фигурантов по делу Магомед Гандаров проинформировал корреспондента "Кавказского узла", что на предпоследнем заседании суда защита подала ходатайство об отводе судей, которое было отклонено.

Родственники подсудимых и адвокаты ранее заявляли, что уголовное дело в целом было сфабриковано, а обвиняемые, которые проходят по делу как участники одной террористической группировки, даже не были знакомы друг с другом до задержания. Также родственники подсудимых уверены в том, что все показания обвиняемых добывались под пытками.

В следственном управлении Генпрокуратуры России в Северо-Кавказском федеральном округе, которое ведет "дело двенадцати", пока отказались  комментировать жалобы защиты и родственников подсудимых на нарушения со стороны прокурора, представляющего обвинение. Сотрудник управления обещал дать комментарий корреспонденту "Кавказского узла" после прений, которые должны состояться в ближайшее время.

В СИЗО, где содержатся подсудимые, также ситуацию не комментируют.

По официальной информации Ставропольского краевого суда, подсудимым вменяется участие в преступном сообществе, бандитизм, терроризм, убийство и еще ряд уголовных статей. Следствие настаивает на версии, согласно которой обвиняемые добровольно вступили в преступные группы, которыми руководили Шамиль Басаев, Аслан Масхадов, Докку Умаров, Абу-Дзейт и другие лидеры боевиков.

Представители следствия  по делу о нападении на Ингушетию и ранее ограничивались краткими формулировками. Так, например, прокуратура утверждает со ссылкой на экспертов, что оружие, отнятое в ночь на 22 июня 2004 года боевиками у ингушских силовых структур, потом было использовано при нападении на бесланскую школу и Нальчик (в 2005 году).

Ранее адвокат одного из подсудимых Батыр Ахильгов извещал о нарушениях в ходе судебного и досудебного следствия. По его словам, сам факт нападения следствию удалось доказать в суде, поскольку есть свидетели и потерпевшие, которые подтверждают, что видели боевиков, захват города и так далее. Однако по поводу участия в нападении обвиняемых, Ахильгов считает, что с этим у прокуратуры возникли проблемы.

Адвокат также отмечал, что суд неоднократно отказывал в рассмотрении дела с участием присяжных. Затем около года, по мнению Ахильгова, прокуроры затягивали рассмотрение дела и передавали его от судьи к судье Верховного суда Ингушетии. А те в свою очередь брали самоотводы, мотивируя тем, что в результате нападения на республику в 2004 году у них пострадали друзья и родственники, и они не могут рассматривать это уголовное дело по личным мотивам. Таким образом, подсудимые уже находятся под арестом по пять лет.

Из 12 подсудимых двое уже подали заявления в Европейский суд по правам человека, еще несколько человек также намерены это сделать.

Как уже сообщал "Кавказский узел", родственники не раз жаловались на жестокое обращение с задержанными. 29 сентября 2008 года они обратились с письменными заявлениями в офис правозащитного центра "Мемориал". Заявители были возмущены также тем, что судебный процесс необоснованно, на их взгляд, затягивается. По этой же причине, в октябре 2008 года подсудимые объявили голодовку, которая была отменена через несколько дней, после смены руководства республики.

10 марта 2009 года родные фигурантов дела провели пикет у здания администрации президента Ингушетии в Магасе. На следующий день Юнус-Бек Евкуров принял пикетчиков у себя и пообещал взять дело под особый контроль.

Во время нападения боевиков на Ингушетию в ходе уличных боев погибло около 80 и получили ранения более 100 человек. Среди пострадавших были как сотрудники правоохранительных органов, так и гражданские лица.

Автор:Кавказский Узел