ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Столкновения на Манежной площади 11 декабря стали возможным в том числе и потому, что на расцветающий в стране национализм власти долгие годы не обращали внимания, считает журналист и писатель Виктор Шендерович, один из организаторов митинга "Москва для всех!" С его критикой властей согласен и писатель Дмитрий Быков, который предположил, что государственные СМИ занизят количество участников митинга.
Напомним, антинационалистический митинг стал ответом на массовые акции националистического характера, участившиеся в Москве в декабре. К участию в митинге общественность призывали известные деятели культуры и телеведущие, в числе которых - Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Татьяна Лазарева, Михаил Шац, Леонид Парфенов.
"Под лозунгом "Россия, вперед!" у нас цвел густым цветом национализм, шовинизм окраин, а власть деморализовала гражданское общество. Наше гражданское общество уже 10 лет как парализовано, и его сопротивление значительно уменьшилось. Молодежная политика свелась к "селигерам", травле британского посла, топтанию портретов Людмилы Алексеевой и другому", - констатировал в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Виктор Шендерович.
Он подчеркивает, что работа по межнациональной политике в стране вообще не велась: "А она должна вестись на всех уровнях. Со школы, с младших классов, с уроков по социальной антропологии, на которых надо объяснять, что мы разные, нас много, мы по-разному молимся, по-разному проводим свой досуг, по-разному живем, но нас объединяет нечто. И это надо беречь".
Националистические акции в Москве, "зиги" у Вечного огня на Манежной площади нанесли очень многим оскорбление, поэтому люди собрались на Пушкинской площади, чтобы показать, что у них есть другое мнение, отмечает журналист.
"Этот митинг на Пушкинской находится далеко за пределами политического либерального круга. Это просто ответ нормальных людей на события в Москве. На митинге был депутат Рыжов, за которого я голосовал в перестройку, Магомед Толбоев, герой России, летчик-испытатель. Здесь самые разные люди, из разных партий и движений, просто люди, есть артисты, есть целые коллективы. Когда последний раз какое-то воззвание подписывали, к примеру, Спиваков и Ширвиндт? Это показатель того, что события на Манежной задели очень многих и сильно оскорбили", - утверждает Шендерович.
По его словам, митинг на Пушкинской в каком-то смысле стал ответом националистам: "Мы не такие, как те люди на Манежной. Мы другие, и нас довольно много. Митинг на Пушкинской – тому подтверждение. Люди, которые поддержали нашу акцию, очень нетипичны для таких мероприятий, это не политический состав. Хотя здесь есть и лидеры партий. Но политических лозунгов не было. Собравшиеся пришли сказать, что они люди, а не зверье".
Некоторые из выступавших на митинге высказали критику в адрес властей России. Ораторы призвали искать провокаторов, с помощью которых 11 декабря произошли межэтнические столкновения на Манежной площади в Москве. В то же время участники воздержались от осуждения участников подобных акций в целом. По их мнению, "молодежь не виновата, как мы отнеслись к этому поколению, так и оно сейчас относится ко всем".
Исполнительный директор общероссийского движения "За права человека", депутат Национальной ассамблеи Российской Федерации Лев Пономарев высказал мнение, что акции националистов на Манежной, у Киевского вокзала и около телецентра Останкино являются спланированной провокацией властей, которые, подхватив недовольство молодежи существующей жизнью, с помощью провокаторов направили его в нужную им сторону.
"Власти хотели настроить детей против демократов, против либералов. И вся ненависть вылилась в ксенофобию. Но мы живем в одной стране. И должны быть вместе, влиять на детей и объяснять им, что такое поведение неправильное", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Пономарев.
Писатель, журналист и телеведущий Дмитрий Быков высказал корреспонденту "Кавказского узла" мнение, что государственные СМИ всеми силами будут стараться показать ничтожность прошедшего митинга.
"На некоторых сайтах и в некоторых телепрограммах мы обязательно узнаем, что на митинге стояло 150 маргиналов. Это нормально. С годами наше число будет увеличиваться. А когда лет через 10-15 изменится тренд, и станет модно вспоминать, как мы все здесь стояли бок о бок, наше число возрастет так же, как число людей, носивших с Лениным бревно. Мы еще узнаем, что на этом митинге было 50 000 человек, и все они подробно вспомнят, как это было", - уверен Быков.
Он отмечает, что некоторые говорили, что митингующим не очень повезло с погодой: "По-моему, нам повезло идеально, потому что погода очень точно соответствует эпохе. Как всякая дозволенная оттепель – тепло, но противно. При этом я думаю, что Москва, безусловно, за нами. Нас спрашивают, зачем мы пришли на митинг, можно ответить – мы пришли защитить честь российского флага, который нам очень нравится".
По его словам, он часто читает выступления людей, называющих себя националистами. "К настоящему национализму этическому, а не этническому, эти люди не имеют никакого отношения. И мы никогда не дадим отождествлять Россию с людьми недобрыми, ничтожественными и неумными", - подчеркнул Быков.
Предположения Быкова относительно описания количества пришедших на митинг 26 декабря в некоторых СМИ подтвердились. Так, РИА "Новости" написало, что в митинге приняли участие около 300 человек, а "Интерфакс" - около 200. При этом, по словам одного из технических организаторов митинга, по примерным подсчетам на митинг "Москва для всех!" пришло около 3 000 человек, некоторые из них просто не смогли уместиться на оцепленной милицией территории.
Московский блогер Антон Матюхин (Anton Matyukhin) пишет в Facebook, что на митинге 26 декабря на Пушкинской площади собирались в основном 40-50-летние люди. "Собралось, по моим оценкам, около 1000-1500 человек. Это отнюдь не много, но, к сожалению, в большом количестве у нас пока умеет собираться только гопота. Поразил средний возраст собравшихся - 40-50 лет. Студентов и школяров были считанные единицы. Это страшно", - пишет блогер.
Он также отмечает, что на митинге было много телекамер и фотографов, но высказал сомнение в том, что отчеты о нем будут показаны по Центральному телевидению.
Блогер обращает внимание, что выступающие винили не только существующую власть, но и, прежде всего, себя – "свою инертность, бездействие и недостаточное внимание к воспитанию своих детей, которое вылилось таким отвратительным явлением, как "зиги" и "хайли" у Вечного огня".
В посвященной митингу 26 декабря группе "митинг "Москва для всех!" на Facebook высказывались самые противоположные мнения относительно акции на Пушкинской.
Так, пользователь Василий Пупилло пожаловался на то, что в России не существует русских общин. "Есть дагестанская община, армянская, абхазская, кабардинская, чеченская в России, а русской нет, странно, да? А если у кого-то появится мысль её создать, как это назовут? Правильно - национализмом, фашизмом и разжиганием межнациональной розни", - пишет он.
Ему ответила пользователь Юлия Адельханова (Julia Adelkhanova), написав, что русским общинам за рубежом приходится краснеть за участников беспорядков на Манежной. "26 декабря отстаивалось право русских не жить в фашистской стране и не быть презираемыми в странах, где их меньшинство", - считает Юлия.
Напомним, 11 декабря акция памяти болельщика "Спартака" Егора Свиридова, убитого в Москве 6 декабря, переросла в уличные драки и столкновения с ОМОНом. 15 и 16 декабря выступления националистического характера продолжились. 18 декабря возле телецентра Останкино прошел санкционированный пикет, организаторы которого требовали отделения кавказских республик от России. Помимо Москвы, волнения националистов прошли и в других городах России - в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Зеленогорске и Волгограде.
Как писал "Кавказский узел", 27 декабря на заседании Госсовета президент РФ Дмитрий Медведев призвал правоохранительные органы незамедлительно пресекать любые попытки разжигания межнациональной розни и массовых беспорядков. Также он высказался против создания Министерства по национальной политике, а "браться за работу" по противодействию межнациональной розни потребовал от глав регионов.