ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Вердикт в отношении троих обвиняемых в убийстве Умара Исраилова, чеченского беженца, жившего в Австрии и обвинившего главу Чечни Рамзана Кадырова в грубейших нарушениях прав человека, коллегия присяжных Уголовного суда Вены вынесет 1 июня. В случае обвинительного вердикта, после него ожидается оглашение приговора.
Напомним, Умар Исраилов, получивший политическое убежище в Австрии в 2006 году, подал жалобу в Европейский суд по правам человека, в которой утверждал, что Рамзан Кадыров лично участвовал в убийствах, пытках и похищениях людей. Исраилов был убит рядом со своим домом в Вене 13 января 2009 года.
1 июня ожидается вынесение приговора. После его оглашения, коалиция правозащитных групп, проводившая мониторинг процесса, проведет пресс-конференцию вместе с адвокатами семьи погибшего, говорится в поступившем в редакцию "Кавказского узла" сообщении входящего в коалицию правозащитного центра "Мемориал".
На скамье подсудимых в Вене - три выходца из Чечни, имеющие статус беженцев: Отто Кальтенбруннер (до переезда в Австрию Рамзан Эдилов), Муслим Дадаев и Турпал-Али Ешуркаев. Они, как считает следствие, 12 января 2009 года в результате спланированной операции предприняли попытку похитить Исраилова и вывезти его в Чечню, а когда попытка сорвалась - решили застрелить его на улице.
24 мая в Венском суде прошло очередное, 15-е, заседание по делу. Суд обратился за правовой взаимопомощью к Генпрокуратуре РФ и ждал ответа на запрос об участии в заседании Рамзана Кадырова, а также жителя Чечни Лечи Богатырева.
В ходе заседания 24 мая судья заявил, что запрос в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по поводу предоставления юридической помощи до сих пор остался без ответа. Не было ответа и на срочное письмо суда. Кроме того, судья сказал, что утром этого дня он разговаривал с сотрудником Министерства юстиции Австрии, который также заявил об отсутствии ответа от России. Источник в министерстве предположил, что реакции так и не последует.
Защитник Отто Кальтенбруннера Рудольф Майер, комментируя сложившуюся ситуацию, сказал, что в свете замечания российского президента о том, что западные суды вмешиваются во внутрироссийские дела, никакой реакции на запросы из Вены ждать не проходится.
Мейер также отметил в суде, что с этого дня его клиент хочет воспользоваться своим правом больше не давать показаний в ходе процесса. Сам Кальтенбруннер, подтверждая это, добавил, что он хотел бы сделать заявление в конце процесса. Адвокат Турпал-Али Ешуркаева заявил о таком же желании своего клиента. Только Дадаев сказал, что он готов давать дальнейшие показания.
В ходе заседания суда был распространен перевод аудиозаписи части встречи Умара Исраилова со своим соотечественником Артуром Курмакаевым 8 июня 2008 года, после чего прослушана сама запись, а также продолжился допрос Сулеймана Дадаева.
Подсудимый рассказал о своем разговоре с Лечей Богатырёвым 12 января 2009 года, а также о встрече в этот же день в квартире у Кальтенбруннера. Дадаев заверил, что "не было никакого запланированного убийства" на 13 января, однако подтвердил свои показания о том, что оставил наедине Исраилова и Богатырева в этот день. Он также отметил, что знал Исраилова только по имени, а его фамилию узнал уже после убийства.
Согласно нормам Уголовно-процессуального кодекса судья также зачитал протоколы допросов трёх обвиняемых, допрошенных по отдельности, а переводчик перевел им протоколы на русский язык, говорится в сообщении на сайте ПЦ "Мемориал".
Накануне приговора коалиция правозащитных организаций, наблюдавших за этим процессом, обращает внимание на значение этого высоко символичного уголовного расследования и выражает сожаление по поводу отсутствия кооперации с австрийским правосудием со стороны Российской Федерации.
Генеральный прокурор России Юрий Чайка так и не ответил на запрос о юридической помощи, сформулированный устно в ноябре 2010 года, а затем дважды - в январе и марте 2011 года - официально направлявшийся в его адрес Венским Уголовным судом. «Нежелание сотрудничать и откровенное отсутствие какого-либо ответа – не только неуважение к суду, но и симптоматичное и намеренное воспрепятствование Россией установлению истины и справедливому отправлению правосудия», - заявила Суэр Белхассен, президент Международной федерации за права человека (FIDH).
Венский суд, напоминает ПЦ "Мемориал", обратился к российским властям с просьбой обеспечить возможность допроса в режиме видеоконференции ключевых свидетелей по этому делу.
Это касается в частности Лечи Богатырева, который, предположительно, нанес смертельные огнестрельные ранения Умару Исраилову. По неофициальной информации, именно Богатырев был ранен в ходе покушения 9 января этого года на командира спецбатальона ГРУ Элимханова в Чечне.
Также суд хотел допросить Шаа Турлаева, бывшего советника президента Чечни Рамзана Кадырова, который, по имеющимся свидетельствам, мог отвечать за провалившуюся попытку похищения Умара Исраилова и доставки его в Чечню, Рамзана Кадырова, президента Чечни, который, предположительно, отдал распоряжение Шаа Турлаеву и Отто Кальтенбруннеру организовать похищение Умара Исраилова.
Венский суд вызывал и Бухари Саламова (Бараева), бывшего представителя "Имарата Кавказ" Докку Умарова в Европе, который, согласно материалам расследования, мог быть задействован в организации преступления, и Артура Курмакаева, приезжавшего в Вену в мае-июне 2008 года по поручению Магомеда Даудова, по данным следствия, с заданием привезти Исраилова обратно в Чечню.
"Российская Федерация не желает, и, похоже, неспособна расследовать преступления, совершаемые последние годы в «умиротворенной» Чечне, или направляемые оттуда", - заявляют правозащитники.
Как сообщал "Кавказский узел", на сегодняшний день отец Умара Исраилова Шарпуди Исраилов, который почти год находился в заложниках в секретной тюрьме в Чечне - похитители хотели таким образом вынудить его сына Умара вернуться из Европы - и был подвергнут пыткам, как отмечают правозащитники, является единственным живым потерпевшим, подавшим иск против Рамзана Кадырова. Помимо его убитого сына, на Кадырова подавал жалобу еще один житель республики – Магомедсаллах Масаев, который был похищен вооруженными сотрудниками неустановленной силовой структуры в центре Грозного 3 августа 2008 года и пропал без вести.
Сам Рамзан Кадыров неоднократно заверял, что не причастен к убийству Исраилова. Он считает обвинения в свой адрес провокацией, и утверждает, что против него и Чечни ведется информационная война, однако ехать на судебный процесс в Вену он отказался.