18:48 / 09.09.2011Обвиняемые называют суд по делу о беспорядках на Манежной площади политическим

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Тверском районном суде Москвы 7 сентября состоялось первое заседание по существу по уголовному делу о массовых беспорядках на Манежной площади в декабре прошлого года. Рассмотрение дела прошло в открытом режиме, в присутствии представителей прессы и многочисленных сторонников "Другой России".

Еще до начала судебного заседания журналисты успели пообщаться с подсудимыми. Руслан Хубаев заявил, что "процесс политический и все понятно".

"Это столкновение с ОМОНом было в рамках примененного к нам насилия. Я считаю, что омоновцы должны быть на скамье подсудимых. Это провокация", - сказал из "клетки" Хубаев.

В зале суда присутствовали пятеро потерпевших, а всего потерпевшими по делу признаны 28 человек, большинство из них - сотрудники полиции. Дело рассматривается коллегией в составе трех судей. Государственным обвинителем назначен прокурор Алексей Смирнов.

Вначале рассмотрения дела, судом были установлены личности подсудимых, все пятеро человек - ранее судимы.

Сразу после этого, подсудимый Хубаев заявил отвод судье Алисову, в связи с тем, что судья отказал его адвокату Евгению Архипову в ознакомлении с видеозаписями с камер наблюдения, установленных на Манежной площади и приобщенных к материалам дела. Хубаев посчитал это нарушением его права на защиту. Вторым доводом он назвал отказ судьи в свидании с сыном и гражданской женой. Третий довод, по версии Хубаева состоит в том, что 25 августа 2010 года, во время предварительного заседания, судья Алисов огласил постановление в непонятной для него форме, а именно тихим голосом, хотя Хубаев ранее рассказал про свои проблемы со слухом.

Также подсудимый указал и некоторые другие доводы, из которых он также сделал вывод о предвзятом отношении судьи лично к нему. Затем Худаев заявил отвод судье Ковалевской также по причине предвзятого отношения к нему, поскольку в прошлом году Ковалевская судила одного из участников "Стратегии 31".

Далее Хубаевым был заявлен отвод и третьему участнику состава суда - судье Криворучко. Этот отвод Хубаев мотивировал тем, что "международная общественность подозревает судью в причастности к смерти адвоката Сергея Магнитского, так как его фамилия значится в т.н. "списке Магнитского", опубликованном в ряде СМИ.

Подсудимые Унчук, Березюк, Козевин и Панин, а также присутствовавшие в зале суда потерпевшие Афанасьев, Громов, Навальский, Стародумов оставили принятие решения на усмотрение суда. Адвокаты защиты Аграновский, Орлов, Никитин, Соломахин тоже предоставили право решать судьям, за исключением защитника Руслана Хубаева Евгения Архипова, он поддержал своего подзащитного. Прокурор возражал против отвода всему составу суда, назвав приведенные доводы косвенными.

Во время удаления судей в совещательную комнату для принятия решения, подсудимые активно общались со своими знакомыми активистами "Другой России", за что получили замечания от судебных приставов. Такие же предупреждения были сделаны и присутствующим в зале суда. Несколько из них были удалены с процесса.

По возвращении в зал заседаний, судьи огласили решение об отклонении всех заявленных отводов как необоснованных и не соответствующих Уголовно-процессуальному кодексу.

После этого адвокат Евгений Архипов заявил отвод государственному обвинителю Алексею Смирнову, обосновав его тем, что на предварительном слушании в процессе участвовал другой прокурор. По словам Архипова, в соответствии с УПК, у него есть основания полагать, что на прокурора было оказано давление. Кроме того, он недоумевал, почему адвокатам не разъяснили причину замены государственного обвинителя, назвав это нарушением ст. 6 европейской "Конвенции о правах человека".

Подсудимые, потерпевшие, адвокаты и прокурор оставили принятие решения на усмотрение суда, кроме Хубаева, который поддержал своего защитника. Ходатайство об отводе прокурору было отклонено.

После решения всех процессуальных вопросов суд приступил к рассмотрению дела. Прокурор Алексей Смирнов зачитал суть обвинения подсудимых.

Игорь Березюк обвиняется по ряду статей Уголовного кодекса РФ: ч. 3 ст. 212 (призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам), ч. 2 ст. 213 (хулиганство, совершенное группой лиц), ч. 2 ст. 318 (применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей), ч. 1 ст. 282 (действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, совершенные публично или с использованием средств массовой информации), ч. 4 ст. 150 (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы).

Кириллу Унчуку, Руслану Хубаеву, Леониду Панину, Александру Козевину инкриминируются три статьи УК РФ.

Березюк признал свою вину частично - в применении насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти. Козевин признал свою вину полностью, Панин - частично, Унчук и Хубаев себя виновными не считают.

После перерыва продолжился допрос потерпевших. Трое потерпевших в вольной форме рассказали суду, что 11 декабря 2010 года они получили информацию о том, что на Моховой улице в Москве собрались около 8 - 10 тысяч людей, "в связи с убийством футбольного болельщика Егора Свиридова".

Сотрудники органов правопорядка также сообщили, что во время столкновений в них летели глыбы, бутылки, ракетницы, пиротехнические файеры, дымовые шашки, металлические ограждения, арматура, фрагменты елки и елочные игрушки.

Некоторые свидетели уточняли, что "группа агрессивно настроенных людей выкрикивали лозунги: "Россия для русских", "Москва для москвичей", "ОМОН - предатель русского народа" и другие.

При допросе свидетелей подсудимые спокойно сидели на своих местах, почти не разговаривали друг с другом и не задавали вопросов свидетелям. Адвокаты уточнили у свидетелей, видели ли они их подзащитных среди тех, кто участвовал в столкновении с полицией, на что свидетели затруднялись "конкретно утверждать".

Подсудимый Панин принес свои извинения потерпевшему - бойцу ОМОНа Ларьскому, который давал свидетельские показания в суде, и попросил прощения "за всю эту ситуацию". Ларьский несколько раз подчеркнул, что "претензий к Панину не имеет и зла ни на кого не держит".

Судья объявила присутствующим, что следующее заседание состоится 15 сентября.

Адвокат защиты Дмитрий Аграновский пояснил корреспонденту "Кавказского узла", что показания свидетелей, которые прозвучали в зале суда, подтверждают, что толпа людей была неуправляема. По его мнению, совершенно непонятно, как пять человек могли организовать такую акцию с участием, по некоторым сведениям, 15 тысяч человек.

Как сообщал "Кавказский узел", 11 декабря 2010 года более пяти тысяч футбольных болельщиков и националистов устроили беспорядки на Манежной площади после шествия в память о болельщике "Спартака" Егоре Свиридовезастреленном в драке в ночь на 6 декабря прошлого года. В результате, по данным властей Москвы, в результате беспорядков пострадали 32 человека.

Напомним, что 20 июня прокуратура Москвы утвердила обвинительное заключение по делу об убийстве Свиридова в отношении уроженца города Нальчика Аслана Черкесова и направила материалы в Мосгорсуд для рассмотрения по существу. По ходатайству стороны защиты рассмотрение дела проходит с участием коллегии присяжных.

Автор:Юлия Буславская