11:15 / 05.10.2011Выборы президента Южной Осетии. 2006 год

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

14 апреля 2006 года старейшины Южной Осетии на заседании Совета Старейшин выступили с предложением о продлении срока полномочий президента Республики Южная Осетия Эдуарда Кокойты. Свою позицию они мотивируют напряженной внешнеполитической ситуацией.

9 июля того же года в Цхинвале произошел теракт: в результате взрыва погиб секретарь Совета безопасности Южной Осетии Олег Алборов. После взрыва власти Южной Осетии заявили, что он является началом реализации плана Грузии по уничтожению руководства Южной Осетии. Осетинская и российская стороны обвинили Грузию в стремлении резко дестабилизировать обстановку в Южной Осетии в дни саммита большой восьмерки в Санкт-Петербурге. Госминистр Грузии Гиоргий Хайндрава, в свою очередь, заявил, что Олег Алборов был главным конкурентом Эдуарда Кокойты на президентских выборах "и его убрали".

23 августа 2006 года в Южной Осетии на заседании Парламента Южной Осетии официально утверждена дата проведения выборов президента РЮО: 12 ноября 2006 года. Председателем Центральной избирательной комиссии, как и во время предыдущих выборов 2001 года, была назначена Белла Плиева. Одновременно с выборами должен был состояться референдум по поводу независимости Южной Осетии.

14 сентября 2006 года Генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис заявил, что Европа
не признает итогов референдума о независимости Южной Осетии.

15 сентября МИД Грузии выпустило заявление, в котором выразило "крайнее возмущение" в связи с происходящими в Цхинвальском регионе процессами, а также назначенным на 12 ноября 2006 года референдумом в Южной Осетии.

В тот же день проживающая в г.Тбилиси гражданка Грузии Майя Чигоева-Цабошвили, член грузинской оппозиционной Партии промышленников, заявила о своем решении выдвинуть кандидатуру на выборах президента непризнанной республики Южная Осетия. 9 октября около 11 часов утра Мая Чигоева-Цабошвили приехала в Цхинвал и заявила, что желает выдвинуть свою кандидатуру на пост президента Республики Южная Осетия. Как сообщила председатель ЦИК РЮО Белла Плиева, "мы ей ответили, что в соответствии с действующим законодательством, в том числе пунктом 8 статьи 28 Конституционного Закона "О выборах президента РЮО", прием документом прекратился вчера, 8 октября 2006 года, в 18.00". М.Чигоевой-Цабошвили было отказано в регистрации.

15 сентября мэр Москвы Юрий Лужков встретился с президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты и заявил о поддержке руководства РЮО.

2 октября 2006 года инициативная группа в составе 111 человек выдвинула в качестве кандидата на пост президента республики Южная Осетия гражданина РЮО грузинской национальности Олега Габодзе. О.Габодзе - коренной житель Южной Осетии, постоянно проживаел в Цхинвале, в течение многих лет работал помощником председателя правительства РЮО.

На пост главы Южной Осетии претендовали четыре кандидата:

  1. действующий президент Эдуард Кокойты,
  2. руководитель аппарата Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта (СКК) с югоосетинской стороны Леонид Тибилов,
  3. глава администрации Цхинвальского района Инал Пухаев,
  4. временно не работающий Олег Габодзе.

24 октября поступила информация, что готовятся параллельные выборы и референдум - их обирается проводить ЦИК, возглавленный Урузмагом Каркусовым, братом бежавшего в Грузию экс-министра внутренних дел Южной Осетии Джемала Каркусова. Об этом заявил Владимир Санакоев, лидер "Союза освобождения осетин" - только что созданной организации, активно выступающей против независимости Южной Осетии. В заявлении, сделанном министерством иностранных дел Южной Осетии, отмечено, что официальный Тбилиси, не имея никакой возможности повлиять как на процесс подготовки и проведения референдума о независимости и очередных президентских выборов, так и на их результаты, пытается воздействовать на них любым доступным ему способом.

8 ноября Комитет заместителей министров Совета Европы из-за позиции России не смог принять заявление по президентским выборам и референдуму в Южной Осетии. Как говорилось в заявлении Министерства иностранных дел Грузии от 9 ноября: "В течение двух последних дней на комитете велось интенсивное обсуждение так называемых президентских выборов и референдума в Цхинвальском регионе, с целью принятия заявления, осуждающего эти действия. В связи с данным вопросом Грузии объявил полную поддержку Евросоюз, ГУАМ, и все другие партнеры страны в рамках Совета Европы. Единственная страна, которая резко сопротивлялась принятию заявления, была Россия. … Именно из-за позиции Российской Федерации, несмотря на то что к вечеру 8 ноября был достигнут консенсус за счет уступок в пользу позиции России со стороны 45 стран Совета Европы, принятие заявления комитета заместителей министров в конце концов оказалось невозможным".

9 ноября 2006 года Госдепартамент США выступил с заявлением, в котором говорится, что Соединенные Штаты выступают против проведения референдума о независимости Южной Осетии. "Такие действия приведут только к обострению напряженности и отвлекут внимание от необходимости мирного разрешения конфликта", - заявил пресс-секретарь госдепартамента Шон Маккормак.

9 ноября Генеральная прокуратура Южной Осетии возбудила уголовные дела против организаторов "альтернативных" выборов президента непризнанной республики: председателя "альтернативного" ЦИК Урузмага Каркусова, главы "Союза национального освобождения Южной Осетии" Владимира Санакоева и всех четырех "альтернативных" кандидатов в президенты, в том числе В.Санакоева и М.Чигоевой-Цабошвили.

10 ноября в Цхинвали был арестован бывший председатель Верховного суда Южной Осетии Алан Парастаев. Зампредседателя альтернативной избирательной комиссии РЮО Тенгиз Гаглоев сообщил, что Парастаев был помещен в изолятор МВД Южной Осетии. Председатель альтернативной ЦИК Урузмаг Каркусов утверждал, что экс-глава Верховного суда Южной Осетии был арестован за то, что поддерживает грузинскую сторону.

Накануне проведения референдума и выборов президента в Южной Осетии, 11 ноября 2006 года, силовые структуры Южной Осетии заявили об активизации деятельности спецслужб Грузии. По их данным, в последние дни в район грузинского райцентра Гори дополнительно прибыло около 100 военнослужащих специальных подразделений Грузии. Чуть позже Комитет государственной безопасности Южной Осетии заявил о раскрытии планов спецслужб Грузии по физическому устранению президента республики Эдуарда Кокойты и осуществлении государственного переворота.

11 ноября - последний день перед выборами президента РЮО и проведением референдума - является так называемым "днем тишины". В этот день запрещена любая агитация за любого из кандидатов в президенты РЮО и по вопросу о независимости РЮО, вынесенному на референдум. Однако в этот день в небе над Цхинвали появился маленький самолет, который сбросил на город листовки в поддержку альтернативного кандидата в президенты Южной Осетии Дмитрия Санакоева.

В тот же день Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил, что североатлантический альянс выступает против проведения в Южной Осетии референдума о независимости и выборов президента республики.

12 ноября 2006 года в Республике Южная Осетия прошли референдум и выборы президента. Всего на территории четырех районов РЮО - Цхинвальского, Джавского, Знаурского и Ленингорского, а также в столице республики Цхинвали - было открыто 78 избирательных участков. Еще шесть избирательных участков для беженцев, которые составляли около 35% из 55 тысяч внесенных в списки избирателей, были организованы в Северной Осетии. Для участия в выборах и референдуме требовался югоосетинский внутренний паспорт - проголосовать по российскому или грузинскому паспортам было невозможно. В выборах приняли участие 94,6% лиц, имеющих право голоса.

По итогам выборов кандидаты в президента Республики Южная Осетия получили следующие количество голосов:

  1. Кокойты Э. Д. - 51150 голосов, (98,1%),
  2. Тибилов Л. X. - 476 голосов (0,9%),
  3. Пухаев И. И. - 194 голоса, (0,37%),
  4. Габодзе О. Г. - 175 голосов (0,33%),
  5. против всех проголосовало 168 человек (0,32%).

В связи с этим, Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия постановила считать выборы президента Республики Южная Осетия состоявшимися, а Эдуарда Кокойты - избранным президентом Республики Южная Осетия.

В поддержку вынесенного на референдум вопроса "Согласны ли вы с тем, чтобы Республика Южная Осетия сохранила свой нынешний статус независимого государства и была признана международным сообществом" проголосовало 51 565 человек, что составляет 99,88%, "против" проголосовало 60 граждан, или 0,12%.

В день проведения голосования было совершено вооруженное нападение на спутниковую станцию "Первого канала" российского телевидения, установленную в столице Южной Осетии Цхинвали. Неизвестные люди на машине без номеров под угрозой оружия отобрали у сотрудников канала часть оборудования, без которого невозможна передача видеоматериалов в Москву.

Наблюдать за ходом выборов президента в Южную Осетию приехали представители 11 стран, в частности, Германии, Польши, Испании, Венесуэлы, Иордании, Украины, России, а также Косово, Нагорного Карабаха, Приднестровья и Абхазии. Международные наблюдатели заявили, что выборы прошли в полном соответствии с самыми строгими требованиями демократии. Депутаты Госдумы РФ присутствовали на голосовании в Южной Осетии в частном порядке, в качестве независимых наблюдателей. Официальную делегацию Госдумы РФ для наблюдения за ходом голосования было решено не отправлять.

Для успешного проведения президентских выборов и референдума в Южной Осетии в Джавском районе были совершены ритуальные жертвоприношения.

Одновременно в контролируемых Грузией селах прошло альтернативное голосование по выборам президента Южной Осетии и референдуму по вопросу о заключении федерального договора с Грузией. В Цхинвальском регионе открылись 26 избирательных участков. Альтернативный ЦИК был размещен в селении Эредви Цхинвальского района. Его возглавил Урузмаг Каркусов.

В числе главных кандидатов на пост президента - бывший председатель правительства и бывший министр обороны Южной Осетии Дмитрий Санакоев, преподаватель одной из местных школ Тамара Чароева, журналист Георгий Чигоев и строитель Теймураз Джерагов.

Незадолго до выборов Д.Санакоев заявил, что "на карте нет республики Южная Осетия, и это нужно исправить, она должна быть признана, как республика, но в территориальных границах общего государства в составе Грузии".

На альтернативных выборах победил Дмитрий Санакоев, набравший более 88% голосов. "Альтернативный ЦИК" заявил, что в "альтернативных выборах" приняли участие более 54 тысяч человек. По официальным же данным ЦИК Грузии, на контролируемой грузинской стороной территории Южной Осетии проживает 14404 избирателя.

Власти Южной Осетии объявили эти выборы нелегитимными, а Эдуард Кокойты сказал, что Южная Осетия будет добиваться от Грузии выдачи кандидата в президенты Дмитрия Санакоева.. В Грузии в свою очередь заявили, что не признают итоги "альтернативных" выборов так же, как не признают выборы и референдум, проведенные в Южной Осетии.

Как заявил председатель парламентского комитета Грузии по вопросам европейской интеграции Давид Бакрадзе, до урегулирования грузино-осетинского конфликта нельзя говорить о легитимности проводимых в Цхинвальском регионе выборов. "Ни те ни другие альтернативные выборы не могут быть признаны легитимными до полномасштабного урегулирования конфликта. Однако прошедшие "альтернативные" выборы в регионе свидетельствуют о том, что очень большая часть местного населения не желает быть управляемой режимом Кокойты и Россией, и эти люди желают мира и переговоров с грузинской стороной", - сказал он.

По мнению одной из лидеров парламентской оппозиции Пикрия Чихрадзе "среди населения Цхинвальского региона проявились две позиции - пророссийская и прогрузинская". "Есть опасность, что определенные силы попытаются поляризовать эти две позиции и спровоцировать эскалацию вооруженного конфликта", - сказала Чихрадзе.

Выборы президента Южной Осетии были спланированы в Кремле, заявил вице-спикер парламента Грузии Михаил Мачавариани. "Было совершенно очевидно, что выборы в Цхинвали – это фарс, спланированный в Кремле, включая так называемых наблюдателей из Венесуэлы", – сказал он. По словам Мачавариани, к сожалению, "еще раз стало ясно, что сила, которая должна была посредничать в урегулировании, сделала все для разжигания сепаратизма". Но, заметил он, в противовес цхинвальским выборам, "было проявлено реальное желание народа, стремящегося к миру, восстановлению территориальной целостности и спокойствию", имея в виду альтернативные выборы в цхинвальском регионе, которые прошли параллельно с выборами президента и референдумом о независимости РЮО.

Представители оппозиционных партий в Грузии также дали ряд комментариев, касающихся выборов в Южной Осетии.

Представитель парламентской фракции "Демократический Фронт" Каха Кукава заявил: "Мы думаем, что эти выборы (организованные "Союзом национального спасения Южной Осетии" и правительством де-факто) нелегитимны." "Самое разумное - просто игнорировать их результаты", - уверен представитель оппозиции. Каха Кукава подчеркнул, что 12 ноября 2006 года государственный Департамент США и ОБСЕ отказались признать результаты этих выборов в Южной Осетии.

Давид Бердзенишвили, член Республиканской партии, известный диссидент, заявил, что Грузия может попасть в книгу рекордов Гинесса, как страна, в которой действуют 4 президента. "Выборы показали, что режим Кокойты не пользуется безусловной поддержкой населения. Хорошо, что грузины, проживающие в Южной Осетии, и значительная часть осетинского населения видят перспективы в составе Грузии", - заявил Бердзенишвили. Он высказал надежду, что фактор Дмитрия Санакоева, не будет использован в дальнейшем для бряцания оружием".

Сам факт голосований в Южной Осетии и их результаты комментировали также представители ряда иностранных государств и международных организаций, мнения которых разделились:

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе не признает референдум и выборы, проведенные в Южной Осетии 12 ноября, заявил председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Бельгии Карел Де Гухт.

Министерство иностранных дел и европейской интеграции Молдавии осудило референдум по вопросу о независимости Южной Осетии, назвав его дестабилизирующим шагом и явным проявлением сепаратизма. Как отмечалось в заявлении внешнеполитического ведомства Молдавии, эта односторонняя и контрпродуктивная мера руководства Южной Осетии вызовет только дополнительную политическую напряженность.

Госдепартамент США вновь заявил, что администрация Джорджа Буша не признает референдум в Южной Осетии. "Нет, мы не думаем, что это является так называемым референдумом", - заявил официальный представитель госдепартамента Шон Маккормак.

По заявлению руководителя пресс-службы украинского МИД Андрея Дещица Украина присоединилась к заявлениям о непризнании итогов референдума в Южной Осетии.

Латвия также высказала солидарность с позицией Евросоюза и ОБСЕ по выборам в Южной Осетии и не признала их результаты. "Организация референдума может негативно повлиять на переговоры по мирному урегулированию конфликта между Южной Осетией и Грузией. Латвия полностью поддерживает суверенитет и территориальную целостность Грузии и не признает результаты прошедшего референдума", - говорилось в официальном заявлении МИД республики.

МИД России выразил мнение, что игнорировать итоги референдума в Южной Осетии недальновидно. "Нравится это кому-то или нет, мы в данной ситуации имеем дело со свободным волеизъявлением народа Южной Осетии, выраженным посредством демократических процедур", - говорилось в комментарии Департамента информации и печати МИД РФ.

В свою очередь, вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский считал, что Россия не признает итоги референдума о независимости Южной Осетии. "Россия ничего не признает", - заявил Жириновский. "Нужно признать, но не признают", - добавил он.

Лидер Приднестровья Игорь Смирнов поздравил Эдуарда Кокойты с победой.

Парламент Абхазии приветствовал президентские выборы и референдум в Южной Осетии и обратился к парламентариям всего мира с призывом принять и поддержать итоги волеизъявления народа Южной Осетии по независимости.

13 ноября в административном центре Джава Цхинвальского региона были сожжены дома, принадлежащий председателю альтернативной Центральной избирательной комиссии по выборам президента Южной Осетии Урузмака Каркусова, а также дом его брата – экс-министра внутренних дел Южной Осетии Джемала Каркусова. По другим данным, в дом председателя альтернативной ЦИК по выборам президента Южной Осетии Урузмага Каркусова была брошена граната.

25 ноября в Цхинвали прошла церемония инаугурации вновь избранного президента Республики Южная Осетия Эдуарда Кокойты.

В конце ноября, накануне инаугурации Дмитрия Санакоева – "альтернативного" президента Южной Осетии - в эфире грузинского телевидения появилась информация о задержании сотрудниками департамента контрразведки МВД Грузии 28-летнего Кахи Багаури (Багаев). Задержанный признался в том, что был завербован спецслужбами Южной Осетии и готовил физическое устранение Дмитрия Санакоева. Правительство РЮО выступило с заявлением, что "распространенная грузинскими СМИ информация о том, что ликвидацию Санакоева готовят в Южной Осетии, доказывает, что против республики готовится очередная провокация".

Инаугурация альтернативного президента Республики Южная Осетия Дмитрия Санакоева несколько раз переносилась и прошла в селе Курта (Южная Осетия) 1 декабря. Д.Санакоев произнёс президентскую клятву на грузинском и осетинском языках.

Источники:

  • Информация корреспондентов "Кавказского узла", ИА "Рес", газета "Южная Осетия", веб-сайты "NEWSru.com", Lenta.Ru, газета "Время новостей", ИА "РосБалт", ИД "Комерсантъ".
Автор:Кавказский Узел