ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В отказе восстанавливать справедливость в отношении людей, ставших жертвами преступлений силовиков, обвинила российскую систему правосудия в своем докладе «Замкнутый круг несправедливости. Спецоперации и нарушения прав человека в Ингушетии» международная правозащитная организация Amnesty International.
По состоянию на февраль 2012 года Европейский суд по правам человека вынес решение по 10 делам из Ингушетии – все в пользу истцов. «Российские власти всегда выплачивали компенсацию, присужденную Европейским судом по правам человека. Однако они никогда не принимали частных и общих мер по исправлению ситуации, рекомендованных судом», - говорится в докладе Amnesty International, презентация которого состоялась 21 июня в Независимом пресс центре в Москве.
Amnesty International в рамках кампании «Права человека и обеспечение безопасности», которая ставит своей целью недопущение нарушений прав человека, совершаемых в контексте борьбы терроризмом, выпустила ролик «С мешком на голове». Он исследует зрительные и слуховые ощущения человека для того, чтобы передать ужас пыток, которым нередко подвергаются подозреваемые.
«Принцип верховенства закона по всей России соблюдается слабо, а в тех случаях, когда речь идет об охране правопорядка на Северном Кавказе, где положение остается весьма нестабильным, им почти всегда пренебрегают», - заявил на пресс-конференции директор программ организации по Европе и Центральной Азии Джон Дальхизен.
Он также выразил озабоченность, по поводу того, что ситуация на Северном Кавказе остается вне поля зрения руководства страны. «После окончания военной фазы конфликта в Чечне насилие распространилось по всему региону. Остальная часть России не имеет иммунитета к такому «заражению». Верховенство права фактически отсутствует на Северном Кавказе. Серьезные недостатки государственной политики в этом регионе негативно влияют на продвижение России к становлению демократического государства», - заявил Джон Дальхизен.
«В своем докладе мы проанализировали нарушение прав человека в Ингушетии. В течении последних лет там произошло некоторое повышение уровня безопасности (за 2011 год жертвами вооруженного конфликта в Ингушетии стали не менее 108 человек, из которых 70 человек были убиты и 38 получили ранения; общее число жертв за 2011 год более чем в три раза ниже, по сравнению с 2010 годом - прим."Кавказского узла"). Однако методы работы правоохранительных органов продолжают оставаться глубоко проблематичными, типичными для региона в целом. Нарушения прав человека остаются такими же, какими они были всегда: насильственные исчезновения, внесудебные казни, незаконное содержание под стражей и широкое использование пыток для получения признательных показаний. Эти нарушения не являются случайными ошибками отдельных сотрудников правоохранительных органов, это избранная ими тактика», - отметил г-н Дальхизен.
В качестве одного из самых вопиющих случаев правозащитники приводят историю жестоких пыток, которым был подвергнут Зелимхан Читигов, инвалид детства, похищенный 27 апреля 2010 года с территории городка для беженцев "Промжилбаза". Дело Читигова - главный эпизод процесса, где в качестве подсудимых выступают бывший старший оперуполномоченный по особо важным делам Центра по противодействию экстремизму при МВД Ильяс Нальгиев и бывший начальник Карабулакского РОВД Назир Гулиев.
После неудавшейся попытки привлечь на свою сторону руководство Республики Ингушетия (Гулиев приходится шурином брату Юнус-Бека Евкурова Увайсу, который является начальником охраны главы республики. Сам глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров взял дело под личный контроль) подсудимые стараются придать своему делу политический характер. Об этом написала председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина в своей статье "Ингушетия. Все средства хороши", опубликованной на "Кавказском узле". Гулиев и Нальгиев заявили 12 января в интервью грузинскому каналу "ПИК", что на скамью подсудимых они попали "исключительно из-за разборок вокруг нефти". По мнению же правозащитницы, высказанному в статье, дело Нальгиева и Гулиева "не имеет никакого отношения к охране нефти от хищения, пытки и произвол, учиненные ими, никак с нефтью не связаны".
Кривошеев: окутывающий силовиков покров секретности создает препоны независимому расследованию
Доклад основан на ситуации в Ингушетии, однако перечень грубых нарушений прав человека в этой республике является типичным для всего Северного Кавказа, считает эксперт Amnesty International по России Денис Кривошеев.
«Структура правоохранительных органов в Ингушетии очень запутана и непрозрачна. В республике работает множество специальных служб и правоохранительных органов на всех уровнях – от федерального до местного. Номинально сотрудничество и координацию их действий должен курировать оперативный штаб при Антитеррористической комиссии Ингушетии, председателем которого является глава республики Юнус-Бек Евкуров. Однако ряд операций, в особенности негласная оперативно-розыскная деятельность, проводится без ведома других силовых ведомств. Сотрудники, вовлеченные в эти операции, скрывают свои личности, операции проводят в масках, а также скрывают свою ведомственную принадлежность», - отметил Денис Кривошеев.
Покров секретности, окутывающий операции силовых структур, создает серьезные трудности для расследования грубых нарушений прав человека, уверен эксперт Amnesty International по России.
«Отсутствие правосудия в подобных случаях объясняется трудностями сбора доказательств, а также отсутствием политической воли к успешному проведению расследования. Пострадавшие или их родственники подают жалобы вот все инстанции, включая г-на Евкурова. Но, как правило, жалоба циркулирует от одного правоохранительного ведомства к другому. Этот процесс заявители называют «пинг-понгом», и занимает он месяцы и годы, в течении которых улики исчезают и перспектива расследования становится все более зыбкой», - сообщил Д.Кривошеев.
Еще одна сложность обусловлена тем, что сотрудники правоохранительных органов, действующих на территории Ингушетии, в действительности могут представлять силовые структуры из соседних республик, в частности, Северной Осетии и Чечни, говорится в докладе.
Кроме того, независимому расследованию мешает нежелание свидетелей давать официальные показания. «В некоторых случаях при похищениях или даже при внесудебных казнях имеются свидетели, которые в приватной беседах могут сообщить о нарушениях прав человека. Однако чаще всего они отказываются давать официальные показания следователю или на суде, небезосновательно опасаясь за свою безопасность и безопасность членов своей семьи», - рассказал Кривошеев.
В эксклюзивном видеоинтервью "Кавказскому узлу" Юнус-Бек Евкуров отметил, что к некоторым случаям похищений жителей республики причастны сотрудники силовых структур. Ранее глава Ингушетии сообщал, что за 2011 год и начало 2012 года в Ингушетии насчитывается 13 похищенных. "Из этих 13 человек по шести мы видим инсценировку похищения. А по остальным семи случаям – по почерку, по поведению, по присутствию техники – мы видим, что там есть наличие фактов похищения и следы силовых структур", – сказал глава Ингушетии.
«Но даже это признание не было подкреплено ни одним случаем, когда правоохранительные органы Ингушетии признали бы причастность своих сотрудников к конкретным инцидентам», - говорится в докладе Amnesty International.
«Все рассказы, собранные Amnesty International в ходе исследовательских поездок в Ингушетию, различны. Но их объединяет одно – отказ в правосудии. Такая ситуация идет вразрез с обязательствами России в области прав человека. Высшее руководство Российской федерации должно немедленно принять на себя обязательства по искоренению произвола, наказанию виновников и представлению потерпевшим средств судебно-правовой защиты», - говорится в резюмирующей части доклада «Замкнутый круг несправедливости. Спецоперации и нарушения прав человека в Ингушетии».
Отметим, что комментарии властей по поводу озвученных в докладе данных правозащитников пока не поступали.
"Кавказский узел" неоднократно сообщал о случаях, когда жители Ингушетии заявляли, что ничего не знают о судьбе задержанных родственников, заявляли о нарушениях их прав со стороны силовиков - похищениях, пытках и задержаниях.
"Кавказский узел" следит за ситуацией в Ингушетии и ведет хронику происходящих там вооруженных инцидентов и нарушений прав человека.
Этот Джон дальтон или как там его вообще ратует за развал Нашей Великой РОССИИ!!! А как бороться с отморозками???? Пусть они не переживает - на зоне боевикам прокурор что отец родной - чуть что сразу маляву катает ему.... и про шариат забывают. Им предложить как судить их будут по шариату или по УК? Как вы думаете что выберут????