ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
После парламентских выборов в Грузии появился реальный шанс урегулирования российско-грузинских отношений, заявили грузинские политологи. Восстановление отношений надо начинать с экономических вопросов, уверен Торнике Шарашенидзе. Новому правительству следует отложить на время обсуждение вопроса о статусе Абхазии и Южной Осетии, считает Гиоргий Хуцишвили.
Напомним, коалиция "Грузинская мечта" одержала победу в ходе голосования на парламентских выборах 1 октября. 25 октября ее лидер Бидзина Иванишвили был утвержден в должности премьер-министра, в этот же день он сообщил о том, что в планах нового правительства Грузии - восстановить отношения с Россией и начать переговоры по направлениям экономики и культуры.
Свои мнения о том, с чего начинать новым властям Грузии урегулирование отношений с Россией политологи высказали в ходе "круглого стола" на тему "Результаты выборов в Грузии: Какой будет внешняя политика нового правительства?", который состоялся 12 октября в Тбилисском международном пресс-центре РИА "Новости".
Хуцишвили: в Грузии есть общественный заказ на восстановление отношений с Россией
Грузия движется к евроинтеграции и евроатлантической интеграции, и этот вопрос не будет пересматриваться, так как он одобрен населением Грузии, но, с другой стороны, общественным заказом для нового правительства является восстановление отношений с Россией, считает директор Международного центра по конфликтам и переговорам Гиоргий Хуцишвили.
"Что мешало восстановлению культурных и экономических отношений? Российская сторона называла причиной этого нежелание иметь дело с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Сейчас же, после выборов, у нас другая ситуация в стране. Несмотря на то, что Саакашвили остается президентом Грузии до октября следующего года, Россия может вести переговоры с политической силой, победившей в Грузии", - заявил Гиоргий Хуцишвили.
Он напомнил, что ранее глава МИД РФ Сергей Лавров указал, что Грузии необходимо признать независимость Абхазии и Южной Осетии. "Совершенно ясно, что как бы доброжелательно ни была настроена победившая политическая сила в Грузии в вопросе восстановления российско-грузинских отношений, но признания независимости Абхазии и Южной Осетии не может быть. Такой мандат эта политическая сила получить не сможет", - подчеркнул политолог.
Тбилиси и Москве лучшего всего отложить на время вопрос о статусе Абхазии и Южной Осетии и вести переговоры по другим вопросам. "Если у двух стран и вправду есть интерес в восстановлении отношений, то надо начинать конструктивный разговор. Надо начинать переговоры обязательно, а вопрос статуса Южной Осетии и Абхазии можно начинать обсуждать на более продвинутых этапах, но явно не в начале", - заявил Хуцишвили.
Грузинская дипломатия должна суметь "как аргонавты пройти между Сциллой и Харибдой", отметил доктор политических наук, профессор Зураб Маршания, долгое время находившийся на дипломатической службе и работавший в дипмиссиях Грузии в странах Балтии. Он считает необходимым заморозить решение несовместимых противоречий: с российской стороны это вопрос вступления Грузии в НАТО, с грузинской – проблемы с Абхазией и Южной Осетией.
"Устремления абхазов и осетин к независимости были движением за национальную самобытность. Давайте вспомним азбуку международного права. Априори нацию, которая борется за свои права, считают субъектом международного права. Не вести прямой диалог с абхазами и осетинами означает обрекать себя на тупиковую ситуацию навечно. Решение вопроса - в налаживании бытовых, культурных, религиозных связей, оказании медицинской помощи", - считает Маршания.
Никаких иллюзий по поводу скорого восстановления отношений между Россией и Грузией не питает бывший глава информационного центра НАТО в Грузии, Торнике Шарашенидзе, заявивший о том, что имеет тесный контакт с российскими коллегами.
"Грузия со своей стороны многое уже сделала - сняла визы для граждан РФ, открыла свой рынок. Но вот о восстановлении официальных дипломатических отношений речи быть не может, потому что или России придется смириться с отказом от Южной Осетии и Абхазии, или Грузии придется с этим смириться", - отметил Торнике Шарашенидзе.
В то же время он считает, что восстанавливать отношения нужно, и можно это делать с возвращения грузинского бизнеса на российский рынок.
"Россия вступила в ВТО, и ей рано или поздно придется открыть свой рынок для Грузии. Что кается вступления Грузии в НАТО, я один из тех, кто пессимистично к этому относится - реально в НАТО нас еще долго никто не примет. Поэтому вопрос вступления Грузии в НАТО является лишь поводом для Москвы, чтобы не восстанавливать хорошие отношения с Тбилиси", - заявил Шарашенидзе.
Рциладзе: у жителей Грузии нет четкого мнения относительно вступления в НАТО
Нельзя постоянно апеллировать к тому, что население Грузии одобрило путь в евроатлантическую интеграцию, так как неизвестно мнение жителей Южной Осетии и Абхазии, указал, в свою очередь, директор Кавказского института региональной безопасности Александр Русецкий.
"Я не уверен, что население Южной Осетии и Абхазии выступает за вступление Грузии в НАТО. Вообще в Грузии политически разделенное общество: где-то стоят российские базы (имеется ввиду Абхазия и Южная Осетия. – Прим. "Кавказского узла"), где-то доминирует прозападный курс", - говорит Русецкий.
По его мнению, Грузии необходимо искать геополитический баланс, чтобы в парламенте и других структурах власти были представлены все группы населения страны. "На восстановление российско-грузинских отношений у меня оптимистический взгляд. Даже для самых тупиковых вопросов можно найти выход", - подчеркнул Русецкий.
Желание грузинского народа должно влиять на приоритеты грузинского руководства, считает политолог, руководитель Института Евразии Гулбаат Рциладзе, который рассказал участникам встречи о результатах недавно проведенного его организацией исследования вопроса вступления Грузии в НАТО. Опрос общественного мнения прошел с 23 августа по 2 сентября, в нем приняло участие 3068 человек по всей Грузии за исключением Абхазии и Южной Осетии, сказал политолог.
"В целом, как выяснилось, все позитивно относятся к НАТО, считая что это оборонительный блок. Но когда мы начали конкретизировать вопросы в отношении к Грузии, ведь членство в НАТО предполагает размещение военных баз, тут уже большинство затруднилось с ответом, а большая часть опрошенных видит в этом больше риска, чем благ", - рассказал Рциладзе.
"Мы получаем картину, что не так все однозначно, что желание у населения страны вступить в НАТО так сильно. Поэтому Бидзина Иванишвили и все новое правительство должны прислушиваться к мнению людей", - отметил Рциладзе.
Что касается восстановления российско-грузинского диалога, по мнению Гулбаата Рциладзе, Россия должна инициировать какие-то дипломатические инициативы, дипломатические формулы решения вопроса Абхазии и Южной Осетии.
"Саакашвили нам оставил эту проблему, серьезную и почти нерешаемую, он подтолкнул своими решениями к тому, что началась война 2008 года, что Россия была вынуждена признать Абхазию и Южную Осетию. Если бы Россия сама хотела бы сделать это признание, то она сделала бы это сразу же, когда Запад признал Косово", - уверен политолог.
Васадзе: НАТО для Грузии - это, прежде всего, гарантия демократии и гражданского общества
После парламентских выборов в Грузии у страны должно появиться больше шансов на вступление в НАТО, уверен политолог, обозреватель телеканала "ПИК" Гела Васадзе.
"Ранее нам говорили, что в стране уже все хорошо, государственные институты выстроены, но нет демократии. Можно сравнить это образно так: прежде чем вступать в НАТО, вы должны помыться. Демократия - это не одеколон, демократия - это так помыться, чтобы запаха не было. И сейчас, после выборов, Грузия именно такая", - заявил Васадзе.
По его мнению, демократические процессы в стране пошли, и новое руководство в Грузии должно "с утроенной энергией стучаться в двери НАТО". "Без этого стремления сейчас бы в Грузии демократии не было. Именно это стремления интегрироваться в евроатлантическое содружество вынудило власти Грузии пойти на беспрецедентный шаг, и у нас случилась демократия. НАТО для нас - это, прежде всего, гарантия демократии и гражданского общества", - подчеркнул Васадзе.
Также, он указал, что с НАТО Грузию связывает институциональное сотрудничество. "Есть ряд договоров, мы не можем просто взять и на этом крест поставить. У нас сейчас есть уникальная возможность исправить все ошибки старой власти, но не разрушая то, что уже было сделано", - отметил политолог.
Причина конфликта Москвы и Тбилиси заключается в проблемах самой России на Северном Кавказе. "Пока эти проблемы не будут решены, ни о каком урегулировании российско-грузинских отношений говорить не приходится", - резюмировал Гела Васадзе.
Вроде единственный человек Зураб Маршания, чье мнение ново и интересно для понимания политического бомонда в Грузии. Это трезвая оценка о появлении новых субъектов международного права подает надежду, что здравый смысл всё же возобладает в наших отношениях, и мы начнем дружественную соседскую жизнь. Все же остальные мнения по-прежнему остаются в грузинском векторе того, что достаточно договориться с Россией и тогда можно делать с Абхазией и Южной Осетией всё что вздумается. Это трагическое направление грузинской политической мысли приводит к многочисленным жертвам уже в который раз. И Саакашвили не один кто в этом виноват, многие подталкивали его к этому, в том числе и такими мнениями: «Что касается восстановления российско-грузинского диалога, по мнению Гулбаата Рциладзе, Россия должна инициировать какие-то дипломатические инициативы, дипломатические формулы решения вопроса Абхазии и Южной Осетии.» Россия уже инициировала и приняла решение. Ждать пересмотра этого, это лишать сотни тысяч людей будущего, отвлекать их несбыточной мечтой от повседневной реальности тем самым не давая возможности развиваться. Грузии надо самой предложить формулы для установления госотношений с Абхазией и РЮО. Она может выторговать в обмен на признание и часть территорий и отсутствие баз, было бы желание договариваться.