ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Парламентское меньшинство Грузии не удовлетворено текстом поправок в закон "О судах общей юрисдикции". Об этом 2 апреля на брифинге заявил представитель фракции "Единое национальное движение" Гиги Церетели. По его словам, депутаты от "Единого национального движения" (ЕНД) не будут сегодня голосовать за поправки в этот закон в третьем чтении, так как считают несправедливым предлагаемый "Грузинской мечтой" порядок формирования Высшего совета юстиции страны.
"Мы считаем, что законопроект не сможет обеспечить полную независимость суда и не будет отвечать рекомендациям Европы. И всего этого, как неоднократно говорилось, мы не хотим", - заявил Гиги Церетели.
При этом политолог Ника Читадзе считает, что предлагаемые реформы могут навредить балансу политических сил в Грузии, но уверен, что поправки будут приняты.
В парламенте депутаты от "Грузинской мечты" и "Единого национального движения" разошлись во мнениях по поправкам к закону о судах
Основной причиной конфликта между "Грузинской мечтой" и "Единым национальным движением" (ЕНД) в связи с рассмотрением закона "О судах общей юрисдикции" стала поправка, предусматривающая, что после принятия нового законопроекта прежний состав Высшего совета юстиции Грузии должен уйти в отставку.
Согласно предлагаемым поправкам, президент теряет право назначать своих представителей в совет. Также и парламентарии теряют право на членство в нем, вместо них парламент будет выбирать шестерых представителей гражданского общества - преподавателей юридических вузов и представителей правозащитных НПО.
Отметим, что 3 декабря 2012 года Венецианская комиссия получила запрос от парламента Грузии о проведении экспертизы готовящегося законопроекта по внесению поправок в закон "О судах общей юрисдикции", предложенных партией большинства. 8-9 марта 2013 года был составлен окончательный текст заключения по данному вопросу.
11 марта Венецианская комиссия дала свое заключение относительно поправок в закон. В частности, комиссия рекомендовала убрать статью 3.2 из поправок, которая предусматривает, что при вступлении закона в силу "полномочия членов Высшего совета юстиции, за исключением председателя Верховного суда, прекращаются". Комиссия предложила ввести регуляции переходного периода до тех пор, пока не истекут полномочия действующего совета юстиции.
"Ассоциация молодых юристов Грузии" после ознакомления с докладом Венецианской комиссии также выступила с призывом к большинству оставить в составе Высшего совета юстиции Грузии восемь прежних представителей судейского корпуса и председателя Верховного суда.
Саакашвили: опасно принимать поправки, расходящиеся с рекомендацией Венецианской комиссии
Президент Грузии Михаил Саакашвили настаивает на том, чтобы парламент внес именно те поправки, которые предусмотрены Венецианской комиссией.
"Если они (парламентское большинство, - прим. "Кавказского узла") силой пронесут закон в том виде, в котором он есть, мы можем навсегда попрощаться с идеей свободного, независимого суда. В последнее время появился шанс, чтобы граждане Грузии были защищены именно свободным судом, и сейчас не время убивать эту идею", - заявил Саакашвили, комментируя свое решение исключить голосование по законопроекту на внеочередном парламентском заседании 25 марта.
По словам президента, опасно принимать поправки, расходящиеся с рекомендацией Венецианской комиссии, в преддверии саммита по программе Восточного партнерства, который состоится в сентябре текущего года в Вильнюсе.
"Грузия попрощается с европейской перспективой на Вильнюсском саммите, что застопорит многие процессы", - говорится в президентском заявлении от 25 марта. Саакашвили также отмечает при этом, что он сам готов подключиться к обсуждению законопроекта о "Судах общей юрисдикции".
Кобахидзе: существующий состав Высшего совета юстиции Грузии должен быть обновлен
Однако парламентское большинство настаивает на том, что действующий состав совета выбран недемократично.
В настоящее время в Высшем совете юстиции находятся председатель Верховного суда страны Павле Кублашвили, восемь судей, избранных на судейской конференции, а также два представителя президента Грузии. Еще четыре человека - представители парламента - сложили свои полномочия после выборов парламента 1 октября 2012 года.
Депутаты от большинства считают, что восемь представителей судейского корпуса должны сложить с себя полномочия, поскольку судейская конференция утверждала их из числа кандидатур, представленных председателям Верховного суда, как это и было предусмотрено в действующем законе Грузии "О судах общей юрисдикции".
Новый предлагаемый ими порядок назначения судей предусматривает, что судьи смогут сами выдвигать свои кандидатуры на соискание членства в Верховном совете юстиции во время судейской конференции.
Вице-спикер парламента, представитель партии "Грузинская мечта" Манана Кобахидзе отмечает, что существующий состав совета должен быть обновлен, тем более что 90 процентов рекомендаций Венецианской комиссии парламент уже учел.
"Чем более демократичным будет правило комплектации Высшего совета юстиции, и чем большим будет включенность сторон, общепризнанно, что это будет правильным и даст большую возможность обеспечить, чтобы суд не зависел от конкретных сторон, и судебная власть действительно была независимой", - заявила Манана Кобахидзе.
"Грузинская мечта" предлагает следующую процедуру избрания членов Высшего совета юстиции: если при первом голосовании кандидат на соискание места в совете не набирает 2/3 голосов, то при повторном голосовании достаточно, чтобы человек набрал простое большинство голосов. Однако два члена совета все же должны в обязательном порядке набрать 2/3 голосов.
"Если они не будут избраны, то места останутся вакантными до тех пор, пока не появятся такие кандидатуры, которые будут приемлемы для всех депутатов", - заявил 25 марта на брифинге спикер парламента Давид Усупашвили.
Парламентское меньшинство не устраивает предлагаемый "Грузинской мечтой" порядок формирования совета
Парламентское меньшинство указывает, что предлагаемый вариант законопроекта отдает приоритет парламентскому большинству при комплектации совета, поскольку президент лишается права на назначение своих представителей, а парламент получает право назначать шесть представителей правозащитных НПО или академических кругов. При этом Венецианская комиссия предложила утверждать парламентских представителей не простым большинством, а 2/3 голосов депутатов или дать квоту парламентскому меньшинству для своего представителя в совете.
Депутатов от "Единого национального движения" не устраивает предлагаемый "Грузинской мечтой" порядок формирования совета.
При этом представители оппозиции указывают на то, что министр юстиции Грузии Тея Цулукиани сама указывает на проблемы в судебной системе. В частности, политические оппоненты напомнили, что 28 января в эфире программы "Позиция", комментируя отказ суда в заключении под стражу бывшего губернатора Кахетии Цезаря Чочели, Тея Цулукиани заявила, что судьи находятся в "оппозиции к правде".
Цулукиани тогда также заявила, что судьи находятся под давлением верховного судьи Кублашвили и ЕНД. "Поэтому, я рада за судей, что осуществится эта реформа, и они станут независимыми", - заявила Тея Цулукиани.
Глава минюста настаивает также на том, что судьи сами нарушают закон. Выступая в той же передаче на ТВ, она привела конкретный пример политической мотивации решения судей. В частности, Цулукиани вспомнила об освобождении под залог 9 ноября 2012 года бывшего начальника генерального штаба Грузии Георгия Каландадзе, задержанного за два дня до этого в связи с расследованием дела об избиении в 2011 году шести офицеров.
"Есть информация о том, что генерал Каландадзе, который воспользовался милостиво предоставленным ему освобождением под залог, пытается давить на свидетелей", - отметила Тея Цулукиани,
Представители ЕНД напоминают также, что 26 февраля главный прокурор Арчил Кбилашвили выразил недовольство тем, что суд освободил без внесения залога обвиняемого в присвоении чужого имущества и отмывании денег мэра Тбилиси Гиги Угулаву, что под залог, вопреки ходатайству прокуратуры, суд отпустил бывшего начальника генинспекции МВД Тенгиза Гунаву, обвиняемого в превышении служебных полномочий и присвоении государственных средств, и многих других представителей ЕНД.
Бывший заместитель министра внутренних дел Гия Лорткипанидзе считает также, что политическим преследованиям в Грузии подвергнется и Вано Мерабишвили - бывший министр внутренних дел, бывший премьер-министр, поскольку, по словам Лорткипанидзе, омбудсмен Уча Нануашвили уже требует его допроса по делу о событиях в ущелье Лопота в августе прошлого года. Ранее "Кавказский узел" писал, что в отчете народного защитника Грузии Учи Нануашвили за 2012 год говорится, что в связи с событиями в ущелье Лопота могут быть выявлены признаки уголовного преступления со стороны бывших высокопоставленных чиновников МВД Грузии. Гия Лорткипанидзе уже назвал эти обвинения абсурдными.
Читадзе: предлагаемые реформы могут навредить балансу политических сил в Грузии
Критично относится к предлагаемому "Грузинской мечтой" порядку формирования Высшего совета юстиции Грузии руководитель Исследовательского центра международных вопросов и вопросов безопасности Ника Читадзе.
"Фактически, это означает, что парламентское большинство сможет укомплектовать совет по своему усмотрению, а оставшихся двух человек не утверждать вовсе", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Ника Читадзе.
Политолог считает, что предлагаемые правительством реформы могут навредить балансу политических сил в Грузии. "Если "Грузинская мечта" получит возможность менять судей, то в руках правительства Бидзины Иванишвили окажутся и политизированная прокуратура, и суды", - подчеркивает Ника Читадзе.
При этом он указывает, что у оппозиции не остается никаких механизмов противодействия решениям судов и прокуратуры. "Тогда мы можем стать свидетелями того, что суды примут политически мотивированные решения по таким делам, как обвинение экс-министра внутренних дел Бачо Ахалая в провоцировании тюремного бунта в марте 2006 года, или, например, обвинение экс-министра юстиции Зураба Адеишвили по делу банка "Карту", - говорит Ника Читадзе.
По его мнению, парламентское большинство все же воспользуется своим численным преимуществом во время третьего чтения законопроекта о поправках в закон "О судах общей юрисдикции". "Я думаю, что, скорее всего, закон будет принят в той форме, который предлагает "Грузинская мечта", - говорит Ника Читадзе.