ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Сценарии развития российско-грузинских отношений лежат в диапазоне от полного расхождения двух стран во всех отношениях до нормализации отношений и вхождения Грузии в СНГ, заявили участники "круглого стола" на тему: "Сценарии развития российско-грузинских отношений: первые шаги и дальнейшие перспективы".
Мероприятие прошло в Тбилисском международном пресс-центре РИА "Новости" 26 июня, передает корреспондент "Кавказского узла".
Грузия разорвала с Россией дипломатические отношения после того, как в августе 2008 года Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Официальный Тбилиси считает Абхазию и Южную Осетию оккупированными Россией грузинскими территориями.
Особо ярких результатов в развитии российско-грузинских отношений пока нет, считает политолог и публицист Гела Васадзе, соучредитель НПО "Свободная зона". Грузинские власти двигаются "мелкими шагами", направленными на нормализацию межгосударственных соглашений, считая, что когда-нибудь эти действия приведут к урегулированию главного вопроса - вопроса по территориям, которые Грузия считает оккупированными.
"Мы видим, что "Боржоми" уже сейчас находится на российском рынке. Поступила также и первая партия вина. Это больше символичное событие, нежели практичное", - сказал политолог.
Политика же российских властей находится в тестовом режиме по отношению к Грузии, отмечает Гела Васадзе, приводя в пример действия по переносу инженерных заграждений в районе сел Двани, Дици на границе с Южной Осетией. Цель этих действий - посмотреть, какова будет реакция грузинских властей, подчеркивает он.
Сегодня руководство РФ заинтересовано в сохранении статус-кво в Абхазии и Южной Осетии, уверен Васадзе.
Также политолог назвал два сценария, которые в ближайшие пять лет могут осуществиться.
"Первый – грузинское общество будет потихоньку готовиться к признанию в какой-либо форме независимости Абхазии и Южной Осетии. После этого вся Грузия будет интегрирована в Евразийское пространство", - сказал Васадзе.
Второй вероятный, по мнению политолога, сценарий - грузинское общество найдет в себе силы для сопротивления этому плану, предпринимая шаги для реинтеграции Абхазии и Южной Осетии в Грузию.
Мамрадзе: возобновление отношений с конфликтными регионами - процесс, рассчитанный на поколения
Сейчас Грузия находится в очень сложном положении, считает директор Института стратегии управления Петре Мамрадзе. По его оценке, на протяжении многих лет Михаил Саакашвили проводил контрпродуктивную политику по отношению к России, а также внутри государства в сфере урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии.
Мамрадзе считает, что даже малейшие уступки друг другу со стороны России и Грузии надо высоко оценивать.
"Не могу сказать, что действия нового грузинского правительства последовательны или эффективны. Однако в целом ведется такая политика, которая высоко оценивается нашими западными партнерами. Многого ждать не стоит, тем более в скором времени. Если выйдет наша продукция на российский рынок, и то хорошо, так как у нас в стране экономическая и социальная катастрофа. Восстановится авиасообщение, а в перспективе получится и границы открыть с Абхазией и Южной Осетией. Начнется восстановление личностных отношений", - описал возможное развитие событий Мамрадзе.
23 апреля премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили в ходе выступления на заседании ПАСЕ в Страсбурге заявил, что хочет заверить абхазов и осетин в мирных намерениях грузинских властей.
Однако на быстрый результат, по мнению Мамрадзе, рассчитывать не стоит.
"Это такой процесс, который рассчитан на многие годы, на поколения, так как каждый раз Россия может сказать: вы хотите с нами наладить отношения, так это же вы разорвали дипломатические отношения, а не мы. Хотите – так предлагайте что-то, так как это в первую очередь грузинский интерес", - подчеркнул Петре Мамрадзе.
Читадзе: в Грузии возможен кипрский сценарий
Усилия грузинских властей по восстановлению диалога с Россией должны приветствоваться, хотя на данном этапе этот диалог ни к чему существенному не привел, считает президент Центра по изучению вопросов безопасности и международного сотрудничества Грузии Ника Читадзе.
"Я приветствую тот факт, что новое грузинское правительство предпринимает шаги по сближению с Россией, так как дало согласие на участие в Олимпиаде в Сочи, налаживает торгово-экономические связи", - сказал Ника Читадзе, предложив обратить внимание на то, что Грузия получила в ответ - "300 метров передвижения" на линии границы с Южной Осетией.
"В чем выход из положения? Выход в том, чтобы Грузия продолжала сохранять свой курс, который направлен на максимальную интеграцию Грузии в европейские и евроатлантические структуры", - сказал Ника Читадзе.
Он пояснил, что видит возможность "восстановления территориальной целостности Грузии по кипрскому сценарию".
"Когда греческая часть Кипра максимально приблизилась к Европейскому союзу, то сепаратистская часть Кипра (Северный Кипр) проголосовала за восстановление территориальной целостности Кипра. Но не надо забывать, что это происходило в течение 30 лет", - сказал Ника Читадзе.
Северный Кипр заявил о своей независимости в 1983 году. На выборах в республиканское собрание Северного Кипра в феврале 2005 Турецкая республиканская партия, выступающая за воссоединение Кипра, заняла наибольшее количество мест в парламенте, но не сумела достичь подавляющего большинства.
Что касается будущего, по словам Читадзе, развитие отношений между РФ и Грузией возможно по разным сценариям. Первый - Грузия меняет свою внешнеполитическую ориентацию и заявляет о том, что она возвращается в СНГ.
"Хотя такой ход может быть неким крючком с российской стороны. Мы помним, когда Грузия в 1993 году вступила в СНГ, ей это особо ничего не дало. Второй вариант – Грузия будет держаться прозападной ориентации. Думаю, что второй вариант реальнее", - подытожил Читадзе.
Русецкий: в грузино-российских отношениях есть позитивный результат
То, что сейчас происходит в грузино-российских отношениях, показывает, что две страны действительно могут работать вместе, считает директор Кавказского института региональной безопасности Александр Русецкий.
"Позитивный результат есть в межцерковных отношениях, также в отношениях на уровне гражданских институтов началась определенная деятельность. Кстати, при прежней власти была полная блокировка гражданских инициатив. Сейчас же формат более открытый", - заявил Русецкий.
Что до возобновления военного конфликта, то, по словам политолога, нельзя с гарантией утверждать, что этого быть не может.
Есть достаточно точек, кроме Абхазии и Южной Осетии, где можно спровоцировать конфликт. "Так что исключать на сто процентов ничего не стоит", - подытожил Александр Русецкий.