ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Главы общественных организаций "Голос Беслана" Элла Кесаева и "Матери Беслана" Анета Гадиева просят парламентариев Госдумы рассмотреть составленный ими проект закона "О социальной защите граждан, пострадавших от террористических актов", опасаясь, что жертвы теракта в Волгограде могут остаться без господдержки.
Напомним, 21 октября в Красноармейском районе Волгограда произошел взрыв в автобусе. По данным следствия, подрыв совершен смертницей, уроженкой Дагестана Наидой Асияловой. В результате погибли семь человек, включая смертницу. По данным минздрава на 23 октября, при взрыве пострадали 55 человек.
Проект федерального закона "О социальной защите граждан, пострадавших от террористических актов" был подготовлен осенью-зимой 2012 года членами организации "Голос Беслана" и региональной общественной организации СЗППТ "Волга-Дон". Также в разработке приняли участия адвокаты пострадавших при терактах в России. Авторы законопроекта требуют для пострадавших при террористических актах от государства бесплатное медобслуживание, оплачиваемый проезд на всех видах транспорта, льготы на коммунальные услуги (50%), единовременную финансовую выплату в качестве компенсации морального вреда и предоставление санаторно-курортных путевок, а также выдачи пенсий родителям погибших с момента гибели заложников.
Элла Кесаева: государство должно улучшить жизнь пострадавших при терактах россиян
Общественные организации, созданные пострадавшими от террористического акта в Беслане (1 сентября 2004 года. - Прим. "Кавказского узла"), просят депутатов Государственной думы незамедлительно рассмотреть законопроект, который, по мнению активистов, серьезно улучшит условия жизни пострадавших и родственников погибших при терактах. Руководитель комитета "Голос Беслана" Элла Кесаева считает, что государство использует "неэффективные" методы борьбы с терроризмом, выливающиеся в безнаказанность "настоящих преступников", которые продолжают незаконную деятельность.
Государство выступает в качестве благодетеля и пиарится: всегда выступают первые лица страны, сообщающие о выплатах и делающие себе имя
"В том, что при теракте страдает или умирает человек, виновато прежде всего государство, не обеспечившее должным образом защиту своего гражданина. В свою очередь родственники погибших получают миллион, и все. При этом компенсация выглядит как подачка. Государство выступает в качестве благодетеля и пиарится: всегда выступают первые лица страны, сообщающие о выплатах и делающие себе имя", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Элла Кесаева, отметив, что сейчас власти ведут себя "скромнее".
Выплатив миллионную компенсацию, государство не принимает участия в жизни родственников погибших, считает активистка. Ее комитет "Голос Беслана" "категорически против благотворительности" и выступает за принятие федерального закона, согласно которому всем жертвам терактов должна оказываться "реабилитирующая, всесторонняя помощь от власти".
С Кесаевой солидарна сопредседатель комитета "Матери Беслана" Анета Гадиева. По мнению активистки, "волгоградские жертвы могут пойти по пути остальных потерпевших", когда спустя несколько лет у родственников проявляются тяжелые болезни, борьба с которыми ложиться на самих пострадавших.
"Государство отмахивается, не желая работать с такими людьми, но это не их проблемы", - заявила Гадиева.
Трунов: помощь государства пострадавшим при терактах незначительна
О необходимости востребовать законопроект рассказал его соавтор адвокат Игорь Трунов, представитель интересов пострадавших при террористических актах, таких как взрыв дома на улице Гурьянова, захват заложников на Дубровке, взрывы на станциях метро "Автозаводская" и "Рижская". Соглашаясь с бесланскими активистками, юрист отметил, что миллионная компенсация не может в полном объеме возместить ущерб семье, в которой погиб кормилец.
"Сегодня дали миллион пострадавшим – сумму, декларированную законом, но деньги кончаются, а проблемы остаются. Прежде всего, у сирот, потерявших родителей-кормильцев, инвалидов, которым необходимо дорогостоящее лечение, частые выезды на курорты, деньги на лекарства", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Трунов, отметив, что госпособий "на все не хватает".
Адвокат напомнил, что возмещение ущерба пострадавшим ложится на плечи виновного в теракте, но, как и в случае с терактом в Волгограде, смертник уже не может выплатить компенсацию.
"Рассматриваемый инцидент – яркий тому пример, когда потерпевшим не с кого взять деньги. С шахидами законодательство неэффективно даже в случае поправок, которые внес на рассмотрение в Госдуму Владимир Путин", - считает Трунов.
Как сообщал "Кавказский узел", 26 сентября президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о возмещении вреда, причиненного террористами, за счет их родственников. Законопроект предусматривает ряд поправок в законодательные акты, в том числе в Уголовный кодекс РФ и закон "О противодействии терроризму", согласно которым возмещение вреда, причиненного в результате теракта, осуществляется "за счет лица его совершившего, а также за счет средств близких родственников, лиц, состоящих с ним в родстве, и иных лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги ему в силу сложившихся личных отношений".
В законопроекте отдельно оговаривается, что данную меру можно применить в случае "достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и /или/ являются доходом от такого имущества".
Комментируя законопроект, Игорь Трунов в интервью корреспонденту "Кавказского узла" рассказал, что идея Путина создает схемы злоупотребления. В частности, как отмечает адвокат, учитывая нежелание россиян сохранять чеки на покупки, доказать следователям, что то или иное имущество приобретено на честно заработанные деньги, вряд ли удастся. Кроме того, в России действуют схемы, по которым деньги, вырученные от идущего в рамках уголовного дела конфиската, не попадают к пострадавшим, как это предусмотрено путинским законом.
"Остается принимать наш законопроект. Кроме того, льготное налогообложение, скидки на оплату ЖКХ, поездки – все это безболезненно для государства в любом плане", - заявил Трунов.
Это решение кажется верным генерал-лейтенанту милиции, генерал-майору ФСБ, заслуженному юристу России, бывшему начальнику ГУ МВД СССР по борьбе с организованной преступностью Александру Гурову. Эксперт усмотрел в законопроекте неравное отношение к погибшим со стороны государства.
"Разницы между убийством человека от кастета, ружья или взрыва нет – жизнь отнята. И получается, что в одном случае государство компенсирует смерть, а в другом нет", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Гуров.
Он согласился, что государство должно брать на себя вину за каждое убийство, поскольку ряд условий создан им самим – например, низкий доход, недостаток воспитания или образования, но и ответственность"государство должно нести за каждого человека одинаковую". "Не надо выделять терроризм", - заявил эксперт.
Гуров считает, что власти выплачивают "максимально возможные компенсации", и если сделать пострадавшим при терактах "полный пансион", то "здоровая часть населения, итак кормящая пенсионеров, инвалидов, задохнется".
"Похороны погибшим оплачиваются, родственники получают миллион, сироты – компенсации, инвалиды – лечение. И если здоровье имеет непосредственное отношение к трагедии, то, например, скидки на услуги ЖКХ - не имеют", - отметил Гуров.
и за счет родственников террористов
В путинский закон надо бы ещё внести, что возмещение вреда пострадавшим так же оказывается за счет средств тех сотрудников спецслужб, кто допустил тот или иной теракт ( на чьей территории произошел), и за счет средств родственников этих сотрудников. Вот это было бы очень эффективным методом борьбы с терроризмом, просто уверен, что через год в России не стало бы терактов.