19:21 / 21.12.2013Жертвы политических репрессий из Кабардино-Балкарии обратились в ЕСПЧ с требованием компенсации морального вреда

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Жертвы политических репрессий из Кабардино-Балкарии, которые в 1944 году были депортированы из мест проживания в Среднюю Азию, в массовом порядке обращаются в районные суды, а затем в апелляционную инстанцию с исками о взыскании с государства компенсации морального вреда. Получив отказ, они направляют жалобы в Европейский суд по правам человека. В Страсбург уже направлены сотни жалоб, сообщила член Совета старейшин балкарского народа Тамара Гериева.

Коллегия Верховного суда Кабардино-Балкарии 19 декабря рассмотрела одновременно девять таких апелляционных жалоб. Во всех случаях решения районных судов были оставлены без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Всего за получением компенсации в суды обратились несколько тысяч человек. Суммы компенсации, которые указываются в исках, колеблются от 5 до 13 млн рублей в зависимости от того, был ли репрессирован сам истец, либо его родители, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" член Совета старейшин балкарского народа Тамара Гериева.

Она пояснила, что помогает жителям республики готовить иски в суд. Консультируют и оказывают ей помощь юристы общественной организации "Союз репрессированных народов" из Москвы.

Массовая депортация балкарцев произошла 8 марта 1944 года. К местам поселения в Среднюю Азию в 14 эшелонах было отправлено не менее 37 713 балкарцев. Из общего числа высланных 52% составляли дети, 30% - женщины, 18% - мужчины. В 1957 году после 13 лет изгнания балкарцам было разрешено вернуться на родину. 28 марта 1957 года государственными органами было принято решение о восстановлении государственности балкарского народа. 

Жансурат Мисирова родилась в Казахстане. А ее родители родились и выросли в селении Верхняя Балкария.

"Моих родителей, Аминат Ульбашеву и Магомеда Мусукова, выслали сразу после того, как они поженились. Попали в Казахстан, в Алма-Ату. Жили на территории старого завода, в пыли, в грязи. Я родилась там в 1946 году. Со слов старших знаю, как им тяжело пришлось. Есть нечего было. От тяжелой работы отец заболел и умер", - рассказала она корреспонденту "Кавказского узла". По словам Жансурат Мисировой, никакими деньгами не компенсируешь то, что им пришлось пережить.

Фазилят Батчаева была репрессирована в возрасте 11 лет вместе с родителями, в то время как ее родной брат Далхат Гиляхов воевал на фронте под Сталинградом и погиб там. "Тогда болезнь такая была – тиф. Выселяли даже больных тифом", - рассказала она корреспонденту "Кавказского узла". В ссылке Фазилят Батчаева вышла замуж, родила мальчика, но он умер. По ее словам, половина тех, кого выселили, умерли в ссылке.

Хаджиев Хасанби из селения Заюково был выслан с родителями в возрасте полутора лет. "Отец утром погнал корову на пастбище и прямо оттуда был депортирован. Все, что у нас было, все осталось, даже килограмм муки не смогли взять с собой", - говорит он.

В ссылке их называли детьми врагов народа. В школе им не разрешали носить красный галстук, долгое время даже после возвращения из ссылки они носили клеймо детей изменников родины, рассказали собеседники.

В 1957 году балкарский народ был реабилитирован и возвращен в места исконного проживания.

В исках в суд репрессированные подчеркивают, что отношении них нарушена статья 1 Протокола N 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод ("Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права").

В решениях районных судов республики, куда обращались репрессированные, говорится, что законом "О реабилитации репрессированных народов" от 26.04.1991 г. предусмотрено возмещение ущерба реабилитированным народам, "которое осуществляется поэтапно". Реабилитированным уже были выплачены компенсации на основании закона "О реабилитации жертв политических репрессий". Предусмотренные данным законом механизмы не предусматривали разграничение материального и морального вреда, отмечается в решениях судов.

В решениях также подчеркивается, что ответственность за причинение морального вреда впервые была установлена нормативными актами гражданского законодательства 3 августа 1992 года, а вред истцам был причинен раньше.

"Требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен", - отмечается в решениях судов.

Суды посчитали, что репрессированные ничем не подтвердили, что длительное время жили с клеймом "дети изменников родины", слышали оскорбления в свой адрес и в адрес своего народа.

В апелляционной жалобе истцы ссылаются на постановление Европейского суда по правам человека от 2 февраля 2010 года по делу "Клаус и Юрий Киладзе против Грузии". В нем говорится, что если в законодательстве отсутствует нормативный акт о возмещении ущерба жертвам политических репрессий, то государство-ответчик должно выплатить 4 тысячи евро в качестве возмещения за моральный вред каждому из заявителей.

Коллегия Верховного суда КБР посчитала, что в деле "Клаус и Юрий Киладзе против Грузии" присужденная денежная компенсация являлась не компенсацией морального вреда за имевшие место репрессии, а "компенсацией за нарушение их права на имущество по статье 1 Протокола №1 Конвенции, поскольку ответчик (государство) уклонялся от осуществления мер по принятию законодательства, позволяющего жертвам политических репрессий иметь права, гарантированные государством. В России, по мнению Коллегии, такое законодательство имеется.

В обращениях в ЕСПЧ истцы пишут, что в отношении них было нарушено право на уважение собственности, гарантированное в статье 1 Протокола №1 Конвенции.

В жалобах также пишется, что балкарский народ, несмотря на принятые федеральные законы, не был реабилитирован территориально. Не были восстановлены балкарские районы, муниципалитеты лишены возможности распоряжаться землей, в горных селениях нет промышленных производств, а значит, и рабочих мест и др.

"Нам неважны эти деньги, но мы остаемся неуслышанными", - сказала корреспонденту "Кавказского узла", жительница селения Каменка Зайнат Насреддинова.

По данным, опубликованным Международным обществом "Мемориал", в СССР за период с 1937 по 1944 годы общее число высланных представителей разных народов составило до 2,5 млн человек. Среди них около 800 тысяч жителей Северного и Южного Кавказа - 101 тысяча калмыков, 70 тысяч  карачаевцев, 485 тысяч чеченцев и ингушей, 37 тысяч балкарцев и 100 тысяч турок-месхетинцев и представителей других народностей Закавказья.

Напомним, что в марте и апреле этого года в ЕСПЧ с аналогичными жалобами обратились представители других репрессированных народов – калмыков и ингушей.

Специалист по ведению дел в ЕСПЧ, старший юрист Правозащитного центра "Мемориал" Фуркат Тишаев напоминал, что жители были предупреждены о том, что иски с самого начала не имели перспективы, а решения, вынесенные ЕСПЧ по похожим искам жителей бывшего СССР, не могут рассматриваться как прецеденты для России.  

По данным на март 2013 года ЕСПЧ уже отклонил 108 таких жалоб, и аналогичные жалобы также будут объявлены неприемлемыми, приводит данные Фуркат Тишаев в опубликованной на "Кавказском узле" статье "ЕСПЧ отклоняет жалобы родственников политических репрессированных из России"
Автор:Людмила Маратова
21.12.2013 в 20:31vano1929

показал он, кто в душе.

22.12.2013 в 12:02.a.tor1

Девачки его любят, особено Калина Абаева, но только за деньги.

22.12.2013 в 11:55.a.tor1

Государство должно выражать интересы народа, ради которого оно существует, а то что оно "не дурак" в борьбе с этим самым народом, так это неправильноб очень мягко говоря.

22.12.2013 в 04:35АуДи

ах-ух-ай,ты ещё и мазохист,по ходу)))или по совмещению?!

22.12.2013 в 12:21.a.tor1

Чё Бэн боишься вид на жительство заберут, с Белокаменной

22.12.2013 в 13:40Жабай

Людям мозги пудрят,я согласен, а на счёт РФ, ну она стало правоприемницей СССР,и все международные права и обязанности в том числе.

22.12.2013 в 14:03Жабай

Веритас,а откуда у РФ место постоянного члена СовБеза ООН,подумай.

24.12.2013 в 01:10АуДи

Некоторые ноют,что мол "лесные" могут при нападении и обстрелах задеть и мирных граждан...а тут целенаправленно!!!Алё,где вы,НЫТИКИ,защитники убийц!!!

24.12.2013 в 01:02АуДи

Варюха..."зажигает"!

21.12.2013 в 20:32Amnistiya

мен бла сен ангылайбыз...

остальное - игра...

21.12.2013 в 20:44Amnistiya

...за отсутствием ранее правовых средств защиты вероломно нарушенного права моего народа на честь и достоинство...и прочие гражданские права...

21.12.2013 в 22:27Ted308

круто Аким!Какая война не загорами?Какие соседи собираются воевать?

21.12.2013 в 20:11..БэнДжойс..

Амнистия...Я вообще то о турках....Возрадуетесь?Было время...Давайте Коко Шанель к движухам воспримем....Того маму ежика,сейчас буду восхвалять хичины....

23.12.2013 в 09:3371

Гериева провокаторша и кликуша.

23.12.2013 в 01:37АуДи

рок,не приставайте к мужчине со своими [...] вопросами )),вам к [...]((с ним вы найдёте общий язык!

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел".]

24.12.2013 в 03:00.a.tor1

Сколько благородства, его нет ни в одном другом японьскомь народу,ххуурррааггчииии и харакири в одном флаконе.

21.12.2013 в 20:13vano1929

 Бен, полюса не путай. Если пьян, то заранее предупреждай, а лучше вообще не пиши.

21.12.2013 в 20:26Amnistiya

мой дед дошел до Берлина...а родная сестра его жены (моей бабушки) была зверски замучена фашистами...реально воевала...

21.12.2013 в 21:01.a.tor1

D

21.12.2013 в 20:57vitas37

Давай обсудим лет через20. Твой ник о многом говорит! Если ты не ошибся с Ником...

21.12.2013 в 20:10Ted308

я думаю Амнистия именно о них!В последнее время нам хотят внушить что нам здесь не рады! Балкарцам и кабардинцам!  Я без понятия-откуда и какая причина такой борзоты?Может мы не в курсе и не располагаем инфой что будет новый геноцид и выселение в Среднюю Азию!

21.12.2013 в 22:16siminer

не каркайте насчет следующей войны

21.12.2013 в 20:14vano1929

пусть попробуют. тогда мужчин не было на месте, поэтому все так легко и прошло. пусть сейчас попробуют, независимо от количества присланных солдатенков.

21.12.2013 в 20:18Amnistiya

Тед, не переживайте...нам могут запретить только лезгинку танцевать...за пределами КБР...))

21.12.2013 в 19:52..БэнДжойс..

Хрен им,а не компенсации....Таким бы еще нагадить...

21.12.2013 в 20:17vano1929

а Вы думали, что такая личность как Бен испытывает нежные чувства к балакарцам? Не поддавайтесь на лицемерные комплименты.

21.12.2013 в 19:58Amnistiya

это вы о ком? о балкарцах?

21.12.2013 в 23:06.a.tor1

Как говаривал Дон Корлеоне, войны развязывают политики пусть их дети и воюют.

22.12.2013 в 10:58` Rock`

,,,)))) Тео,,, лезгинкой владеешь?

22.12.2013 в 04:53АуДи

А бюджет,Амнистия,кое для кого и по правде,резиновый!И народ здесь не причём,провинилось гос-во,пусть извиняется...и в материальном выражении,тоже!Будь то выселение,или геноцид!На то оно и гос-во...Зато нагло искать подлые лазейки,у него не плохо получается!

22.12.2013 в 05:07ahtichai

Извиняюсь , Тимур85.

22.12.2013 в 05:12caucasian

а что турки? Ты о тех турках , которые черкесов приняли? ты сам кто по насии, если русский, тогда все ясно.

22.12.2013 в 08:56..БэнДжойс..

ДТ*

22.12.2013 в 11:21` Rock`

,,,,позицию он обозначил попросив о помиловании,,,)))) ему полгода оставалось,,,

22.12.2013 в 11:17Ted308

интересно что скажет на пресс-конференций Ходорковский,ручку лобызнет освободителю покаясь в своих грехах или как?Если хочет вернутся то придется!

22.12.2013 в 19:30silver707

Вот пока адыги будут добиваться своего одни, а другие будут их ругать,или балкарцы требовать своё а остальные осуждать их, ничего  не получится ни у тех ни у других. Пока мы не объеденим свои усилия за свою историю,за свои права в ЭТОМ государстве ничего у нас не изменится. Только и будем друг - друга кусать. А это называется " Разделяй и властвуй "

22.12.2013 в 08:03Ted308

извиняемо,слезу прошибло от твоего поста в широком смысле слова,Наша родина Россия!!!Весь российский хартлэнд,весь мир в кармане чудик!

23.12.2013 в 09:26gevara

Мне безумно интересно: как только речь идет о черкесских проблемах, балкарцы налетают , как осы, пытаются ужалить...насмешки, сарказм, типа"чтооооо???, сколько лет, вы сказали адыгской культуре?" вот такая реакция , практически, постояноо, всех балкарцев...Амнистия , исключение, вот здесь, по этой теме, хоть один адыгэ, повел себя подобным образом??? Есть о чем подумать...мне это не нравится...

22.12.2013 в 12:26.a.tor1

Царь может всё, это вам не гейропа и пиндосия с её тупой сменяемостью власти, у нас Гондурас, на том стоять будем. 

23.12.2013 в 03:13karachaev

раз мент) дальше)

24.12.2013 в 00:54АуДи

Опять тебя,Варь,занесло!Какое отношение имеют твои турки к данной статье?Давай,выкручивайся!((

23.12.2013 в 13:25gevara

Мне не нравится, когда оскорбляют мой народ...так понятней?

22.12.2013 в 23:59veritas

вот и я о том же, мутится за счет трагедии многих дедушек и бабушек балкарцев, внося при этом еще больший общественный резонанс, который вовсе не благоприятно влияет на межэтнические отношения

24.12.2013 в 00:49АуДи

... НААААА!!!Теперь узрел,[...]?(((

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Оскорбления запрещены Правилами.]

24.12.2013 в 16:12гелиос

"Пусть Тамара Гериева или кто там подаст иски сам в суд, получит эти деньги и тогда другие будут ссылаться на данный прецедент. А так получается всех мутит, зная, что ничего не выйдет. Зато авантюрист в шоколаде (деньги капают с людей) и создает видимость большого человека". Спасибо вам за понимание ситуации.

24.12.2013 в 16:13гелиос

"Пусть Тамара Гериева или кто там подаст иски сам в суд, получит эти деньги и тогда другие будут ссылаться на данный прецедент. А так получается всех мутит, зная, что ничего не выйдет. Зато авантюрист в шоколаде (деньги капают с людей) и создает видимость большого человека"

22.12.2013 в 08:54..БэнДжойс..

Амнистия,Вы вроде бы за правду,так давайте защищать многомиллионные иски НЕ ТОЛЬКО БАЛКАРЦЕВ....Чет я вас не понял...Меня обвиняют в излишестве потребления,это так,,ремонт закончил,а про балкарцев-ни слова ни сказал...Может зря,отличные ребята,коих я знал.Эльдар Османов потвердит...)

23.12.2013 в 14:38gevara

Vano, быть интернетным героем , много ума не требуется...

21.12.2013 в 20:46.a.tor1

Вообще то, если что-то не в порядке  в государстве за это  государство должно расплачиваться рублём, а иначе получается несправедливо, ведь у гражданина  если он где-то накосячит ответственность наступает неминуемо т.е. штрафы, тюрьма и т.д. почему же если государство накосячит, то созываются продолжительные пресс-конференции, беседы с народом и на этом всё, до следующего раза, а потом опять побазарить об угрозе США и прочей  никому не нужной хрени, из-за которой бедные,всегда думающие о России, вечно вспотевшие от непосильного труда депутаты и прочие правители, получающие мизерную зарплату, всего лишь какие то жалкие 480 000 руб. в месяц, не могут поднять страну с колен.

21.12.2013 в 21:11.a.tor1

Вот я об этих пробелах и говорю, если государство требует и требует жёстко по любому поводу вплоть до смертной казни при ....   то почему население не может требовать также жёстко от самого государства компенсаций по любому поводу и в полном объёме.Здесь идёт речь о страданиях всех вместе, а так же каждого по отдельности.Причём последствия для многих и многих народов, сообществ, отдельных людей были просто катастрофическими и "извините" тут просто не уместно, хотя даже "извините" хрен дождёшься

22.12.2013 в 07:02Ted308

твой призыв Тимур более похож на всхлипывание из-под шконки,70% населения страны выживают на пределе своих возможностей,достаточно одной искорки для не дай приведи вакханалий,кто вспомнит о межнациональной дружбе?Народ доведенный до отчаяния?О какой родине ты говоришь беречь?Сердюкова с его девками?Чиновников и депутатов устроившие себе оклады от 500т когда пенсий 7-8т ?Того с рыбьими глазами с пресс-конференций что только и делал-глупо хихикал выслушивая комплименты от купленных девочек?Аким не знает на какой стороне выступит не дай бог война,а я уже неоднократно слышал-100% изрыгаясь матом и делая непристойные телодвижения показывают как будут защищать эту власть!

23.12.2013 в 02:08` Rock`

[Комментарий удален модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Оффтоп запрещен Правилами.]

21.12.2013 в 22:13siminer

кстати, среди обратившихся есть и небалкарцы -немцы, корейцы, кабардинцы, которые тоже были репрессированы человек 300

23.12.2013 в 08:49gevara

Он о тех турках, из за которых, мы сейчас и страдаем, о тех, которые , топили адыгов пачками в Черном море, тех, которые использовали адыгов в своих грязных играх...тоже мне спасители...

23.12.2013 в 01:45karachaev

Бойцы ОМОНа из Тывы открыли огонь по обидчикам в ходе конфликта

В Минеральных Водах конфликт омоновцев с посетителями кафе закончился стрельбой. Около 20:00 22 декабря двое бойцов ОМОН ОМВД России по республике Тыва поругались с четырьмя мужчинами. В ходе конфликта один из полицейских применил против обидчиков газовый баллончик

 

Участники конфликта вышли из кафе во двор многоквартирного дома, где продолжили выяснять отношения. Один из омоновцев выстрелил не менее трех раз в толпу противников. Двоих раненых госпитализировали в реанимационное отделение больниц Пятигорска и Минвод.Как сообщается, СК по Ставропольскому краю проводит по факту инцидента доследственную проверку. На месте ЧП работают следователи, уже изъяты пуля и две гильзы от пистолета Макарова.Установлено, что бойцы были командированы в Нальчик Кабардино-Балканской республики. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела.Ребята вообще такие молодцы, перед тем как приехать убивать к нам, решили отточить навыки на ставропольцах)) 

 

23.12.2013 в 11:03arznevmuskia

По поводу того, сколько оставалось - большой вопрос:)

Помните анекдот:

Вопрос: дадут ли Ходорсковскому второй срок?

Ответ: Если Путин пойдет на 3-й, то Ходорковский на 2-й.

21.12.2013 в 20:56Amnistiya

А"тор, дело не в нежелании удовлетворить интересы одного из представителей многонационального государства...это экономический вопрос...

Евросуд за последнее десятилетие максимально удовлетворил требования заявителей за счет бюджета РФ...но ОН, бюджет, нерезиновый...

Россия, признавая приоритет международных норм, а также декларируя их как часть российской системы права (согласно Конституции РФ), в то же время оставляет за собой право решать внутренние, национальные вопросы с учетом национального права...последнее - пробельно, противоречиво...

22.12.2013 в 17:44w753qk

Пусть Тамара Гериева или кто там подаст иски сам в суд, получит эти деньги и тогда другие будут ссылаться на данный прецедент. А так получается всех мутит, зная, что ничего не выйдет. Зато авантюрист в шоколаде (деньги капают с людей) и создает видимость большого человека. 

21.12.2013 в 23:31timur85
То что делает ССБН является идеей ненужной, бесперспективной и даже на мой взгляд, опасной. Не говоря о моральной составляющей. Просто жаль бедных пожилых и наивных моих земляков. Данная идея, это где-то, пиар, где-то, работа ин.спец служб, где-то просто, глупость, ну и т.д. А вот, уваж. БенДжойсу , я бы порекомендовал быть более аккуратным и вежливым в высказываниях. Особенно, когда касается разговор или тема, народа! Это так, в назидание. Я обратил внимание, что некоторые здесь позволяют себе очень большие вольности! Трогая или пытаясь задеть или оскорбить народ, любой народ, вы взгляните после на себя в зеркало, и спросите, я мужчина, или трус? Если кто-то не любит какой-то народ, это его право. То пусть высказывается публично. Это по-мужски. А прятаться и изливать грязь, это удел опущенных и неудовлетворенных ничем и никем людей! Наша Родина- Кабардино- Балкария! Давайте будем беречь нашу Родину, а значит и уважать и поддерживать межнациональный мир!!!
22.12.2013 в 17:40w753qk

Задамся вопросом, а не следовало бы НСБН и самой Гериевой вместо того, чтобы  людям мозги пудрить подать документы , чтобы признали их право на компенсацию и если ее жалоба была бы поддержана , то был бы прецедент и все другие без особой нервотрепки получили материальное обеспечение морального вреда. Моральный вред в результате депортации был, это никто не может отрицать. Но зачем поднимать людей, обещать им золотые горы и вынуждать их собирать документы, ссудиться, верить и ждать? 

22.12.2013 в 13:49veritas

Отчего тогда суды отклонили искиЮ, если РФ правопреемница?

21.12.2013 в 20:43vitas37
Удивляюсь терпимости нашего народа, надо дождаться когда на на твоей футболке будет отпечаток с нацистской символикой?
22.12.2013 в 05:13caucasian

а Красная эта поляна называется оттого что там всё кровью было залито.

21.12.2013 в 22:12Аким

Вспомнил пословицу "Знал бы где упал,подстелили бы солому"

  За что и за  кого спрашивается воевали наши старшие с немецкой Германией,если мы  их дети обращаемся сейчас к той же немецкой Германии, с просьбой о восстановлении  справедливости. Первыми  в нашей республике под раздачу от своих красноармейцев попали жители казацких станиц ,результат -вырезали всех под корень.Далее совковая власть   ликвидировала практически всю  нашу национальную элиту ,заодно раскулачив кабардинцев у которых во дворе хоть что то мычало.  Последующая Война вообще не вписывается в логику разума Все взрослые балкарские мужчины от 18 лет  воевали с немцами, а Красная армия воевала в это же время с нашими  детьми, стариками и женщинами, которых в свою очередь спасали от голода ,холода и других проблем , в степях Средней Азии ,военнопленные немцы и немцы из переселенцев. Я  теперь даже не задаюсь вопросом "за кого бы я воевал в той войне" и  не приведи Господи ,за что буду воевать ,не приведи Господи в следующей.А она судя по нашим соседям ,не за горами.

 

22.12.2013 в 09:04..БэнДжойс..

Тедди,послабже,но в общем с тобой согласен...

24.12.2013 в 11:31` Rock`

 тыб писал по русски,,,, а то от тебя одни опилкиостаются ,,,, ))))

21.12.2013 в 20:14Amnistiya

учитывая широкомасштабность вашего мышления, а также отдавая дань вашей логике, сложно представить, что имели в виду турков...

ведь статья посвящена нам...балкарцам...

21.12.2013 в 20:23Amnistiya

здесь не соглашусь...несмотря на то, что не является этническим кабардино-балкарцем, в душе - кабардино-балкарец...причем, ревностный...

21.12.2013 в 20:34gevara

А почему именно сейчас? 

22.12.2013 в 02:54ahtichai
Тимур75 ,во всем с вами согласен. Кроме того,что наша родина - это КБР или Дагестан и т.д. Это наши малые родины. Наша родина РОССИЯ в широком смысле этого слова(не территория современной РФ),это весь российский хартлэнд и даже больше это территория современной СНГ с Грузией,Абхазией и РЮО. Давайте будем беречь нашу большую,великую Родину. Ибо по одиночке мы расстворимся в пространстве и вообще не известно,что с нами будет. Не будет ни КБР,ни Дагестана и т.д.
22.12.2013 в 00:21BOGNER

Тимур, +1

21.12.2013 в 20:49Ted308

не переживаю!Мне смешно!!!

21.12.2013 в 22:09siminer

Жалобы калмыков не отклонены, они  еще даже не рассмотрены

22.12.2013 в 15:23veritas

Точно-точно

22.12.2013 в 15:23veritas

в 1991 году Рф приняла на себя права и обязательства бывшего Советского Союза и заняла его место в Совете Безопасности ООН

21.12.2013 в 21:59Amnistiya

государство ведь не дурак...не создает ожидаемых норм...

по общему правилу, только уголовный закон имеет обратную силу...

законы иных отраслей права обратной силы не имеют...

21.12.2013 в 20:32vitas37
Балкарцев не выселяли. Адыгов сотнями тысяч не истребляли и не вытесняли в турцию и далее. Мнение народов по Олимпиаде не учитывается. Медведев предложил создать игровую зону на Красной поляне, на могилах наших предков. Вопрос: Нужны ли мы россии? Вывод:-----
23.12.2013 в 01:54` Rock`

,,,,)))) ауди ,,,,а счего вЫ решили в себе мущщщину,,,!!!)))) эт чё,,, каждая [...] в себе должна причисление к мущщщинаодразным осознавать от созерцалки [...] !!! ,,,, [...] с какой перепуги ты [...] в сее узрел мужское начало ???? [...],,,АААА?? 

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Переход на личности, ненормативная лексика запрещены Правилами.]

21.12.2013 в 21:09Ted308

слушая что говорят и что происходит на самом деле создается впечатление полной деградаций власти,те 8-9 процентов населения захватишая все имещество страны ошалела от богаства,не знает что с ней делать!Придумывает себе в удовольствие игры в субтропиках тратя немыслымые деньги на позор всему миру и откровенные насмешки,все руководители за малым исключением отказались от поездки на игры,им неприятно встречаться с ворами,там они как у нас не пользуются уважением и авторитетом,а организаторы лезут вон из кожи чтобы совсем не оподлянится,хотя дальше некуда!Вешают лапшу самому многочисленной наций,наускивают,спаивают,устравайют гулянки,а та ест и благодарит,дух так сказать поднимает,из год в год,из века в век одна и таже лапша!Быдло оно и есть быдло,чем больше издеваются тем больше любят свою власть!

22.12.2013 в 09:00..БэнДжойс..

Десять плюсов)))Ихтиандру))))Не твое дело,высказывать,что по мужски,а что нет...Зульфия...Читай грамотнее.

22.12.2013 в 11:12` Rock`

,,,, ))) ты так рано аУди,, с петухами встаёшь,,?)))))

23.12.2013 в 11:08arznevmuskia

"вот здесь, по этой теме, хоть один адыгэ, повел себя подобным образом??? Есть о чем подумать...мне это не нравится..."

Гевара, что не нравится, не очень понятно.

Если адыги ведут себя достойно - это большой плюс адыгам. Наоборот должно нравиться.

22.12.2013 в 13:29veritas

На мой взгляд Тамара Гериева авантюристка, которая внушила нескольким семьям, что, мол, можно бабла срубить нахаляву  - вы только мне поддакиваете, а я все сделаю, за откат в 30 %. Конечно нацики и хабзэниндзя сейчас будут меня проклинать и обвинять в жидо-руссо-путино-массонском заговоре, но мое мнение такого, что нынешнее государство юридически репрессированным народам не обязано выплачивать компенсаций. (Нет я не жадный и ненависть к момим соседям отсутствует, наоборот, только дружеские чувства)

Во первых, эти трагические события имеют более полувековой срок, тогда Российской Федерацией даже и не пахло и в поректе не было. Репрессированных востановили в правах и землях в исчезнувшее государство (которое исчезло 20 лет назад), т.е. руководство Партии (коммунистической). Почему репрессированные во времена своей реабилитации не писали жалобы в европейские суды и комиссии по правам человека?

Во-вторых, мы разобрались, что реперссировала не РФ, а СССР, следовательно коммунисты, почему товарищи, чьи дела ведет Гериева не подали в суд на КПРФ (коммунистическую партию РФ)???

В-третьих, союзом тогда рулил Сталин (Джугашвили), нацикам на заметку. Почему любители обвинять народ за действия политиков не подают иски в международные суды на Грузию за это???