19:32 / 30.04.2014В Азербайджане началось судебное разбирательство по делу Омара Мамедова

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Бакинском суде по тяжким преступлениям под председательством судьи Эльдара Микаилова началось судебное разбирательство по делу члена молодежной организации Партии гражданской солидарности Омара Мамедова, обвиняемого в незаконной торговле наркотиками. На сегодняшнем подготовительном заседании защита заявила ряд ходатайств, большинство из которых было отклонено.

"Кавказский узел" сообщал, что активист Партии гражданской солидарности, соучредитель азербайджанского просветительского движения "Ахын" (Поток) 19-летний Омар Мамедов был задержан 24 января. Он обвиняется в сбыте наркотиков в крупном размере и находится под стражей. Коллеги Мамедова уверены, что уголовное дело в отношении него связано с гражданской позицией молодого человека.

Мамедов является активным пользователем социальных сетей, в частности, он был одним из администраторов страницы "Подборки из АзТВ" (государственное телевидение Азербайджана. – Прим. "Кавказского узла") в Facebook. На этой странице размещаются карикатуры, коллажи, сатирические тексты в адрес властей Азербайджана.

Судебный процесс Мамедова вызвал большой интерес

К зданию Бакинского суда по тяжким преступлениям перед началом подготовительного заседания пришли более 100 молодых активистов, в основном членов движения Nida (Мамедов после ареста вернулся в это движение, которое покинул весной 2013 года в связи с участием в создании просветительского движения "Ахын", - прим. "Кавказского узла").

Однако из-за ограниченного количества мест в зале за процессом смогли наблюдать около 20 человек.

Молодые люди тепло приветствовали Мамедова, рассказав ему о последних новостях. Он же первым делом спросил, не арестована ли директор Института мира и демократии Лейла Юнус, и с радостью воспринял весть, что она на свободе. (Юнус вместе с супругом была задержана вечером 28 апреля. Ее допрос в прокуратуре продолжался девять часов, прошли обыски в офисе ИМД и на квартире Юнус, после чего Юнус была освобождена, - прим. "Кавказского узла").

В начале судебного заседания судья согласно процессуальным нормам проверил анкетные данные Мамедова. При этом он спросил, умеет ли подсудимый читать по-азербайджански в латинской графике, на что Мамедов ответил: "Да хоть по-английски".

Зал ответил на эту реплику смехом. Вопрос судьи показался присутствующим неуместным, поскольку 19-летний Мамедов получил образование на латинской графике, и обычно этот вопрос судьи задают представителям более старшего поколения. Судья в ответ раздраженно сказал, что "ничего смешного нет", и пригрозил засмеявшимся удалением из зала.

На подготовительном заседании защита выступила с целым рядом ходатайств

Адвокат Халид Багиров обратил внимание на то, что срок меры пресечения в виде ареста в отношении Мамедова истек еще 24 апреля, и нового судебного решения о содержании его под стражей не было. Он указал на несоответствие Европейской конвенции по правам человека нормы уголовно-процессуального кодекса Азербайджана о том, что после поступления дела в суд в принятии решения о продлении срока ареста нет необходимости.

"Помимо того, есть также толкование Конституционного суда Азербайджана по этому вопросу. Но наши суды упорно отказываются освобождать обвиняемых из-под стражи в подобных случаях", - сказал Багиров  и ходатайствовал об освобождении Мамедова из-под стражи.

Адвокат также выдвинул ходатайство об исключении из списка доказательств протокола о личном досмотре Мамедова и изъятии у него наркотиков.

"Это мероприятие было проведено без решения суда. С другой стороны у оперативников нет полномочий проводить личный досмотр. Это могут делать только следователи, и то они самостоятельно вправе принимать решения о досмотре одежды в случаях,  если был задержан подозреваемый по конкретному уголовному делу. Мамедов на момент задержания не был подозреваемым", - сказал адвокат.

Багиров также ходатайствовал об исключении из списка доказательств протокола химической экспертизы 6 граммов героина, которые якобы принадлежали Мамедову. Он мотивировал это тем, что решение об экспертизе не было представлено Мамедову, и ему не было предоставлено предусмотренное законом право на альтернативную экспертизу.

Багиров выдвинул еще одно ходатайство о привлечении в качестве свидетеля отца Мамедова Эльяра Мамедова. Он обосновал это тем, что обвиняемый заявляет об оказании на его отца давления в связи гражданской активностью Мамедова.

Кроме того, Багиров ходатайствовал о запросе данных с видеокамеры наблюдения на улице Тебриз с 11.00 по 13.00 24 января, на месте, где Мамедов был задержан.

Адвокат также подал ходатайство о проведении дактилоскопической экспертизы на предмет установления отпечатков пальцев на пакетике с наркотиками, якобы принадлежащими Мамедову.

Другой адвокат Алаиф Гасанов ходатайствовал о проведении видеосъемки процесса журналистами с учетом общественного интереса к нему.

"Не все желающие смогли попасть в зал. Поэтому надо разрешить видеосъемку, чтобы процесс хотя бы широко освещался интернет-медиа", - заявил Гасанов.

Он также указал на необходимость освобождения Мамедова из-под стражи ввиду отсутствия судебного решения о продлении срока ареста. В случае неудовлетворения этого ходатайства адвокат предложил заключить молодого человека под домашний арест. Гасанов также ходатайствовал во время процесса освободить Мамедова из железной клетки и позволить ему сесть рядом с адвокатами.

В связи с жалобой Мамедова на то, что на него и отца обвиняемого за два дня до задержания оказывалось давление в главном управлении по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД адвокат предложил провести осмотр помещений, где, по словам молодого человека, это произошло.

"Следствие вело Наримановское районное управление полиции. Значит, Омар Мамедов не может точно описать помещения, где на него и его отца за два дня до задержания оказывалось давление с целью прекращения критики властей в Factbook и угрозах ареста. Поэтому надо проверить, соответствуют ли действительности слова Омара Мамедова о его нахождении в этом здании", - пояснил корреспонденту "Кавказского узла" смысл ходатайства Гасанов.  

Адвокат также заявил в ходе заседания "о превышении полномочий оперативниками". "Если у них была оперативная информация о том, что Омар Мамедов занимался наркоторговлей, то пусть они бы провели операцию и поймали его с поличным с поставщиками или покупателями наркотиков", - сказал адвокат.

Прокурор Эркин Гафаров выступил против всех ходатайств. Он отметил, что по незаконности доказательств адвокаты уже подавали судебные жалобы в процессе предварительного следствия, и они были "отклонены ввиду необоснованности".

Прокурор выступил даже против освобождения Мамедова во время судебных заседаний из железной клетки. По его словам, согласно инструкциям министерства юстиции обвиняемые в тяжких преступлениях должны содержаться в клетке".

Судьи после совещания приняли решения об отклонении всех ходатайств, за исключением одного – запроса данных с камеры видеонаблюдения на улице Тебриза на месте задержания Мамедова. Это ходатайство было оставлено нерассмотренным на данном этапе следствия, сказал судья Микаилов.

Рассмотрение дела по существу назначено на 10.30 13 мая.

Гасанов: объективного суда ждать не приходится

"Подготовительное заседание прошло по стандартному сценарию в азербайджанской судебной практике: судьи отклонили все ходатайства защиты, даже элементарное – не разрешили обвиняемому сидеть рядом с адвокатами", - сказал адвокат Гасанов, комментируя корреспонденту "Кавказского узла" итоги заседания.

По его словам, "объективного судебного следствия ждать не приходится". "Но мы все равно будем разоблачать сфабрикованный и политический характер этого дела с целью достижения справедливости в Европейском суде по правам человека", - отметил он.

Государственный обвинитель Гафаров воздержался от комментариев.    

Мамедову  вменяются действия по статье 234.4.3 (незаконные приобретение или хранение наркотиков в крупном размере в целях сбыта) УК Азербайджана, которая влечет наказание от 5 до 12 лет лишения свободы. 

Ранее представитель пресс-службы МВД Азербайджана опроверг наличие политической составляющей в деле Мамедова.

Вместе с тем азербайджанские правозащитники считают, что Мамедова преследуют по политическим мотивам. По утверждению главы "Общества правовой защиты и просвещения" Расула Джафарова, уголовное преследование активистов социальных сетей по обвинению в наркоторговле является в стране распространенной практикой. В частности, ранее по тому же обвинению был арестован активный пользователь социальных сетей Абдул Абилов. Эта же статья была одним из пунктов обвинения, предъявленных главреду газеты "Толыши садо" Гилалу Мамедову.

3 апреля по той же статье 234.4.3 к пяти годам лишения свободы был приговорен член гражданского движения Nida, активный пользователь социальных сетей, 20-летний Эльсевер Мурсалли.

Автор:Фаик Меджид