16:07 / 18.07.2014Врач из Ингушетии заявляет об отказе ему в пропуске на территорию Грузии

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Врач Аслан Хаджиев из ингушского города Магаса заявляет, что не имеет возможности въехать на территорию Грузии – представители грузинской погранслужбы не пускают его в страну без объяснения причин. Во время более ранних своих поездок в Грузию Хаджиев вместе с коллегами помогал жителям Панкисского ущелья. Местные наблюдатели заявляют, что отказ во въезде жителю Северного Кавказа в Грузию не единичен. В МИД страны отрицают это, заявляя, что в отношении граждан России законодательно не предусмотрено никаких ограничений.

Хаджиев заявляет, что его не пропустили через КПП "Казбеги-Ларс"

"Я хотел въехать на территорию Грузии 9 июля. Человека, который ехал со мной, пропустили спокойно, а мне почему-то сказали, что не могут меня впустить. Когда я попросил объяснить причины отказа, мне заявили, что не могут этого сделать", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Аслан Хаджиев.

При этом, как отмечает Аслан Хаджиев, он за свою жизнь уже девять раз посещал Грузию, и никаких недоразумений ни с правоохранительными органами, ни с погранслужбой у него не было.

"Я снова попытался перейти границу через КПП "Казбеги-Ларс", однако меня не пустили", - заявил Аслан Хаджиев.

До конца июля он намерен еще раз посетить Грузию, и опасается, что его поездка опять будет неудачной.

"Я же не боевик и не террорист. Я врач, у меня работа в Магасе. Я надеюсь, что в следующий раз у меня не будет проблем с въездом в Грузию, недоразумение будет урегулировано", - отметил Аслан Хаджиев. 

Коллега Аслана Хаджиева Багаудин Гайтукиев говорит, что отказ пограничников выглядит странно, поскольку буквально за две недели до 9 июля он вместе с Хаджиевым побывал в Грузии.

"23 июня я и Аслан приехали в Грузию, чтобы сделать обрезание детям малоимущих мусульманских семей в Панкисском ущелье и Аджарии. Мы делаем эту процедуру бесплатно и профессионально - с соблюдением всех санитарно-гигиенических норм", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Багаудин Гайтукиев.

При этом, по его словам, пограничники приняли врачей достаточно радушно.

"Заехали без всяких проблем. Спросили нас: "Куда едете?", мы сказали, что в гости. Нам ответили: "Добро пожаловать!" - говорит мужчина.

Однако позднее, по его словам, в частности, при пересечении границы с Турцией, к ним было более холодное отношение.

"Мы решили еще на три дня съездить в Турцию. И при пересечении пограничного пункта в Батуми нас продержали 20 минут на пропускном пункте", - рассказал Багаудин Гайтукиев.

Он добавил, что таможенников интересовали все факты их биографии - место рождения, проживания, место работы.

"Спрашивали, не из Чечни ли мы? Мы ответили, что нет, не из Чечни, а из Ингушетии, "Ладно, - сказали нам, - проходите", - рассказывает Багаудин Гайтукиев.

По его словам, на обратном пути - при переходе из Турции в Грузию 1 июля - врачей снова продержали на границе 20 минут, однако впустили в Грузию. В тот же день они выехали через КПП "Казбеги-Ларс" на территорию России.

"Через недели полторы Аслан решил заехать на территорию Грузии, однако ему не позволили это сделать", - отмечает Багаудин Гайтукиев.

Граждане России имеют право на безвизовый въезд на территорию Грузии, заявляют в МИД

В департаменте стран СНГ Министерства иностранных дел Грузии корреспонденту "Кавказского узла" заявили, что в отношении граждан России законодательно не предусмотрено никаких ограничений.

"Граждане России имеют право на безвизовый въезд на территорию Грузии через любые действующие пропускные пункты. И это первый случай, о котором нас информируют, что россиян не пустили на территорию Грузии", - заявил чиновник.

Однако, отметил он, за пропуск иностранцев в Грузию отвечает департамент пограничной полиции при министерстве внутренних дел страны.

В грузинском МВД отказались комментировать какую-либо информацию о запрете на въезд в страну в отношении Аслана Хаджиева.

Местные наблюдатели заявляют, что это не единичный случай отказа выходцам с Северного Кавказа во въезде в Грузию

Случаи, когда выходцам с Северного Кавказа отказывают во въезде на территорию Грузии, имели место и ранее, отмечает правозащитник, член совета Кавказского института мира, демократии и развития Эмиль Адельханов.

На вопрос о причинах таких отказов он ответил, что, скорее всего, власти Грузии опасаются проникновения на территорию страны "опасных исламских сект".

Информацию о том, что мусульманам, выходцам из республик Северного Кавказа, запрещают въезжать на территорию Грузии, подтверждает и этнический чеченец, гражданин Грузии Сайхан Музаева, которому, как сообщал "Кавказский узел" ранее, пограничная служба Грузии неоднократно, начиная с февраля 2014 года, отказывала в праве пересечения границы для выезда на учебу в Великобританию. Сам Музаев тогда объяснял это конфликтом с представителями отдела контрразведки Министерства внутренних дел Грузии, которые, по его словам, пытались заставить его дать показания по делу о спецоперации в ущелье Лопота в 2012 году.

Согласно официальной версии МВД Грузии, в ходе спецоперации по освобождению мирных жителей в августе 2012 года в ущелье Лопота в окрестностях села Лапанкури были убиты три спецназовца и 11 боевиков, прибывших в Грузию из Дагестана. После того, как стали известны некоторые подробности о спецоперации, грузинские эксперты заявили, что, возможно, она могла оказаться инсценировкой. Появились данные, что предполагаемые боевики, убитые в ущелье Лопота, проходили подготовку при участии сотрудников Антитеррористического центра Грузии и намеревались отправиться на Северный Кавказ.

"В течение года десяткам и сотням чеченцев запрещали въезд на территорию Грузии. Те люди, которые как-то связаны с Панкисским ущельем, и способны хоть что-то сделать для развития этого региона, не допускаются в Грузию", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Сайхан Музаев.

По его словам, запрет введен для мусульман и этнических чеченцев.

"Я могу ответственно заявить, что именно мусульмане и чеченцы не допускаются в Грузию", - подчеркнул Сайхан Музаев, добавив, что ситуация ухудшилась в последнее время, после прихода к власти коалиции "Грузинская мечта".

По словам Музаева, вопрос о пересечении границы решается зачастую не самим департаментом пограничной полиции, а службой контрразведки.

"По крайней мере, 27 июня на суде по иску, который я подал против МВД, представители патрульной полиции и пограничной полиции заявили, что именно контрразведка выдала запрет на мой выезд из Грузии. Наверное, и в отношении других северокавказцев решение принимает департамент контрразведки", - сказал Сайхан Музаев.

Власти Грузии "провели идеологическую работу" в Панкисском ущелье, и в результате несколько сотен граждан Грузии - этнических кистинцев и мусульман-аджарцев - выехали воевать в Сирию, отмечает политолог, руководитель Кавказского центра стратегических исследований Мамука Арешидзе.

При этом, как отмечает политолог, чтобы изменить ситуацию не нужны силовые меры.

"Тут нужно общественное влияние - нужны грамотные исламские лидеры, получившие хорошее образование, которые бы не призывали к войне, а показали бы пути сосуществования с другим населением Грузии, не отказываясь от своего достоинства и своей религии", - подчеркивает Мамука Арешидзе.

Идигов: в Панкисси группа врачей из Ингушетии на высоком уровне провели операции

Информацией о случаях, когда правительство Грузии необоснованно отказывало чеченцам или ингушам в праве на въезд в Грузию, не располагает руководитель НПО "Фонд кавказской интеграции" Умар Идигов.

Он также отмечает, что случаи, когда граждане России кавказского происхождения пытаются проводить незаконную деятельность в Грузии, достаточно редки, однако и такие факты встречаются. В отношении же врачей из Ингушетии он отозвался положительно. 

"Насколько я знаю, действительно в Панкисси была группа из пяти врачей, которые на высоком уровне провели операции, а кроме того оказывали первую помощь людям. К сожалению, я не успел с ними встретиться и выразить благодарность. Наверное, имело место какое-то недоразумение, поскольку несколько месяцев назад была выявлена группа, занимавшаяся торговлей оружия, и там были два ингуша. Но это же врачи, а не контрабандисты, я надеюсь, что этот вопрос в скором времени уладится", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Умар Идигов. 

Автор:Беслан Кмузов