ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Азербайджанские эксперты скептически оценивают итоги сочинской встречи президентов Азербайджана и Армении по Нагорному Карабаху при посредничестве главы РФ Владимира Путина. Встреча, как и ожидалось, не принесла прорывных решений, стороны остались на своих прежних позициях, отмечают они.
Как сообщал "Кавказский узел", 10 августа в Сочи на трехсторонней встрече президентов России, Армении и Азербайджана по проблеме Нагорного Карабаха Владимир Путин, Серж Саргсян и Ильхам Алиев заявили, что конфликт в Нагорном Карабахе должен быть урегулирован только мирным путем.
Стороны карабахского конфликта с конца июля почти ежедневно сообщают о гибели солдат на линии фронта и обвиняют друг друга в диверсионных действиях. Так, 10 августа Минобороны Азербайджана заявило, что вооруженные силы Армении за сутки нарушили режим прекращения огня 57 раз. Жители армянского приграничного села Айгепар заявили об обстреле со стороны Азербайджана. Обеспокоенность по поводу обострения конфликта выражают представители ОБСЕ, Евросоюза, США и России.
Гулузаде: встреча в Сочи больше всего была нужна Владимиру Путину
«Как и ожидалось Сочинская встреча президентов Азербайджана, Армении и России завершилась безрезультатно. Она была заведомо обречена на провал, потому что происходила на фоне геополитической конфронтации между Западом и Россией из-за событий на Украине, следствием которой во многом стала и эскалация в последнее время насилия в зоне нагорно-карабахского конфликта. Ясно было, что на этом фоне сложно достичь прорывных решений», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» политолог Вафа Гулузаде.
По его мнению, сочинская встреча больше всего нужна была Владимиру Путину, чтобы показать миру, что Россию зря обвиняют в агрессивности по отношению к Украине – она является сторонницей мира и посредничает для примирения Армении и Азербайджана. «С другой стороны, Путин хотел продемонстрировать особую решающую роль России на Южном Кавказе», - сказал Гулузаде.
Политолог обратил внимание на фразу Путина, что, несмотря на существование «международных форматов» карабахского урегулирования «у нас все-таки особые, особо близкие отношения».
Эксперт усматривает в этом стремление России вести собственное посредничество вне триумвирата сопредседателей Минской группы ОБСЕ, где партнерами РФ являются Франция и США.
Однако, по мнению Гулузаде, несмотря на принятие президентами Азербайджана и Армении приглашения Путина на проведение встречи, признаков намечающегося прорыва в процессе урегулирования не видно.
«По итогам встречи даже не было принято формального коммюнике. В свое время после августовской войны в Грузии в 2008 году, когда на Южном Кавказе ситуация также обострялась, по итогам аналогичной встречи при посредничестве Дмитрия Медведева была принята Майндорфская декларация. На тот момент это считалось важным шагом, поскольку декларация была первым документом по Нагорному Карабаху, под которым вместе подписались президенты Азербайджана и Армении. Впоследствии на встречах при посредничестве Медведева также принимались заявления президентов России, Азербайджана и Армении, касающиеся обмена военнопленными, налаживания мер взаимного доверия и т.д. То есть даже с этой точки зрения Сочинская встреча оказалась блеклой и безрезультатной», - заявил Гулузаде.
На его взгляд, о безрезультативности переговоров свидетельствует и комментарий Сергея Лаврова журналистам 10 августа, в котором он признал отсутствие прогресса по принципиальным вопросам расхождения позиций сторон.
Что же касается смягчения риторики президентов на встрече в Сочи по сравнению с предыдущими жесткими заявлениями, то, Гулузаде считает, что в этом не следует искать каких-либо резких перемен в позициях сторон, тут больше «дипломатического протокола».
Путин хочет включить Армению и Азербайджан в Таможенный союз.
Он не исключает также, что Путин использует нагорно-карабахский конфликт как фактор давления на Армению и Азербайджан с целью включения их в Таможенный союз.
«Но не думаю, что Баку отойдет от своего 20-летнего многовекторного внешнеполитического курса и отдаст предпочтение неким евразийским интеграционным проектам с туманным будущим в ущерб сотрудничеству с европейскими и евроатлантическими структурами», - отметил Гулузаде.
На его взгляд, сегодня Азербайджан самодостаточное государство, которое не приемлет давления и шантажа. Он убежден, что официальный Баку не отступит от позиции по безусловному восстановлению территориальной целостности страны.
«Международная обстановка способствует тому, что мировое сообщество будет с большим пониманием воспринимать позицию Азербайджана. Весь мир поддерживает Украину в ее шагах по восстановлению своей территориальной целостности. Запад даже вводит санкции против РФ. И Азербайджан аналогичным образом выступает за освобождение от оккупации своих земель и восстановление территориальной целостности страны», - отметил Гулузаде.
Политолог указал на деструктивность позиции Армении по нагорно-карабахскому вопросу.
«В очередной раз мы стали свидетелями этого в Сочи. Президент Армении пытался по своему интерпретировать положения четырех резолюций Совета Безопасности ООН, после того как президент Азербайджана напомнил об их не выполнении армянской стороной. Эти резолюции № 822, 853, 874, 884 принимались в 1993 году после оккупации Кельбаджарского, Агдамского, Губадлинского и Зангиланского районов, и каждый раз в них подчеркивалось необходимость немедленного вывода всех оккупирующих войск, и выражалась поддержка территориальной целостности Азербайджана», - отметил Гулузаде.
Джуварлы: встреча была направлена на успокоение страстей, а не на урегулирование
Особых ожиданий от Сочинской встречи не было изначально, заявил корреспонденту «Кавказского узла» член Азербайджанского национального общественного комитета по евроинтеграции (АНОКЕИ) Тогрул Джуварлы.
«Эта встреча, скорее, была направлена на успокоение страстей в зоне карабахского конфликта, нежели на серьезное обсуждение политических вопросов урегулирования. Помимо того, Путину нужно было показать международному сообществу, что он не только не играет неконструктивную роль в случае с Украиной, но вполне может быть миротворцем», - сказал Джуварлы.
Судя по заявлениям президентов Азербайджана и Армении,и отсутствии каких-либо письменно оформленных договоренностей стороны просто остались на своих позициях, сказал эксперт.
На его взгляд, несмотря на очевидные попытки России «модерировать» урегулирование конфликта в Нагорном Карабахе своими руками, оттеснить других посредников – США и ЕС в лице Франции Москве не удастся.
Напомним, что процесс урегулирования карабахского конфликта в настоящее время ведется на основе "мадридских принципов", выдвинутых Минской группой ОБСЕ (страны-сопредседатели - Франция, США и Россия) в 2007 году в Мадриде и обновленных в 2009 году. Эти принципы подвергались критике всеми сторонами конфликта: Арменией, Азербайджаном и Нагорным Карабахом.
В принципе, Гулузаде прав, что Баку не хочет менять свой внешнеполитический курс, но сейчас ситуация кардинально изменяется не в пользу Азербайджана, зачем неминуемо должны последовать изменения в политике. Упорство Азербайджана не идет на пользу в решении проблем со спорными месторождениями на Каспии, а несговорчивость в вопросе принадлежности Нагорного Карабаха только добавляет минусов. Пока Азербайджан стоит на своем, Армения при помощи Грузии идет по пути в Европу, которая тоже не в восторге от политики Алиева. Внутри страны все чаще возникают протестные акции и движения, идеи которых подхватывают западные правозащитники и распространяют в мировой общественности, как это было с акцией "против войны". Фактически именно Азербайджан сейчас выставляют агрессором в конфликте в НК. Помимо этого в спор об энергоресурсах готова полноценна включится Турция, которую устраивает маршрут нефти по иранским трубопроводам через свою территорию и она сможет сильно склонить чашу весов не в пользу Азербайджана, тем более что Турция – полноценный член НАТО и верный союзник США. С третьей стороны Грузия сама имеет территориальные претензии к Азербайджану, в частности к принадлежности городов Загатала и Гах. А официальное требование касательно принадлежности этих территорий лишь вопрос времени, не стоит забывать, что в этом вопросе ее могут поддержать и штаты, чтобы еще больше пошатнуть положение несговорчивого Алиева. Поэтому сейчас Азербайджан стоит перед серьезным выбором, либо пойти по пути переговоров с Арменией и заручиться поддержкой ряда стран, либо и далее пытаться в одиночку противостоять всем.