ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Властями Ингушетии для оказания помощи призывникам создается "Комитет солдатских отцов", однако данная организация в своей работе не должна дублировать функции уже существующих государственных структур, считают правозащитники. В рамках работы "Комитета солдатских отцов" планируется заключить соглашения с воинскими частями, в которых будут проходить службу призывники из Ингушетии, заявил в интервью "Кавказскому узлу" глава республики Юнус-Бек Евкуров.
О проблемах воинского призыва глава республики подробно рассказал главному редактору "Кавказского узла" в интервью, которое было записано в начале июля этого года. Полная версия интервью Евкурова "Кавказскому узлу" от 1-3 июля 2014 года доступна в видеоформате.
"Кавказский узел" также подготовил видеосюжет, в котором представлена позиция Юнус-Бека Евкурова относительно создания "Комитета солдатских отцов" и проблемы призыва жителей Ингушетии на срочную службу в ряды Вооруженных сил РФ. "Мы создаем "Комитет солдатских отцов", чтобы уже через отцов влиять на службу. Мы планируем заключить соглашение с военными частями, где компактно будет служить определенное количество представителей Ингушетии. За представителями диаспоры, общинами Ингушетии, которые действуют в регионах, будет закреплен мониторинг за призывниками, чтобы они хорошо служили", - рассказал "Кавказскому узлу" глава Ингушетии.
Юнус-Бек Евкуров в интервью "Кавказскому узлу" также подчеркнул, что количество призывников из Ингушетии в осенний призыв-2014 "планируется увеличить в разы, до 600-700 человек" (план на весенний призыв-2014 составлял 100 человек из Ингушетии. - Прим. "Кавказского узла").
"Во всех войсках сегодня представлены жители Республики Ингушетия. Мы обратились в министерство обороны, в главное управление генерального штаба вооруженных сил, которое занимается укомплектованием, и в этом году уже осенью планируем увеличить в разы количество призывников", - сказал глава республики.
Помимо этого, в рамках работы по подготовке к осеннему призыву в республике планируется организация учебно-воспитательных комиссий, отметил глава Ингушетии.
"Будем набирать, и смотреть, молодые люди будут проходить учебно-воспитательные комиссии. То есть им (призывникам) не надо будет ходить, стоять в очереди. Списки будут в базе данных руководства МВД. Это тоже будет подспорьем - кого брать на службу в полицию. Все, кто пройдет этот отбор, пройдут спецпроверку ФСБ и МВД, в том числе. Это будет такая хорошая база для силовых структур", - сказал Юнус-Бек-Евкуров.
Власти республики также делают акцент на поступлении жителей Ингушетии, прошедших срочную службу, в высшие военные учебные заведения. "В прошлом году мы отобрали служить в армию 50 человек, мы их отбирали специально со школ, из кадетского корпуса, у которых образование хорошее, и отправили служить в армию. Из 50 человек 27 поступили в высшие военные учебные заведения. Мы хотели, чтобы все поступили, но поступили 27, что уже хорошо", - сказал в интервью "Кавказскому узлу" Юнус-Бек Евкуров.
Евкуров: ребята нередко отказываются исполнять приказы командования
Идея создания "Комитета солдатских отцов" (КСО) была озвучена главой Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым 20 июля в ходе рабочей встречи с вице-премьером правительства республики Валерием Куксой и исполняющим обязанности военного комиссара республики Мурадом Аушевым.
Тогда глава Ингушетии поручил Валерию Куксе "представить предложения о создании" КСО, "главной целью которого станет обеспечение участия родителей призывников в военно-патриотическом воспитании молодежи и поддержании дисциплины в воинских коллективах".
О целях создания "Комитета солдатских отцов" Юнус-Бек Евкуров также рассказал 13 августа на плановой встрече с вице-премьером правительства республики. По словам главы республики, ингушские призывники часто "неправильно ведут себя в части".
Ребята нередко отказываются исполнять приказы командования, мотивируя это тем, что они противоречат ингушскому менталитету
"Ребята нередко отказываются исполнять приказы командования, мотивируя это тем, что они противоречат ингушскому менталитету. Они должны понимать, что служат в российской армии и подчиняются единому для всех военнослужащих уставу", - подчеркнул Евкуров.
Также бывают случаи необоснованных замечаний со стороны офицеров, отметил Юнус-Бек-Евкуров. Чтобы исключить беспочвенные претензии, Евкуров предложил "по каждому конкретному случаю разбираться на месте", а также "иметь хорошие контакты с офицерским составом и принимать посильное участие в решении проблемы". "С этой целью мы и обратились к созданию "Комитета солдатских отцов"", - цитирует Евкурова пресс-служба главы Ингушетии.
Кукса: КСО будет устанавливать связи между родственниками и командованием части
Евкурову уже представлены пять из семи кандидатов на должность руководителя КСО, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" Валерий Кукса. По его словам, двое кандидатов не смогли присутствовать на совещании. Кукса указал, что все кандидаты имеют непосредственное отношение к армии.
"Все кандидаты – отцы, у которых дети либо служили, либо служат, либо сейчас идут на службу. У троих дети учатся в военной академии в Санкт-Петербурге. Каждый кандидат прошел службу в вооруженных силах, они имеют различные звания – от рядового до подполковника. Среди кандидатов лишь один чиновник – он депутат республиканского парламента", - сообщил Кукса.
Планируется, что "Комитет солдатских отцов" будет выполнять несколько функций, утверждает Валерий Кукса. Первая из них – подготовка призывников к службе в армии. Комитету предложено "показать, что служба – один из путей устроить свою будущую жизнь, получить специальность", а также сообщить, что если солдату понравилась служба, то есть возможность ее продолжить по контракту либо пойти учиться в военное училище, отметил Кукса.
В функции комитета также входит помочь призывникам адаптироваться в военкомате. "Перейти границу от гражданского к военному, когда одевают форму - психологический барьер", - сказал Кукса.
Основной пункт – помощь "немногочисленным работникам военкоматов" в переброске призывников и установление связей с командованием частей, чтобы "при возникновении каких-то вопросов, их можно было быстро решить".
Весенний призыв граждан на действительную военную службу в России начался 1 апреля и продолжался до 15 июля. По планам Минобороны России, призыву на военную службу подлежали 100 человек из Ингушетии.
Согласно данным военного комиссариата, в осенний призыв к службе в армии будет привлечена тысяча новобранцев. Ингуши почти не служат в своей республике, а отсылаются в другие регионы, зачастую отдаленные, и дорога дается нелегко, отметил вице-премьер правительства республики.
"Кроме того, у каждого призывника свое представление о службе в армии. Самая простая вещь – пятничная молитва, на которую ингуши привыкли ходить в мечеть. В армии этого не будет. Комитет должен разъяснить, что ничего страшного в этом нет, что по закону и по Корану, при службе в армии ты можешь какие-то действия (гражданские, религиозные) не выполнять. Тут важно участие взрослого человека. Другой вопрос, что нередко командование относится к призывникам с Северного Кавказа предвзято. И этот вопрос будет курировать комитет с помощью непосредственно прямого контакта с офицерским составом части и родственниками призывника", - сказал Валерий Кукса.
Вице-премьер правительства республики заметил, что комитет будет работать и с ингушским "менталитетом". Нередки случаи, когда северокавказский призывник отказывается, например, от мытья полов, туалетов, выноса мусора, отметил Валерий Кукса.
Впоследствии, возможно, к работе комитета будут привлечены правозащитники
Валерий Кукса также указал, что комитет будет предупреждать молодых людей о равенстве при службе в армии. "Тут выполняют то, что положено. К работе с молодежью привлекается и муфтият. Есть способы поставить недовольного индивидуума на место в самой части, прослужив 38 лет в мотострелках, я это знаю. Комитет поможет пойти процессу более безболезненно", - сказал Кукса.
Ожидается, что представленные Евкурову пять человек и те, кто отсутствовал на заседании, составят костяк КСО. Впоследствии, возможно, к работе комитета будут привлечены правозащитники, заметил Валерий Кукса. При этом вице-премьер считает, что "раздувать орган не нужно, главное, чтобы КСО работал".
Для более эффективной работы "Комитет солдатских отцов" будет взаимодействовать с "Комитетом солдатских матерей". Какие совместные функции будет выполнять тандем, пока не определено – информация станет доступной после выбора председателя КСО и его заместителя на следующей неделе, заявил вице-премьер правительства республики. "Выборы пройдут с помощью тайного голосования с участием военного комиссара республики", - уточнил Кукса.
Мельникова: функции КСО повторяют обязанности уже существующих госорганизаций
К идее по созданию "Комитета солдатских отцов" скептически отнеслась член Общественного совета при Минобороны РФ, ответственный секретарь Союза "Комитетов солдатских матерей России" Валентина Мельникова.
По ее словам, на "языке правозащитников" "Комитет солдатских отцов" называется "Правительственная неправительственная организация".
Государство дает ДОСААФ большой бюджет, в нем работают как раз бывшие офицеры
Удивление у Мельниковой вызвала и инициатива по подготовке призывников в армию. Для этого существует специальный финансированный государственный орган - Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), вышедшее из Совета при Минобороны, заметила Валентина Мельникова.
"По сути, функции ДОСААФ дублируются "Комитетом солдатских отцов". Государство дает ДОСААФ большой бюджет, в нем работают как раз бывшие офицеры, такие же отцы, как и в организуемом комитете. Там куча всяких курсов", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Мельникова.
Также непонятной Валентине Мельниковой кажется и функция КСО по связи с командованием воинских частей. Для пресечения незаконных действий, таких как неуставные отношения, отказ от исполнения приказа, в каждом гарнизоне находится полковник юстиции, заметила правозащитница.
"Если командир не хочется связывать (родственников) с призывником, те обращаются в военную прокуратуру. Полковник юстиции поможет не только установит связь, но и накажет командира. Зачем тогда КСО?", - задалась вопросом Мельникова.
В помощи по установлению связи с командованием правозащитница увидела коррупционную составляющую.
"Очевидно, что выезжающие в часть мужчины из КСО будут посредниками между родственниками и командованием. Мол, вы его защитите, а мы вам привезем, что хотите, и вообще будем всячески улучшать ваши социально-бытовые условия. Потом командиров будет ловить тот же прокурор", - прокомментировала инициативу Валентина Мельникова.
Правозащитница также выразила уверенность, что так называемого "ингушского менталитета" "не существует". По ее словам, ингуши "никогда ни от чего не отказываются". Кроме того, зачастую сами ингуши, распределенные по северным регионам, становятся объектами издевательств со стороны сослуживцев и офицеров, и "им там не до отказов", считает Валентина Мельникова.
"Уже шесть лет по ингушам у нас жалоб нет. Это народ правильный", - заявила Валентина Мельникова.
Ганнушкина: подмена "Комитета солдатских матерей" КСО может привести к плачевным результатам
Опасность в подмене "Комитета солдатских матерей" КСО увидела и глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина.
"Ребятам будут рассказывать, как нужно вести себя в армии – это хорошо. Призывники будут заниматься физподготовкой – тоже совсем неплохо. Расскажут, что ингуш может и посуду помыть – и нормально. Опасность я вижу в том, что КСО может быть противопоставлен "Комитету солдатских матерей", которому нет альтернативы, и где работали и мужчины. Названия похожие, а функции разные. Потом скажут – а зачем нам матери? У нас есть отцы, которые лучше разбираются в военном ремесле. Подмена может привести к плачевным результатам", - заявила в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Ганнушкина.
Для подготовки к службе существуют специальные военные клубы, обратила внимание Светлана Ганнушкина.
""Комитет солдатских матерей" – правозащитная организация, чья задача состоит в защите солдат, то есть это работа гражданского общества. Те функции, которые будет исполнять КСО - задача государства. И уже существуют специальные военные клубы по подготовке", - отметила Ганнушкина.
Ранее в СМИ широко обсуждалась неподтвержденная информация о "секретной директиве генштаба", якобы рекомендовавшей не призывать в армию молодежь из жителей Кавказа и выходцев из кавказских республик, проживающих в других регионах России. Представители Министерства обороны России опровергли информацию о том, что жители Кавказа не будут призываться в вооруженные силы.
Левинсон: в России достаточно механизмов для защиты прав призывников
Инициатива по созданию КСО принадлежит чиновникам, а значит, "неизбежно давление с их стороны на работу организации", считает член Экспертного совета при уполномоченном по правам человека в РФ, автор военной книги "Альтернатива призыву: тем, кто делает выбор" Лев Левинсон.
Вместе с тем, по словам эксперта, ингушские власти "отличаются от чеченских в лучшую сторону" и "есть надежда, что комитет, все-таки, что-то будет делать". Однако КСО неизбежно будет повторять функции "Комитета солдатских матерей", который "имеет успешный опыт работы уже более 20 лет и высокий авторитет", заметил Лев Левинсон.
"И название не мешало отцам участвовать в деятельности уже существующей организации – в Мурманской области отделение возглавлял мужчина", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Лев Левинсон.
Военная прокуратура в случае насилия, "дедовщины" срабатывает лучше гражданской прокуратуры
В России достаточно механизмов для защиты прав солдат-призывников, считает правозащитник. Основной рычаг – жалобы в военную прокуратуру, если они поддерживаются общественными организациями, сказал Лев Левинсон.
"Надо сказать, военная прокуратура в случае насилия, "дедовщины" срабатывает лучше гражданской прокуратуры. Я не хочу идеализировать, есть масса случаев пробуксовки, приведших к трагическим событиям, но все-таки в процентном соотношении связка военная прокуратура и "Комитет солдатских матерей" работает более эффективно", - сказал Левинсон.
Муцольгов: работа КСО будет неэффективной из-за отсутствия финансирования
Недоумение в связи с инициативой по созданию КСО высказал руководитель правозащитной организации "Машр", автор блога на "Кавказском узле" Магомед Муцольгов.
"КСО – это не "Комитет солдатских матерей", не правозащитная организация, защищающая солдат-срочников и контрактников. Это организация, которая в случае нарушения устава, посылает отцов на помощь. Это оскорбительно для самих ребят. Российская армия – не детсад и не школа, куда вызывают папу. Там совсем другая система воспитания и образования", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Магомед Муцольгов.
По его мнению, работа КСО будет неэффективной, в том числе из-за отсутствия финансирования.
"На какие деньги мужчины будут кататься на север страны, к примеру, в Якутию? Учитывая глобальные затраты страны на восстановление Крыма и последствия санкций после украинских событий, финансирования не будет", - считает глава правозащитной организации "МАШР".
"Комитет солдатских матерей" работает давно и эффективно, отметил в своем блоге на "Кавказском узле" Магомед Муцольгов. "Существует "Комитет солдатских матерей", который защищает права и оказывает содействие призывникам, солдатам-срочникам и военнослужащим, несущим службу по контракту. Работают они довольно давно и эффективно. Эта общественная, правозащитная организация, защищает права любого гражданина Российской Федерации, вне зависимости от его национальности, вероисповедания и места регистрации", - написал сегодня Магомед Муцольгов в своем посте "Инновационный солдатский контроль от ингушской власти".
Гольц: создание комитета является гарантией со стороны республиканских властей
Желание служить в вооруженных силах действительно изъявляют многие жители Северного Кавказа, обратил внимание военный эксперт, заместитель главного редактора интернет-издания "Ежедневный журнал" Александр Гольц.
"Существует проблема: Северный Кавказ – единственный регион, где огромное количество желающих попасть в российские вооруженные силы. Министерство обороны же не горит желанием принимать уроженцев Северного Кавказа даже солдатами срочной службы. И причины известны: нарушение дисциплины и боязнь обучать владению оружием тех граждан", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Александр Гольц.
Эксперт предположил, что организация комитета является гарантией контроля республиканских властей за жителями своего региона, которые служат в армии.
"Коррупционной составляющей в связях между членами КСО и командованием я не вижу. Вряд ли бы Евкуров взялся играть роль посредника для введения коррупции. Это все же гарантия контроля людей, которые носят оружие", - заявил Александр Гольц.