13:54 / 14.01.2015Расследование инцидента в Гюмри должна вести армянская сторона, считают местные жители

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Жители Гюмри требуют передать Валерия Пермякова, задержанного по подозрению в массовом убийстве членов семьи Аветисян, армянской стороне. Местные жители заявляют, что в основном положительно относились к российским солдатам, при этом в городе и ранее происходили инциденты с участием военнослужащих из России.

Как сообщал "Кавказский узел", в нападении на семью подозревается cолдат срочной службы расположенной в Гюмри российской военной базы Валерий Пермяков. Он был задержан 12 января близ приграничного села Баяндур Ширакской области. Пермяков уже признался в убийстве семьи Аветисян, сообщил замначальника армянской полиции Унан Погосян. Военнослужащий находится на территории 102-й российской военной базы под усиленной охраной. Сегодня истекают 48 часов с момента задержания Пермякова, и должен быть решен вопрос избрания меры пресечения, которая ему еще не избрана.

В ночь на 12 января шестеро членов семьи Аветисян были убиты в Гюмри. Единственным выжившим в результате нападения оказался шестимесячный ребенок, госпитализированный в крайне тяжелом состоянии. Врачи успешно прооперировали младенца, однако его состояние продолжает оставаться тяжелым. В настоящее время он проходит лечение в Ереване.

Жители Гюмри требуют передать Валерия Пермякова армянской стороне

Жители Гюмри требуют передать Валерия Пермякова армянской стороне, чтобы расследование дела и сам суд проводился в Армении. Они уверены, что только в Армении предполагаемый убийца понесет за содеянное полное наказание.

"С какой стати должна российская сторона вести дело убийства армянской семьи в армянском городе? Расследование должны вести армянские правоохранители, причем по всей строгости закона", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" знакомая расстрелянной семьи Аветисян Рузанна Арутюнян.

Женщина привела в пример суд над Грачьей Арутюняном, попавшем 13 июля 2013 года в ДТП под Подольском, в результате которого погибли 18 человек, и приговоренного к 6 годам и 9 месяцам колонии общего режима 4 августа 2014 года Троицким районным судом Москвы.

"Арутюняна же не судили в Армении, не отсиживает же он срок в своей стране", - говорит Рузанна Арутюнян.

Валерий Пермяков, возможно, надеялся на помощь российских военных, когда направился на границу с Турцией, считает житель Гюмри Сероб Алексанян.

"Только при безалаберной службе пограничников можно допустить, что государственную границу можно спокойно пересечь. Я думаю, это невозможно. Пермяков, наверное, подумал, что свои же русские помогут, поэтому направился к границе, которую охраняют российские военнослужащие", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Сероб Алексанян.

По его мнению, вести расследование и судить Пермякова должна Армения по всей строгости закона. "Если оставят у русских, переведут они его в Россию и через некоторое время отпустят", - заключил Алексанян.

"Если Россия не позволит Армении судить Пермякова, отношение жителей Гюмри к российским военнослужащим резко ухудшится"

Большая часть жителей Гюмри говорит о хорошем отношении к солдатам российской военной базы. При этом среди гюмринцев есть и те, кто не считает благом расположение российских военнослужащих в их городе.

Отношения российских солдат с местными жителями всегда были нормальными, а жители Гюмри солдат уважали, отмечает жительница города Сирануш Теванян.

Женщина рассказывает, как пару месяцев назад вместе с семьей на машине остановилась у одной из заправок близ Гюмри, где на тот момент стояли несколько русских солдат. "Я сама купила им хлеб, кофе, сладости и угостила солдат. И ни один гюмриец безразлично не проходит мимо военнослужащих. У каждого в семье кто-нибудь да служит. Нет разницы - твой или чужой солдат, тем более военнослужащие 102-й российской базы, вроде как наши границы защищают. Ни один гюмриец не мог бы предположить, что такое может случиться", - сказала женщина.

Она считает, что российские правоохранители могут лишь принять участие в расследовании дела, которое непременно должна вести армянская сторона. "А вот суд должен проходить исключительно в Армении", - говорит Сирануш Теванян, также напоминая суд над гражданином Армении Грачьей Арутюняном в России.

По мнению женщины, если Россия не позволит Армении судить Пермякова, есть большой риск, что отношение жителей Гюмри к российским военнослужащим резко ухудшится.

Отношение местных жителей к российским военнослужащим было более чем теплым, считает и Григор Абгарян. По его словам, особенно протягивают им руку помощи таксисты, которые передают им деньги, высланные родственниками, либо покупают им на эти деньги то, что закажут солдаты, и отвозят им.

В сложившейся ситуации виновно и командование военной базы, и руководство Армении, которое до сих пор не заявило даже ноту протеста России, отмечает мужчина.

"На базе необходима воспитательная работа с солдатами, нужно четко доводить до умов солдат, что по отношению к местным жителям недопустим любой даже самый маленький конфликт", - заявил Григор Абгарян.

От того, какое решение российская сторона примет по Пермякову, будет зависеть будущее отношение гюмрийцев к российским военнослужащим, считает Айк Минасян.

Между местными жителями и военнослужащими ранее бывали небольшие конфликты, рассказал Артур Газарян. "После этого случая у меня крайне отрицательное отношение по поводу российской базы в Гюмри", - заявил мужчина.

Сурен Тамирян изначально крайне отрицательно относился к нахождению российской военной базы в Гюмри. По его мнению, как показывает жизнь, "кроме вреда она ничего не принесла" Армении.

"Это не первый случай совершения преступления российскими военнослужащими"

Жители Гюмри отмечают, что это не первый случай совершения преступления российскими военнослужащими.

"Аналогичное преступление было совершено и в 1999 году, когда двое военнослужащих российской военной базы с автоматами, находясь в нетрезвом состоянии, пошли на местный рынок и открыли беспорядочную стрельбу, в результате погибли два человека, еще девять получили ранения", - рассказал корреспонденту "Кавказского узлаАрман Мербакян.

При этом он отметил, что жители Гюмри всегда были в теплых отношениях с российскими солдатами, служащими на военной базе, и не может представить, как подобное могло случиться.

С ним согласен и житель Гюмри, военнослужащий Хачик Саргсян. "Только больной человек может совершить подобное преступление", - заявил он.

Мужчина не видит также логики в решении Пермякова пересечь армяно-турецкую границу, которая, по словам Саргсяна, четко охраняется как со стороны армянских военнослужащих, так и российских, "и об этом знают все".

Хачик Саргсян также считает, что расследование дела должна вести армянская сторона. "Это дело всей армянской нации. Было бы лучше, чтобы Пермякова судил армянский народ и по всей строгости", - отметил Хачик Саргсян.

Амбарян: России надо более ответственно относиться к отбору солдат для прохождения службы на базе в Гюмри

Одной из причин совершения преступлений проходящими на российской военной базе в Гюмри службу россиянами зачастую является недостаточное внимание к отбору людей российским военным командованием, считает армянский политолог Гагик Амбарян.

"У меня давно уже была информация о том, что в российской базе большинство солдат молодые люди – выходцы из очень бедных, сложных семей, которых Россия посылает сюда как в ссылку. Наши власти давно уже должны были подумать об этом, и я надеюсь, что после этого инцидента, они будут требовать, чтобы служившие в Армении россияне были бы выходцами из нормальных семей", – говорит Гагик Амбарян.

По его словам, проблема в том, что солдаты из России, совершившие преступления в Армении, остаются безнаказанными. В качестве примера эксперт привел инцидент со стрельбой в Гюмри в 1999 году. По его словам, жители Гюмри так и не узнали, какое наказание было предусмотрено для напавших на мирных горожан.

Гагик Амбарян также напомнил и случай гибели детей в деревне Ваграмаберд, подорвавшихся на минах, заявив, что никто не понес наказания и в этом случае, передает "Аравот".

Как сообщал "Кавказский узел", 7 апреля 2013 года близ села Ваграмаберд в Ширакской области  Армении на территории воинской части двое детей погибли, подорвавшись на мине. Мина взорвалась на территории российского танкового полигона. Дети пасли овец вместе с отцом одного из подростков, увидели снаряды и остатки гранат, стали бить об камень и взорвались. По версии прокуратуры, подростки несанкционированно собирали металлолом на участке стрельб. Что касается инцидента в 1999 году, стрелявших военнослужащих позднее судили и приговорили к большим срокам заключения, пишет Lenta.ru, не приводя других подробностей.

В Минобороны России намерены наказать всех, кто причастен к инциденту в Гюмри, сообщил источник в военном ведомстве, слова которого приводит сегодня "Коммерсант". По его словам, будут объявлены выговоры и сделаны предупреждения о неполном служебном соответствии руководству военной базы, а материалы проверки, которую представители Минобороны проводят в Армении, будут направлены в следственные органы для возбуждения уголовного дела о халатности (ст.293 УК РФ).

Барсегян: армянским властям не хватает настойчивости в деле о массовом убийстве в Гюмри

Расследование дела о массовом убийстве в Гюмри непременно должна вести армянская сторона, считает житель города, председатель совета журналистского клуба "Аспарез" Левон Барсегян.

"Я не говорю, что армянские следователи лучше русских, но очевидно, что во всей этой истории есть политический подтекст, и, передав дело российским правоохранителям, вряд ли сможем получить чистое уголовное расследование", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Левон Барсегян, добавив, что все зависит от воли армянских властей.

Однако в настойчивости армянских властей в вопросе дела о массовом убийстве в Гюмри Левон Барсегян сомневается. По его мнению, "если б у властей была такая воля, они бы проявили ее в 2013 году, когда в 7-8 км от Гюмри на полигоне, относящемся в российской военной базе, взорвались двое пробравшихся туда подростков".

"Ни одного подозреваемого, обвиняемого или осужденного по сей день нет по данному делу, ни один человек не привлечен к ответственности. В итоге дело так провели, что виновными оказались дети, которые наступили на эту территорию, которая ничем не оцеплена. Она до сих пор никак не ограждена", - отметил Барсегян.

По его словам, на его личные письма в МИД Армении и министерство обороны ему ответили, что "дело расследует российская сторона".

С мнением Барсегяна о том, что дело о массовом убийстве в Гюмри должно расследоваться армянскими правоохранителями, согласен и депутат Национального собрания Армении, бывший военный прокурор страны Гагик Джангирян, который указал, что армяно-российский договор о российской базе регламентирует расследование российскими военными правоохранительными органами лишь преступлений, совершенных на территории военной базы.

"Преступления, совершенные за пределами базы, уже становятся предметом расследования наших военных правоохранительных органов. Обстоятельства, факт, квалификацию, расследование убийства – все должны устанавливать и проводить наши военные правоохранительные органы", - заявил Гагик Джангирян 13 января армянской службе "Радио "Свободы".

Валерий Пермяков не будет передан армянским правоохранителям, "поскольку он является гражданином России и находится под юрисдикцией следственных органов РФ", заявила 13 января Генпрокуратура Армении, ссылаясь на Конституцию России.

Однако член Совета по правам человека при президенте России Сергей Кривенко и президент российской секции Международного общества прав человека Владимир Новицкий заявили корреспонденту "Кавказского узла", ссылаясь на Уголовно-процессуальный кодекс России и заключенное в 1997 году между Россией и Арменией "Соглашение по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории Республики Армения", что передача военнослужащего армянской стороне вполне допустима.

Автор:Армине Мартиросян