ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
На заседании Северо-Кавказского окружного военного суда в Ростове-на-Дону по делу Саида Амирова сегодня в качестве свидетеля будет опрошен доктор Эдлер Валеш, который занимается лечением экс-мэра Махачкалы. На заседании суда 13 июля были оглашены протоколы допроса подсудимого Абдулмажида Ахмедова, адвокат которого вновь заявил о пытках подзащитного.
Как писал "Кавказский узел", Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону рассматривает основное дело Саида Амирова с 12 мая. Последнее заседание состоялось вчера, 13 июля. Суд разрешил Амирову увидеться с внуками, рассмотрел несколько ходатайств и дал возможность адвокатам задать вопросы подсудимому Абдулмажиду Ахмедову.
Суд по делу Амирова запланировал допрос немецкого врача
Сегодняшнее заседание суда было назначено на 10.00 мск, однако к этому времени процесс еще не был начат, передает корреспондент "Кавказского узла".
Планируется, что в качестве свидетеля будет допрошен широко известный в медицинских кругах немецкий доктор Эдлер Валеш, специалист, который занимается лечением Саида Амирова.
Доктор и его переводчик находятся в коридоре суда и ждут, когда их пригласит судебный пристав.
В зале суда включены все три монитора телевизоров, подвешенных под потолком с таким расчетом, чтобы все присутствующие в зале могли видеть происходящее на экранах.
На процесс сегодня прибыли 13 защитников, среди которых мать Юсупа Джапарова, которая общается с сыном, около 20 родных и близких подсудимых, переводчица. Подсудимые консультируются со своими адвокатами, готовясь к сегодняшнему заседанию.
Во время оглашения протоколов допроса Абдулмажида Ахмедова адвокат вновь заявил, что его подзащитный дал показания под пытками
В ходе заседания суда 13 июля после вопросов подсудимых и их адвокатов Абдулмажиду Ахмедову государственный обвинитель огласил протоколы его допроса во время следствия.
Из текста первого протокола следовало, что Ахмедов решил сознаться в убийствах, так как его "замучила совесть" (в зале в это время раздался смех со стороны присутствовавших родственников и знакомых обвиняемых).
В показаниях, данных следователю, обвиняемый рассказывал, что депутат городского собрания и глава МУП "Горводоканал" Каспийска Магомедгаджи Алиев был убит им вместе с братом по просьбе Магомеда Абдулгалимова, потому что Алиев "выступал против продажи трамала" (трамал или трамадол - опиоидный анальгетик, обладающий сильной анальгезирующей активностью. - Прим. "Кавказского узла") в аптеке, принадлежащей Абдулгалимову.
Сайхутдин Исламов - начальник охраны руководителя местного Пенсионного фонда Магомеда Керимова, согласно данным протокола допроса, был убит также по просьбе Абдулгалимова "из-за отказа делиться деньгами". Машина следователя Нурлана Ашурбекова была обстреляна по причине расследования последним убийств Алиева и Исламова, а в сотрудника прокуратуры Наталью Мамедкеримову стрелял якобы брат Абдулмажида Ахмедова Магомед.
После оглашения протокола допроса слово взял адвокат Абдулмажида Ахмедова Ринат Гамидов. "Несмотря на то, что в начале протокола подсудимый говорит, что давления на него не оказывалось, давление было, и было существенным", - заявил адвокат, добавив, что озвученные эпизоды его подзащитному уже не вменяются.
Обвиняемый Зубаир Мутаев обратил внимание суда на то, что государственный адвокат по фамилии Орлов через полчаса после допроса фигурировавшего ранее в деле Заура Фаразарова представлял интересы Абдулмажида Ахмедова. "Неужели в Дагестане закончились защитники?" - иронично сказал Мутаев.
В оглашенном далее протоколе дополнительного допроса Абдулмажида Ахмедова говорилось, что Магомед Абдулгалимов является двоюродным братом подсудимого, и в один из дней попросил его и Шамсутдина Ахмедова осуществлять его охрану. Поводом для беспокойства Абдулгалимова послужила подброшенная ему флеш-карта с видеороликом, на котором неизвестные мужчины в масках на фоне черного флага с арабскими буквами требовали от Абдулгалимова два миллиона рублей "за развращение молодежи трамалом". В противном случае мужчины на камеру пообещали его убить.
Как сообщал Абдулмажид Ахмедов, Абдулгалимов после этого был вооружен пистолетом "Глок-19", который носил с собой постоянно. Мурад Алиев являлся водителем бронированной машины, на которой передвигался Абдулгалимов, отмечал обвиняемый.
На вопрос председательствующего судьи, испытывает ли Абдулмажид Ахмедов неприязнь к двоюродному брату - Магомеду Абдулгалимову, подсудимый сообщил, что не имеет и поддерживает показания Абдулгалимова в суде в отношении него.
После обеденного перерыва Абдулмажид Ахмедов заявил для сторон процесса, что его брат Магомед Ахмедов не имеет отношения к посягательству на жизнь прокурора Натальи Мамедкеримовой, а "практически все" показания были даны им под пытками.
"Мой адвокат по назначению вел себя как оперативник. Ко мне в камеру спокойно заходили сотрудники ФСБ и угрожали, это вынужденные показания", - сказал Абдулмажид Ахмедов.
В следующем протоколе допроса Абдулмажид Ахмедов отказывался от показаний про участие в убийстве Магомедгаджи Алиева, поясняя, что "никогда никого не убивал" и выразив готовность пройти проверку на полиграфе.
После зачитанных документов выступила адвокат Валентина Хорева. "Все оглашенные показания можно выстроить в виде графика. Сначала обвиняемый признается в ряде убийств, далее появляются другие лица, в том числе мой подзащитный Мутаев, потом оказывается, что Мутаев уже якобы "помогал с оружием", потом добавляется Джапаров. И все это в присутствии госадвокатов, от которых впоследствии отказываются", - заявила представитель защиты.
Адвокат Абдулмажида Ахмедова Ринат Гамидов также зачитал протокол допроса, где его подзащитный уже отказывался от данных ранее показаний, в том числе от участия в убийствах.
Следующим оглашенным документом было постановление о частичном прекращении уголовного дела в части участия подсудимого в убийстве Магомедгаджи Алиева. Гамидов также попросил судей исследовать протокол исследования показаний на месте. "Я бы хотел, чтобы у суда сложилось внутреннее убеждение, что заявления о пытках - не просто слова", - отметил адвокат.
В итоге на плазменном экране был продемонстрирован диск с видеозаписями проверки показаний на месте Абдулмажида Ахмедова. На первой видеозаписи действительно были различимы гематома под правым глазом, рассечение над левой бровью и следы в виде колец на мизинцах обоих рук мужчины. На второй видеозаписи на лице у обвиняемого были видны следы грубо нанесенного тонального крема, по мнению адвоката, с целью скрыть следы побоев.
Эти видеоматериалы вызвали возгласы испуга и возмущения со стороны присутствовавших в зале знакомых и родственников подсудимых.
Также защитники опознали на видеозаписях сотрудника ФСБ, по их мнению, реально руководившего следственными действиями. Вдобавок защита обратила внимание на людей в черной одежде и масках с прорезями для глаз без знаков различий, которые присутствовали на видеозаписи. "В протоколе они заявлены не были", - практически синхронно сказали адвокаты.
После этого, Ринатом Гамидовым было заявлено ходатайство об исключении из материалов дела ряда доказательства.
"Считаю, что показания, данные Абдулмажидом Ахмедовым с участием других адвокатов, являются недопустимыми и полученными с нарушением закона. Прошу исключить их из дела", - заключил юрист.
Прокурор попросил у суда время для ознакомления с ходатайством, в итоге в заседании был объявлен перерыв.
Напомним, 9 июля Абдулмажид Ахмедов в ходе допроса заявил, что подвергся пыткам после задержания. Суд приобщил письменные показания Абдулмажида Ахмедова к материалам дела. Комментируя выступление своего подзащитного, Ринат Гамидов сообщил, что заявления о проведении проверок по факту нанесения телесных повреждений он подавал еще при визите в СИЗО, где содержался Ахмедов. Адвокату пришел ответ, что были проведены доследственные проверки, однако был вынесен отказ в возбуждении уголовного дела.
Суд разыскал для допроса на процессе родственника Магомеда Абдулгалимова
В ходе заседания суда 13 июля также было рассмотрено письменное ходатайство, поступившее ранее от адвокатов подсудимого Зубаира Мутаева. В нем содержалась просьба к суду помочь разыскать и организовать допрос Хаджимурада Курбанова, родственника Магомеда Абдулгалимова, который осужден по обороту оружия, но не привлечен к ответственности по статье об участии в вооруженной группе.
Судья заявил, что суд выяснил, что Курбанов отбывает наказание, и, если адвокаты и подсудимый Мутаев по-прежнему желают провести допрос этого человека, то суд займется организацией онлайн-допроса. Зубаир Мутаев сказал, что хотел бы, чтобы Курбанов был допрошен.
Адвокаты, другие подсудимые и военный прокурор поддержали это ходатайство. Суд удалился в совещательную комнату и через 20 минут сообщил, что удовлетворяет ходатайство защиты о допросе Курбанова и окажет содействие в организации допроса в режиме видео-конференц-связи. Так как Курбанов отбывает наказание, необходимо организовать его этапирование из СИЗО-1 Махачкалы в Махачкалинский гарнизонный военный суд. Данное определение вынесено с открытой датой, ориентировочно на 22 июля.
Материалы о расследовании дела Амирова и суде над ним "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Саид Амиров: из мэрии в СИЗО". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликована справка "Дело Саида Амирова", а в разделе "Публицистика" - текст выступления Амирова по первому уголовному делу в суде первой инстанции.