07:32 / 19.08.2015Суд не удовлетворил ни одного ходатайства адвокатов Хадиджи Исмайловой

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Журналистка Хадиджа Исмайлова выступила с отводом всему составу суда, который рассматривает ее дело. Отвод был оставлен нерассмотренным. Исмайлова в своих показаниях назвала выдвинутые ей обвинения абсурдом. При этом суд отклонил все ходатайства, заявленные защитой и обвиняемой в ходе заседания.

"Кавказский узел" писал, что журналистке "Радио Свобода" в Азербайджане Хадидже Исмайловой предъявлены обвинения в экономических преступлениях и доведении до попытки самоубийства ее коллеги Турала Мустафаева. Она свою вину не признает. Журналисты и сторонники Исмайловой на процесс практически не допускаются, несмотря на ее призывы обеспечить присутствие представителей независимых медиа.

Хадиджа Исмайлова получила известность своими журналистскими расследованиями фактов коррупции в высших эшелонах власти Азербайджана. В апреле 2013 года Исмайлова стала одним из 10 победителей конкурса "Герой Кавказа-2012", проведенного "Кавказским узлом". В разделе "Персоналии" на "Кавказском узле" опубликована биографическая справка о Хадидже Исмайловой. 

18 августа, как и в предыдущие дни, доступ наблюдателей на процесс вновь был ограничен. Приставы пропустили в зал сотрудников посольств США, Франции, Германии, двоих журналистов, представляющих независимые медиа и родных журналистки. Представителю посольства Норвегии было отказано в допуске в зал. При этом зал был заполнен пропущенными через служебный вход неизвестными лицами и несколькими журналистами из провластных СМИ, передает корреспондент "Кавказского узла".

О происходящем в зале суда рассказала присутствовавшая на процессе корреспондент оппозиционной газеты «Азадлыг» Айтен Мамедова.

По ее словам, в самом начале заседания Исмайлова сообщила, что подготовила письмо к председателю Бакинского суда по тяжким преступлениям Махмуду Набиеву. Обвиняемая огласила содержание письма, в котором заявила, что процесс под председательством Рамеллы Аллахвердиевой проводится "чрезмерно спешно".

"В результате нарушается мое право на защиту. Суд, чтобы поскорее завершить процесс, отказывается исследовать необходимые для дела документы. Ограничивается мое право на общение с адвокатами, на встречи с родными. Видимо, Рамелла Аллахвердиева, пока не закончит это дело, не будет отправлена в отпуск. Но я не хочу, чтобы меня поспешно осудили из-за отпуска судьи. Я готова подождать и пусть процесс нормально будет продолжен после возвращения судей", - пересказала слова обвиняемой журналистка Айтен Мамедова. 

Далее Исмайлова выступила с отводом всему составу суда, мотивируя это предвзятостью судей, отклоняющих все ходатайства защиты. 

"Суд отказывается допрашивать важных для дела свидетелей, отказывается прилагать к материалам дела необходимые документы. Суд откровенно поддерживает позицию прокуратуры. Судейский состав демонстрирует незаконную солидарность со стороной обвинения. Несправедливыми решениями об отклонении наших ходатайств судейский состав препятствует совершению справедливого правосудия. Я прошу отстранить этих судей – Рамеллу Аллахвердиеву, Тамиллу Насруллаеву и Новруза Керимова и обратиться в Судебно-правовой совет с просьбой расследовать их незаконные действия», - процитировала Исмайлову журналистка Мамедова.

На заседании 14 августа Исмайлова заявила отвод председательствующей судье Рамелле Аллахвердиевой. Одним из оснований для отвода Исмайлова назвала то обстоятельство, что Аллахвердиева до сих пор не удовлетворила ни одно из ходатайств защиты, в том числе о вызове дополнительных свидетелей, показания которых помогли бы установить истину. 

Прокурор Рамазан Хадыев сказал, что совпадение позиции суда и стороны обвинения неправильно интерпретировать как предвзятость судей.

Суд оставил отвод без рассмотрения.

Защита Исмайловой предложила обратиться в Конституционный суд 

Далее Исмайлова ходатайствовала перед судом о предоставлении хотя бы одного документ о приеме кого-либо на работу, под которым была бы ее подпись.

"В обвинительном акте указано, что я, якобы привлекая работников по договорам об указании услуг, создавала условия, чтобы они платили в бюджет меньше налогов, и таким образом нанесла ущерб казне (На таких условиях работник не платит подоходный налог в 22%, а платит налог 4% по упрощенной системе - прим. корреспондента "Кавказского узла"). Но нет ни одного договора или платежного поручения за моей подписью, если есть, пусть покажут в суде", - далее пересказала слова Исмайловой журналистка Мамедова.

Суд отклонил ходатайство Исмайловой.

Далее Исмайлова ходатайствовала о вызове в качестве дополнительных свидетелей журналистов Эльчина Захирова и Рамала Гусейнова, работающих в азербайджанских интернет-СМИ.

"В обвинительном акте есть ссылки на показания Рамала Гусейнова. Вызовите его, послушайте. Следствие утверждает, что я якобы добивалась увольнения Турала Мустафаева. Но в деле нет ни одного доказательства. Допрошенные свидетели признались здесь, что давали показания следствию под давлением", - далее продолжила Исмайлова.

В мае Турал Мустафаев распространил видеообращение, где рассказал о пытках силовиков и том, как его заставили оговорить Исмайлову. 10 августа состоялся его допрос в суде, на котором он также отказался от своих показаний. Суд, несмотря на это, решил не снимать с Мустафаева статус потерпевшего.

В ответ Аллахвердиева сказала, что по итогам следствия суд даст оценку разнящимся показаниям Мустафаева и других свидетелей.

В свою очередь, адвокат Джавад Джавадов ходатайствовал перед судом о направлении запроса в Конституционный суд.

"Следствие обвиняет Исмайлову в осуществлении журналисткой деятельности на "Радио Свобода" без аккредитации, то есть без специального разрешения. Однако распоряжением президента Азербайджана от 2 сентября 2002 года журналистика не отнесена к видам деятельности, для осуществления которых требуется лицензия. Хадиджа Исмайлова является гражданкой Азербайджана, для осуществления журналисткой работы ей не требовалось получение какого-либо специального разрешения. Следствие же интерпретировало журналистскую деятельность Исмайловой как незаконное предпринимательство. Поэтому мы просим обратиться в Конституционный суд для подтверждения того, что журналистика не является видом деятельности, требующим специального разрешения", - рассказал адвокат в перерыве заседания корреспонденту "Кавказского узла".

Но судья отклонила это ходатайство.

Адвокат Джавадов также напомнил, что в ходе обыска в офисе Бакинского бюро "Радио Свобода" следователи не составили опись изымаемых документов, что является, по его оценке, грубым нарушением процессуального законодательства. Поэтому адвокат ходатайствовал об исключении этих документов из списка доказательств.

"Как сказала сама Хадиджа, а может быть документы, подтверждающие ее невиновность, были изъяты из офиса радио и не включены в материалы дела. Если бы изъятие проводилось в соответствии с нормами законодательства, то эти вопросы сегодня не возникали бы", - считает адвокат Джавадов.

Но ходатайство не было удовлетворено, добавил он.

По его словам, Исмайлова попросила у суда одну неделю для консультаций с адвокатами. Даже в суде она не может нормально консультироваться с защитниками, надзиратели подслушивают ее разговоры с адвокатами. Из-за каждодневных судебных процессов нарушается право Исмайловой на прогулки на свежем воздухе, встречи с родными. Но и это ходатайство было оставлено без удовлетворения.

Исмайлова выступила с показаниями в суде

После перерыва Исмайлова вновь выразила протест против спешного проведения процесса.

"Наверное, вы спешите на курорт. Может быть, если бы европейские страны вовремя ввели бы санкции, вы бы сейчас не торопились в Карловы Вары. Вы приносите наши права в жертву своих прав на отдых. Я протестую против спешного проведения суда", - пересказала слова Исмайловой журналистка Мамедова.

"Меня обвиняют в том, что я, якобы будучи главой азербайджанского представительства "Радио Свобода", злоупотребляя служебным положением уклонялась от уплаты налогов, занималась присвоением в пользу третьего лица. Но я не была руководителем азербайджанского представительства. Бакинское бюро - это не азербайджанское представительство. У представительства есть свое положение, для управления представительством корпорацией назначается руководитель. Я никого не брала на работу. Вообще такого юридического лица как Бакинское бюро "Радио Свобода" нет", - пересказала Мамедова слова Исмайловой.

"Моя работа как руководителя бюро заключалась в производстве качественного продукта, эффективного использования творческого состава. В западной прессе принято, чтобы структура имела два крыла – финансовое и творческое. Я занималась творческим крылом, я не имела отношения к финансовым делам. Я справлялась со своей работой, и "Радио Свобода" имело неоценимые заслуги в предании гласности негативных явлений в стране. И одной из причин моего ареста является это", - сказала обвиняемая.

Она представила документы Минсвязи и Национального телерадиосовета о том, что вещание "Радио Свобода" в Азербайджана на местных частотах осуществлялось до 1 января 2009 года. И все это время радиостанция транслировали программы на основе лицензии. "Лицензию в то время получал Совет правления вещанием США, который находится в Вашингтоне, и его руководителем является Джон Керр. Если у вас есть какие-то замечания, то можете адресовать их Керри", - с сарказмом заявила Исмайлова.

Далее она сообщила, что в 2010 году после ухода в отставку с поста главы Бакинского бюро она сотрудничала с радио на внештатной основе, поскольку это предоставляло больше творческой свободы и давало возможность сотрудничать с другими СМИ.

Она подвергала критике всю позицию обвинения. 

"Могли бы хотя бы придумать что-то посерьезнее, а то вы оскорбляете мой интеллект", - сказала Исмайлова, обращаясь к обвинителям.

Она также отметила, что пребывание в СИЗО оказалось полезным для нее с точки зрении журналисткой деятельности, в частности, она узнала, что заключенным не дают полагающихся им мяса и сыра.

"Было бы хорошо, если бы прокуратура расследовала бы эти факт коррупции. Я в СИЗО узнала о том, как органы прокуратуры фальсифицируют уголовные дела, у кого берут взятки", - пересказала выступление Исмайловой журналистка Мамедова.

Исмайлова настаивает на перекрестном допросе потерпевшего

Далее Исмайловой было предложено дать показания по статье 125 (доведение до самоубийства). Однако Исмайлова отказалась, заявив, что у нее есть вопросы к Мустафаеву и она настаивает на перекрестном допросе.

Представитель Мустафаева Сафар Гусейнли сказал, что на необходимые вопросы может ответить он.

В ответ Исмайлова задала вопрос, каким образом Сафар Гусейнли сможет ответить на вопросы, касающиеся личной жизни Мустафаева.

Секретарь суда связался по телефону с отцом Мустафаева, однако тот сказал, что не знает, где находится его сын.

Суд решил продолжить слушания без Мустафаева.

Когда прокурор спросил у Исмайловой, кто ее пригласил 8 марта в кафе "Статус" и с какой целью, журналистка с сарказмом ответила, что "с целью обсуждения плана государственного переворота".

Она также рассказала об обстоятельствах, при которых познакомилась с Мустафаевым.

"Впервые я увидела Турала Мустафаева в офисе радио. Он подвергся насилию на предвыборном митинге Джамиля Гасанли в Сабирабаде (имеется в виду предвыборный митинг бывшего кандидата в президенты от оппозиции Джамиля Гасанли в октябре 2013 г. – прим. "Кавказского узла"). Он нуждался в правовой помощи. Мы дали ему необходимые номера телефонов. Кстати, при помощи адвоката и правозащитника Интигама Алиева его заявление было отправлено в Европейский суд по правам человека. Он говорил, что из-за его журналисткой работы в Гейчайском районе полиция оказывала давление на его семью, и он хотел перебраться в Баку. Он чувствовал себя беспомощным", - сказала Исмайлова.

Далее в суде началось исследование документов. Были оглашены протокол обыска в офисе Бакинского бюро "Радио свобода", заключение судебно-бухгалтерской экспертизы, письмо из Бакинской прокуратуры в Антитеррористический центр Министерств национальной безопасности в связи с попыткой самоубийства Мустафаева.

Процесс будет продолжен 19 августа в 15.00.

Адвокат Фариз Намазлы: суд предвзято рассматривает дело

Адвокат обвиняемой Фариз Намазлы, комментируя итоги заседания корреспонденту "Кавказского узла" отметил, что "защита в очередной раз столкнулась с откровенной предвзятостью суда". 

"Судья открыто грозилась 15-летним сроком тюрьмы. Это стало месседжем, что Хадидже могут вынести очень длительный срок наказания. Азербайджанские суды обычно по нескольким обвинениям выносят тот срок по самой тяжкой статье, которая поглощают другие обвинения. В случае с Хадиджой, при таком варианте максимум полагается 12 лет. Оглашение судьей цифры 15 лет означает, что Хадидже могут частично суммировать сроки наказания по различным обвинениям. Правда, судья может предупредить обвиняемого, какое наказание его может ожидать. Но в случае с Хадиджой судья сказала это с нотами угрозы и в контексте пререкания обвиняемой с прокурором", - сказал Намазлы.

На его взгляд, любой приговор кроме оправдательного будет незаконным.

"Хадидже инкриминируют неуплату налогов на сумму 45 тысяч манатов (43 тыс. долларов) и растрату порядка 70 тысяч манатов (66,7 тыс. долларов). Но доказательной базы нет. В 2010 году была налоговая проверка "Радио Свобода" и она выявила нарушение всего на 80 манантов (76 манатов)", - сказал Намазлы.

Алескер МамедлиХадиджу наказывают за ее профессиональную деятельность

Эксперт в области права медиа Алескер Мамедли также считает обвинения Исмайловой несостоятельными. "Хадиджа по функциональным обязанностям не имела отношения к финансовым вопросам. Она занималась творческой частью работы радио. Аккредитация ей как гражданке Азербайджана по закону не была нужна. Версия обвинения неубедительна. А по части обвинения в доведении до самоубийства версия вовсе нелепа. Вообще в Азербайджане крайне редко по делам о суицидах кого-то привлекают к ответственности. В случае с Хадиджой даже за уши невозможно притянуть обвинение. Очевидно, Хадиджу наказывают за ее профессиональную деятельность", - сказал Мамедли корреспонденту "Кавказского узла".

"Кавказский узел" пока не располагает комментариями представителей Бакинского суда по тяжким преступлениям и гособвинителя Рамазана Хадыева относительно итогов заседания.

Случаи преследования активистов в регионах Кавказа, освещаемые "Кавказским узлом", собраны на тематической странице "Преследование активистов". Также "Кавказским узлом" подготовлена справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".

Автор:Фаик Меджид