ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Выступление государственного обвинителя, предложившего приговорить журналистку Хадиджу Исмайлову к 9 годам лишения свободы, абсолютно не отражало результаты судебного следствия, считает Фахраддин Мехтиев. На процессе практически все ходатайства защиты были отклонены, а судья занимала сторону прокурора, отметил Фариз Намазлы.
Как сообщал "Кавказский узел", журналистка "Радио Свобода" в Азербайджане Хадиджа Исмайлова предстала перед судом по обвинению в экономических преступлениях и доведении до попытки самоубийства ее коллеги Турала Мустафаева. Она вину не признает. 21 августа прокурор Рамазан Хадыев попросил суд приговорить Исмайлову к 9 годам лишения свободы.
Хадиджа Исмайлова получила известность своими журналистскими расследованиями фактов коррупции в высших эшелонах власти Азербайджана. В апреле 2013 года она стала одним из 10 победителей конкурса "Герой Кавказа-2012", проведенного "Кавказским узлом". В разделе "Персоналии" "Кавказским узлом" опубликована биографическая справка Хадиджи Исмайловой.
21 августа, несмотря на повышенный общественный интерес к судебному процессу над Исмайловой в связи с намеченным на этот день заключительным выступлением прокурора, доступ наблюдателей в зал суда вновь был ограничен.
На процесс были допущены сотрудники посольств США, Великобритании, Германии и миссии ЕС. В то же время, в зал не пропустили сотрудников посольств Франции, Норвегии и Швеции. Помимо иностранных дипломатов на процесс удалось попасть матери и сестре обвиняемой, а также журналистке оппозиционной газеты «Азадлыг» Айтен Мамедовой.
«Когда мы зашли в зал, почти все места были уже заполнены. Среди них было несколько коллег из проправительственной прессы, но большинство были неизвестные лица. Очевидно, их пропустили через служебный вход. Эти люди были абсолютно безразличны к происходящему», - рассказала Айтен Мамедова корреспонденту «Кавказского узла».
Прокурор Рамазан Хадыев выступал с длинной речью.
«Он говорил около двух часов, вдаваясь во все детали. При этом зачитывал всю переписку между Хадиджей Исмайловой и Туралом Мустафаевым, несмотря на то, что там многое было личного характера, и не имело, в общем-то, отношения к делу. Еще примечательным было то, что прокурор ссылался на показания свидетелей на предварительном следствии, несмотря на том, что в суде эти люди отказывались от этих показаний и говорили в пользу невиновности Хадиджи», - рассказала Мамедова.
Напомним что в мае Турал Мустафаев распространил видеообращение, где рассказал о пытках силовиков и том, как его заставили оговорить Исмайлову. 10 августа состоялся его допрос в суде, на котором он также отказался от своих показаний. Суд, несмотря на это, решил не снимать с Мустафаева статус потерпевшего.
Сама Исмайлова была очень спокойна, и, улыбаясь, как бы демонстрировала несерьезность содержания речи прокурора. Когда гособвинитель закончил речь и попросил 9 лет лишения свободы, Хадиджа иронично задалась вопросом: «А чего же так мало, я ждала большего?", - рассказала Мамедова.
По ее словам, в целом заседание прошло в спокойном русле.
«В зале не было группы общественной поддержки, и никаких аплодисментов и лозунгов не прозвучало», - сказала Мамедова.
Мать журналистки Эльмира Исмайлова рассказала корреспонденту «Кавказского узла», что не удивлена предложением гособвинителя.
«Всего 9 лет, мы ждали 15. Надо попросить, чтобы прибавили еще… Но, если серьезно, то прокурор как хотел, так и подогнал свое выступление. Ни одного слова в пользу Хадиджи не было сказано. Государственный обвинитель зачитывал показания свидетелей, данные на предварительном следствии, хотя в суде они признавались, что в прокуратуре подвергались давлению», - сказала Эльмира Исмайлова.
Она считает, что ее дочь ни в чем невиновна.
«Моя дочь никогда ничего плохого не делала. Она всегда говорила правду, мой ребенок - честный человек. Я не верила прокурору, я не верю в суд. Я не верю в справедливость решения суда. Я знаю, что моей дочери дадут срок... Хадиджа сама с улыбкой восприняла выступление прокурора, потому что не ожидала справедливости», - сказала Исмайлова.
Адвокат Исмайловой Фахраддин Мехтиев, комментируя корреспонденту «Кавказского узла» выступление прокурора, отметил, что «предложения государственного обвинителя были лишены правовых оснований».
«Выступление государственного обвинителя абсолютно не отражало результаты судебного следствия, а именно: заявление потерпевшего Мустафаева о том, что он оговорил Исмайлову, и она не была причастна к его попытке самоубийства; показаний свидетелей о том, что ни Исмайлова с ними заключало договора о приеме на работу, и стало быть она не обладала на «Радио Свобода» распорядительными функциями и не являлась финансово ответственным должностным лицом. Прокурор, по сути, повторил содержание обвинительного акта», - сказал Мехтиев.
Даже один день ареста - очень много для абсолютно невиновного человека
Адвокат Фариз Намазлы также подверг критике доводы прокурора.
«После того, как на суде практически все наши ходатайства были отклонены, после того как судья откровенно занимала сторону прокурора, а порой в адрес Исмайловой звучали предупреждения с намеками угроз, - ясно было, что прокурор попросит тюремное наказание. Правда, срок оказался меньшим, чем мы ожидали – 9 лет лишения свободы и три года запрета на занятие руководящих должностей после освобождения, но даже один день ареста очень много для абсолютно невиновного человека», - сказал Намазлы корреспонденту «Кавказского узла».
Гособвинитель Хадыев оказался недоступным для комментариев.
Согласно информации генпрокуратуры Азербайджана, распространенной 6 декабря 2014 года, бывший корреспондент азербайджанской службы "Радио Свобода" и on-line-телевидения Meydan TV Турал Мустафаев 20 октября принял химическое соединение на основе цинка, пытаясь покончить жизнь самоубийством. По данному факту в Сабаильской районной прокуратуре Баку было возбуждено уголовное дело по статье 125 (доведение до самоубийства) Уголовного кодекса Азербайджана. Мустафаев, обратившись в генпрокуратуру, сообщил, что Исмайлова, с которой он "находился в близких отношениях", в период работы в бакинском офисе "Радио Свобода" "оказывала на него давление и преследовала, постоянно унижала честь и достоинство".
Обвинение считает, что Хадиджа Исмайлова, воспользовавшись личным влиянием, добилась увольнения Мустафаева из редакции в ноябре 2013 года. Кроме того, считают в прокуратуре, Исмайлова оказалась причастна к увольнению Мустафаева с должности корреспондента Meydan TV в марте 2014 года, а мотивом ее действий стала ревность. Также, заявляет следствие, Исмайлова оказывала давление на Мустафаева, угрожала ему распространением компрометирующих его материалов и, несмотря на заявления коллеги о том, что он покончит жизнь самоубийством, если она не прекратит преследование, не придав этому значения, продолжала угрозы.
Случаи преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" освещает на тематической странице "Преследование активистов". Также в разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликован справочный материал "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".