ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Увеличение количества россиян, убежденных в том, что спецслужбы знали о терактах 1999-2005 годов, говорит о том, что на население перестает влиять "крымский синдром", связанный с ростом доверия к действиям властей, считают сотрудники "Левада-центра". По их словам, наблюдается возвращение "более прагматичного подхода".
Как свидетельствуют данные опроса "Левада-центра", опубликованного 31 августа, россияне разуверились в неосведомленности спецслужб о терактах 1999-2005 годов. Количество опрошенных, заявивших, что спецслужбы знали о подготовке терактов, но не смогли их предотвратить, выросло с 24 до 33%.
Убежденных в том, что спецслужбы бездействовали, стало на 5% больше - годом ранее так считали всего 6%. Вину на федеральные власти возлагают 22% опрошенных (против 17% в прошлом году), на местные - 15% (в 2014 году так ответили 13%). Опрос проводился 21–24 августа среди городского и сельского населения, респондентами стали 1600 человек старше 18 лет в 134 населенных пунктах 46 регионов России.
Начиная с 2006-2007 годов "начался процесс забвения событий в Беслане", считает заместитель директора "Левада-центра" Алексей Гражданкин. По его словам, "на этом фоне действия федеральной власти оценивались менее критично".
"На этот тренд были наложены события 2011 года (многократные массовые политические выступления граждан России, начавшиеся после выборов в Госдуму. - Прим. "Кавказского узла"), с общим недоверием к власти. В итоге выросло количество людей, считавших ответственными за теракты 1999 года и события в Беслане федеральные и местные власти. Но после 2011 года тренд на то, что события забывались, на более спокойное их восприятие, сохранился", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Алексей Гражданкин.
"В 2014-м последовал новый эксцесс, связанный с общим изменением политических установок населения. Когда на фоне событий на Украине, предыдущие темы, волновавшие население, стали неактуальными, а уровень претензий к властям снизился. Сейчас этот эффект "заморозки" интереса к проблеме несколько отходит, и настроения восстанавливаются на уровне тех, что были ранее. Впрочем, тренд на нейтральные оценки деятельности властей продолжает сохраняться", - добавил Алексей Гражданкин.
В августе 2014 года, когда проводился предыдущий опрос, на респондентов действовал "крымский синдром", привела свою точку зрения заведующая отделом социально политических исследований "Левада-центра" Наталия Зоркая. "Сейчас же ответы вернулись к уровню 2006 года, мы наблюдаем коррекцию", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Наталия Зоркая.
Пи этом она подчеркнула, что доля "возлагающих ответственность за события 2003 года на федеральные власти была довольно значительной и в 2014 году".
"Даже тогда 56% респондентов считали, что они знают всю правду о Беслане", - заметила Наталия Зоркая.
Настроения людей действительно "вернулись в докрымский период", заявил сотрудник "Левада-центра" Степан Гончаров. В первую очередь он обратил внимание на то, что "хоть и незначительно, но подросла доля тех, кто считал виновными в теракте в Беслане федеральные и местные власти".
"Пик истерии, видимо, пройден, и мы видим некоторое успокоение. В прошлом году события на Украине и в Крыму проецировались на ситуацию в Беслане. Сейчас происходит возвращение более прагматичного подхода", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Степан Гончаров.
В течение 11 лет со дня теракта в Беслане власти предпринимают попытки скрыть информацию о реальных обстоятельствах трагедии, считают представители общественной организации "Голос Беслана". Новая годовщина теракта – это "11 лет укрывательства следов преступления, 11 лет подобия расследования, судебного фарса, запугивания тех потерпевших, кто не сдался, не предал память погибших", говорится в заключении заявления, под которым подписались 18 человек.
"Кавказский узел" писал, что в этом году исполнилось 11 лет со дня теракта в Беслане. 1 сентября 2004 года боевики захватили 1128 заложников в спортзале школы №1 Беслана. Операция по их освобождению завершилась 3 сентября 2004 года. В результате теракта погибли 334 человека, 186 из которых были детьми, еще 810 человек получили ранения.
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликована статья "Террористический акт в Беслане (1-3 сентября 2004 года)", в разделе "Хроники" доступна хроника теракта и последовавших за ним событий.
Не будет никакого возвращения к прагматичному подходу, пока люди в России зомбированы какой-то непонятной псевдочувствами и теорией тотального заговора. Как граждане страны, власть в которой уничтожает конфискованные сыры и помидоры, когда как ее граждане находятся за чертой бедности может что-то воспринимать объективно? Сейчас, уверен, многие люди за пределами Кавказа не знают ровным счетом ничего о трагедии Беслана, если подойти к жителю Москвы и спросить у них об этом, то 8 или 9 скажут ничего не знают... Как бы печально не было, но наша страна принимает участие в войне в Украине, наша страна отняла у соседней страны часть ее террории, не спросив аборигенов захваченной территории их мнения и мы думаем, что нм все это сойдет с рук? Не думаю...