14:47 / 09.09.2015Вопросами без вести пропавших граждан Южной Осетии займется независимый эксперт ОБСЕ

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Привлеченный к этой работе специалист должен прояснить судьбу более 150 граждан республики, пропавших без вести во время грузино-югоосетинского конфликта, заявил в Цхинвале сопредседатель от ОБСЕ Анджело Гнэдингер.

8 августа 2008 года начались боевые действия между Грузией и Южной Осетией. В конфликт вскоре вмешалась Россия. Активные военные действия продлились пять дней. После этого Россия заявила, что окончена операция по принуждению Грузии к миру, и 26 августа президент России подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и Абхазии. В свою очередь 28 августа 2008 года парламент Грузии проголосовал за разрыв дипломатических отношений с Россией. Подробная информация о "Пятидневной войне" 2008 года размещена на "Кавказском узле" в разделе "Справочник".

Как сообщает корреспондент "Кавказского узла", участники Женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье от ООН, ОБСЕ и Евросоюза прибыли в Цхинвал 8 сентября, чтобы обсудить со своими югоосетинскими коллегами подготовку к очередному раунду переговоров, намеченному на начало октября.  

По окончании встречи, на которую журналисты не были допущены, сопредседатель от ОБСЕ Анджело Гнэдингер сообщил, что пообщался с родственниками без вести пропавших граждан.

"Я понимаю их положение. За прошедшие семь лет они не знают, что с их родными. Они разочарованы тем, что длительные поиски пока не дали результатов. Мы нашли эксперта, который приступит к работе, как только мы подпишем с ним контракт", - проинформировал представитель ОБСЕ, отметив, что эксперт в своей работе возьмет за основу доклад бывшего Верховного комиссара ЕС по правам человека Томаса Хаммарберга.

Полпред президента Южной Осетии по постконфликтному урегулированию Мурат Джиоев отметил, что на предстоящих дискуссиях главным вопросом для Южной Осетии остается вопрос подписания совместного заявления участников переговоров о приверженности принципу неприменения силы.

"Работа Женевских дискуссий, как правило, проходит в двух группах - по безопасности и гуманитарным вопросам. На встрече мы единогласно отметили, что вопрос безопасности и неприменения силы является основным в первой рабочей группе. Во второй группе речь пойдет о гуманитарных вопросах, в первую очередь, о гражданах, пропавших без вести, вопросах освобождения заключенных, культурного наследия", - рассказал он.

Говоря о ситуации на границе, Джиоев отметил, она с момента последней встречи участников дискуссий остается стабильной за исключением инцидентов, когда группа грузинских журналистов и представителей общественных организаций в июле повредила югоосетинские пограничные знаки.

11 июля МИД Грузии обвинил российских пограничников и представителей власти Южной Осетии в установлении пограничных информационных баннеров, в результате чего была захвачена часть территории Грузии вблизи трубопровода Баку-Супса. Власти Южной Осетии отрицают захват грузинской территории, заявив 13 июля, что пограничные знаки были установлены на территории республики возле сел Цинагар и Орчосан в 50 метрах от госграницы. Установленные на границе баннеры были демонтированы в ходе акции "Нет оккупации!", которую провели сотрудники грузинских СМИ 14 июля. КГБ Южной Осетии заявил о возбуждении уголовного дела против грузинских журналистов, демонтировавших два пограничных знака.

На встрече в Цхинвале также обсуждалось открытие учебно-тренировочного центра НАТО в Грузии. Сопредседатель от ЕС Герберт Зальбер отметил,  что у международных представителей есть понимание того, насколько обеспокоены в Южной  Осетии этим вопросом.  

"В этом регионе существует большая военная активность, и это еще раз доказывает, что Женевские дискуссии важны для того, чтобы обсуждать возможности обеспечения стабильности", - подчеркнул Зальбер.

Напомним, что согласно докладу Хаммарберга трое граждан Южной Осетии - Алан Хугаев, Алан Хачиров и Солтан Плиев - после похищения в 2008 году находились некоторое время в плену в грузинских силовых структурах, однако их дальнейшую судьбу выяснить не удалось.

Самому младшему из пропавших, Алану Хачирову, на момент исчезновения было 16 лет, его мать скончалась в прошлом году, рассказала корреспонденту "Кавказского Узла" родственница молодого человека.

"На нервной почве после исчезновения Алана его мать заболела. У нее обнаружили рак крови. На тот момент ее муж тоже был в застенках грузинской тюрьмы. Венера, мать Алана, долго боролась с болезнью, и силы ей давала надежда, что она хоть что-нибудь узнает о своем сыне. Мужа освободили спустя пять лет. Не прошло и года, как он умер прямо во дворе своего дома. Ровно через год и она покинула нас... Она не дождалась", - сообщила женщина.

По ее словам, сейчас в доме Хугаевых проживает только сестра Алана.

По данным Международного комитета Красного Креста (МККК), в настоящее время более 150 человек в Южной Осетии считаются пропавшими без вести, большая часть из которых состоит в списках пропавших в период с 1989 по 1992 годы, остальные - после событий августа 2008 года. 30 августа в Цхинвале была открыта выставка фотографий без вести пропавших и презентована книга с воспоминаниями их родственников.

Автор:Арсен Козаев