ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Журналисты, пострадавшие в результате нападения на границе Чечни и Ингушетии, приняли участие в следственных действиях и отправились домой. На родину вернулся и норвежец Ойстан Виндстад. Он намерен, что вновь посетить Россию, чтобы выяснить, как погибли депортированные из Норвегии двое чеченцев.
Как писал «Кавказский узел», в результате нападения неизвестных в Ингушетии, недалеко от административной границы с Чечней, 9 марта были избиты восемь правозащитников и журналистов, а также водитель микроавтобуса Сводной мобильной группы (СМГ), которые направлялись в Грозный. Их автомобиль был сожжен. В результате инцидента в Сунженскую райбольницу были доставлены четыре человека, включая журналистов из Норвегии и Швеции. 11 марта трое из них, включая Ойстана Виндстада, были выписаны.
Приняв участие в следственных действиях по делу о нападении, правозащитники и журналисты, отправились домой, сообщил руководитель Комитета по предотвращению пыток Игорь Каляпин.
«Правозащитники и журналисты, приняв участие во всех следственных действиях, летят домой!», – написал Игорь Каляпин 13 марта в 22.03 мск на своей странице в Facebook.
Также Каляпин сообщил, что Ойстан Виндстад «благополучно добрался до дома».
Виндстад прилетел в Осло 11 марта вечером. Еще в аэропорту он сделал заявление, что вернется в Чечню для продолжения своего расследования.
"Я вернусь в Чечню. Не сразу же. Но то, что вернусь туда, я знаю… Очень важно продолжать делать так, чтобы голос тех, кто живет в Чечне и кто хочет свободную и демократическую жизнь, был услышан”, – сказал Виндстад по прибытии в аэропорт, передает РИА "Новости" со ссылкой на новость на сайте норвежской телерадиокомпании NRK.
После нападения в Ингушетии, у журналиста выбиты несколько зубов, ушибы на лице, руках, синяки на теле и на левую ногу наложен гипс, сообщает NRK.
Ойстен работает в небольшой газете Ny tid (в переводе на русский — «Новое время»), которая выходит в Осло и публикует солидную аналитику, острую публицистику, расследования, а Ойстан Виндстад занимался темой мигрантов с Кавказа, пишет «Новая газета», приводя слова представителей редакции Ny tid, а также сотрудника норвежского офиса «Мемориала» Оге Боргревинка (правильная должность Оге Боргревинка (Борхгревинка), по данным «Кавказского узла», старший советник Норвежского Хельсинкского комитета – прим. «Кавказского узла»).
По словам Оге Боргревинка, в декабре 2015 года Ny tid опубликовала расследование Ойстена Виндстада о том, что случилось с двумя чеченцами, которые были депортированы из Норвегии в Россию. Публикация, которую прочла вся Норвегия, вышла под заголовком «Замучены и убиты».
Двое чеченцев, о которых писал Виндстад, по словам Оге Боргревинка, приехали в Норвегию в 2008 году, но им в предоставлении статуса беженца отказали. Норвежский Хельсинкский комитет и «Мемориал» пытались вступиться за мигрантов, настаивая, что пребывание в России для обоих опасно. Однако в конце 2011 года мужчины были вынуждены вернуться в Чечню.
Как выяснил Виндстад, один из депортированных в мае 2013 года был задержан, а через месяц его тело со следами пыток было найдено в реке Аргун. Второй чеченец погиб в 2012 году при невыясненных обстоятельствах: официальной версией была автокатастрофа, но на теле были обнаружены следы пыток электрическим током.
«Ойстен поехал в Чечню в надежде продолжить свое расследование, – рассказал главный редактор Ny tid Трулс Ли. – Это его первый визит на Кавказ. Он рассчитывал на месте уточнить детали случившегося с этими двумя погибшими чеченцами».
Оге Боргревинк уверен, что поездка журналистов в Чечню воспринималась властями республики как прямой вызов. «Думаю, что организованная миссия журналистов воспринималась властями Чечни как прямой вызов. Поэтому и последовало нападение. И очевидно, что эти власти чувствуют свою безнаказанность», – подчеркнул Оге Боргревинк.
Несмотря на то, что нападение произошло в Ингушетии, его необходимо связывать с властями соседней Чечни, заявили ранее опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники. Руководитель Комитета по предотвращению пыток Игорь Каляпин назвал это нападение демонстрацией вседозволенности и акцией устрашения. По его мнению, таким образом власти Чечни выдавливают правозащитников из региона.
Они конечно же действовали в рамках закона. В сети есть информация, что власти норвегии уже отреагировали на это тем, что они убитых депортировали не в Чечню, а в Москву и, мол в Чечню они сами уехали.
Схема, которая расследуется норвежскими журналистами видмо выглядит так: если человек из Чечни подает документы на беженство в Европе и не получает его, то по возвращении в Чечню его однозначно ждет смерть? Потому что чеченские власти будет интересовать зачем человеку пытаться стать беженцем в Европе, если он не предатель? Человек возвращается, его считают предателем пытают что бы узнать о необходимости бегства и потом недобившись ничего просто убивают.
esli bi putin ne dal bi kadirovu zeleniy on ne postupal bi tak,ne takoy smeliy
daje s temi kto v evrope nebil toje samoe,u dalney rodstvennici edinstvennogo sina zabrali iz domu,i cherez neskolko mesyacev ubili ryadom orujie,i ubit boevik,
Я думаю, это просто люди, которые выполняли свою работу. Пехотинцы ведь говорят, что готовы выполнить любой приказ. Вот вам и выполнение навреное
как его зовут?
Видимо кто-то слишком испугался, что убийства людей будут раскрыты приезжиими журналистами и они обнародуют данные полученные в Чечне, что повредит и так щаткому имиджу властей. Интересно был бы знать данные этих убитых парней и что об этом думают сами чеченские власти. Обычно чгтрк грозны начинает с пеной у рта критачать о опровергать всякую информацию, сейчас что-то молчат. Чего, спрашивается, молчат?
mnogo takih sluchaev v chechne,zabirayut ubivayut ryadom lojat avtomat i govoryat boevik
kogda chelovek chuvstvuet svobodu,i net grani dozvolennosti postupet kak hochet,rano ili pozdno budet konec,i daje sovetskaya vlast ruhnula))chto govorit ob etoy vlasti
фамилиии есть у вас?
nom telefona day,i ya vse skaju
familii est,no lyudi boyatsya za jizn rodstvennikov a ne za svoyu,u menya otec ubit brat toje,a mi po vsemu miru razehalis,pochemu rodstvennikov manyakov ne nakazivayut ili teh kto nasiluet ihnih rostvennikov,ved toje durnaya krov, vot chto mne interesno,a v chechne doljni nakazivat rodstvennikov,pust v rossii toje vvodyat takoy zakon chtob rodstvenniki prestupnikov otvechali za nih!!
Если бы всех, кому отказывали в убежище убивали, то их было бы десятки тысяч. ЗА посленее время из чечни и ингушетии уехало в европу очень много людей, многих возвращают обратно. Не всех ведь убивают, а только тех, кто не нравится власти. Думаю, этим убитым реально нужно было предоставить убежище. Интересно было бы послушать реакцию норвежских властей, чувствуют ли они свою вину за гибель ребят?
imya otca mojno nazvat no potom iza zdeshnih komentariy do moih sester doberutsya,uj ya to znayu,a mne teryat nechego,i vidit ALLAH ya ne boyus' ih,derrige dal dezash ma day vay,mamu jalko,car mel h'izyar iz,cun hu eshar khanelach dinah khuzash lelar
Те беспредельщики,которые напали на журналистов,небось,считают себя "настоящими мужчинами".А норвежский журналист тоже считает себя мужчиной и потому не собирается отступать перед наглой силой.
i real'no eto so mnoy sluchilos,ne pridumano,ne vzyato so slov drugih
Я думаю родтсвенникам не угрожает опасность, если придать огласке уже убитых основываясь чисто на фактах и ничем более. Если вы не можете назвать даже фамилию своего убитого отца ( Дала геч долда цун), то это получает просто разговоры, за которым ничего не стоит. Имхо.
interesno,pochemu minusi stavyat kogda pravdu govoryat,pravda glaza kolit da?)))
Москва и Чечня - это не про разное, это про одно и тоже. Интересно, у них там устроено, у норвежцев, они действительно забывают, что Чечня - это внутри России.
Тогда действительно много вопросов к Норвежским властям. Если они действуют по принципу "нравиться - не нравиться", то норвежские журналисты правильно копают. Своих чиновников надо ставить на место.