ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Распоряжение президента Азербайджана о помиловании не решило проблему политических заключенных в стране. Несмотря на освобождение ряда активистов и журналистов, в местах лишения свободы остается 90 процентов политзаключенных, сообщают представители правозащитных организаций.
Как сообщал "Кавказский узел", 17 марта президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение о помиловании 148 человек. В их числе 14 известных политзаключенных, в том числе Расул Джафаров, Анар Мамедли, Талех Хасмамедов, Гилал Мамедов.
Среди помилованных не оказалось журналистки Хадиджи Исмайловой, правозащитника Интигама Алиева, лидера движения ReAl Ильгара Мамедова и других заключенных, которые включены в список политзаключенных в Азербайджане, составленный местными правозащитниками, журналистами, адвокатами и другими активистами гражданского общества 23 декабря 2015 года.
Центр мониторинга политзаключенных представил в комиссию по вопросам помилования при президенте список из 107 политзаключенных, но помилование коснулось лишь небольшой части заключенных из этого списка, сообщил 17 марта корреспонденту "Кавказского узла" глава центра Эльшан Гасанов.
"В список помилованных не вошли лидер движения "Республиканская альтернатива" Ильгар Мамедов и экс-министр здравоохранения Али Инсанов, в отношении которых есть решения Европейского суда по правам человека. Также не помилованы супруги Лейла и Ариф Юнус. Несмотря на то, что меру пресечения для них изменили с тюремного заключения на условное наказание, они не могут выехать за рубеж на лечение. Осталась в заключении единственная сейчас женщина-политзаключенная, журналистка Хадиджа Исмайлова", - добавил Гасанов.
По его словам, помилование не оправдало надежд правозащитников и общества. "Мы ожидали помилования хотя бы 65-70 политзаключенных. К сожалению, среди помилованных нет ни одного из категории "верующие активисты", хотя это самая многочисленная группа среди политзаключенных", - отметил глава организации.
Координатор Альянса защиты политических свобод Самир Казымлы назвал распоряжение о помиловании неполным с точки зрения решения проблемы политзаключенных.
"Конечно, по числу освобожденных политзаключенных такого крупного распоряжения не было с 2012 года. Среди помилованных есть известные правозащитники Расул Джафаров и Анар Мамедли, оппозиционеры Тофиг Ягублу и Ядигяр Садыгов. Но все равно на свободу выходит лишь небольшая часть политзаключенных", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Казымлы.
3 октября 2012 года ПАСЕ приняла резолюцию относительно понятия "политзаключенный". В ней определены пять критериев понятия "политзаключенный": a) если задержание было осуществлено напрямую в нарушение одной из основных гарантий, изложенных в Европейской конвенции по правам человека, и протоколов к ней; b) если решение о содержании под стражей было вынесено по чисто политическим причинам без связи с любым уголовным преступлением; c) если по политическим мотивам продолжительность содержания под стражей или его условия явно не пропорциональны преступлению; d) если по политическим мотивам человек задержан на дискриминационной основе по сравнению с другими лицами; e) если задержание является результатом разбирательств, которые были явно несправедливыми, и это, как представляется, связано с политическими мотивами властей.
Глава Общественного альянса "Азербайджан без политзаключенных" Огтай Гюлалыев заявил, что это помилование "очень маленький шаг на фоне больших ожиданий".
"Любое помилование, и, тем более освобождение политзаключенных следует приветствовать. Нынешнее помилование, конечно, лучше предновогоднего, когда на свободу не вышел ни один из политзаключенных. Но все равно этого недостаточно. Так, освобождены лишь 10% политзаключенных. Власти не включили в список помилованных ни одного из находящихся в заключении членов партии Народного фронта Азербайджана. По схожим уголовным делам одних отпустили, а других – нет", - уточнил Гюлалыев.
Он также обратил внимание на то, что список политзаключенных непрерывно пополняется за счет новых арестованных.
"Освобождают одних, но появляются новые. В частности, верующие активисты, арестованные по делу лидера движения "Мусульманское единство" Талеха Багирзаде. Поэтому на протяжении 5-6 лет число политзаключенных в Азербайджане находится на уровне 100 человек. Мало освобождать политзаключенных, важно не набирать новых", - считает Гюлалыев.
Глава Бюро по соблюдению прав человека и законности Саида Годжаманлы приветствовала распоряжение о помиловании, назвав его очень большим достижением в решении проблемы политзаключенных.
По ее словам, в декабре 2015 года Мониторинговая группа правозащитных организаций Азербайджана (МГПЗОА) представила Ильхаму Алиеву список 22 политзаключенных с просьбой о помиловании. "Из этого списка 14 человек сегодня (17 марта. - Прим. "Кавказского узла") были помилованы. Также журналист Рауф Миркадыров освобожден решением апелляционного суда. Мы продолжим работу по освобождению остальных посредством помилования или решениями апелляционного суда в рамках нашей мониторинговой группы и рабочей группы по правам человека. Надеемся, что до июньской сессии ПАСЕ будут освобождены все остальные лица из нашего списка", - сообщила 17 марта Годжаманлы корреспонденту "Кавказского узла".
Из списка мониторинговой группы правозащитных организаций, по ее данным, в настоящее время в заключении остаются Ильгар Мамедов, Али Инсанов, Фарадж Керимли, Абдул Абилов, Илькин Рустамзаде и Хадиджа Исмайлова.
Случаи преследования активистов в регионах Кавказа, освещаемые "Кавказским узлом", собираются на тематической странице "Преследование активистов". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликована справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".
Я так понимаю что под помилование не попали религиозные политзэки и личные враги Алиева, ну те которые пытались разобраться с семьей Алиева, коррупционными связями Алиева и т.п. С религиозными политзэками мне как-то понятно, Азербайджан стоит как бы на границе с религозным миром востока. Непримиримость к личным врагам Алиева мне тоже более менее понятна. Но падишах должен быть более милостивым...