ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Ответ Владимира Путина на вопрос о возможном присоединении Южной Осетии к России показал незаинтересованность Кремля в этом, считает журналист Орхан Джемаль. Путин намекнул, что реальное решение будет принимать по итогам референдума в непризнанной республике, предположил политолог Дмитрий Орешкин. Своими словами Путин продемонстрировал готовность России к принятию Южной Осетии, уверена кавказовед Яна Амелина.
"Кавказский узел" писал, что 11 апреля глава Южной Осетии Леонид Тибилов сообщил о планах провести до августа 2016 года референдум по присоединению Южной Осетии к России.
30 июля 2015 года было объявлено о вступлении в силу договора между Россией и Южной Осетией о союзничестве и интеграции. Документом предусмотрены открытие границы, повышение пенсий и зарплат, а также обеспечение безопасности Южной Осетии без вхождения в состав России. Подписание договора подверглось осуждению со стороны Грузии, которая считает Южную Осетию территорией, оккупированной Россией.
14 апреля во время ежегодной прямой линии Владимир Путин прокомментировал ситуацию вокруг референдума в Южной Осетии.
"С руководителем Южной Осетии мы подробно тему не обсуждали. Он мне высказал свое отношение к этой проблеме. Сказал, что народ Южной Осетии хочет проведения такого референдума. Но мы не можем, я думаю, этому противиться. Нас ничего не сдерживает, кроме интересов самого югоосетинского народа. Но мы пока не знаем, что будет положено в основу этого референдума, как будут сформулированы вопросы в окончательном виде. В зависимости от этого будем дальше думать", – приводит ответ Путина РИА "Новости".
Джемаль: Путин дал понять Тибилову, что присоединения не будет
Ответ Путина во время прямой линии означает, что присоединения не будет, заявил корреспонденту "Кавказского узла" журналист Forbes Орхан Джемаль.
По мнению эксперта, Россия и так считает Южную Осетию независимым государством лишь формально: республика содержится за счет России, большинство местных жителей имеют российские паспорта.
"Южная Осетия ничем не отличается от любого российского региона, кроме как росчерком на бумажке. Это дотационный регион, который спонсируется Россией. Для Кремля югоосетинский референдум – это пустое сотрясание воздуха. Путин дал понять, что не возьмет Южную Осетию в состав России", – считает Джемаль.
Своим ответом на прямой линии Путин показал, что Грузия давно никак не влияет на ситуацию в Южной Осетии, прокомментировал выступление президента России автор блога BERG...man Tbilisi на "Кавказском узле". Кроме того, заявление Путина свидетельствует о том, что "грузинские власти, несмотря на множество обещаний, так и не смогли сдвинуть с мертвой точки российско-грузинские отношения", написал он.
Орешкин: Путин может передумать и взять в состав России Южную Осетию
Слова Путина означают буквально следующее: "Проводите референдум, а мы посмотрим и будем действовать в зависимости от ситуации – признать его итоги или нет", – считает политолог Дмитрий Орешкин.
"Если понадобится перед выборами создать иллюзию "маленькой победоносной войны", то Россия признает итоги. Это будет сопряжено с некими дипломатическими издержками, но мобилизация избирателей важнее. По существу Путин дистанцировался, но не запретил, а значит – разрешил", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Эксперт допустил, что впоследствии Путин "может передумать" и взять Южную Осетию в состав России.
"Все будет решаться в Москве после референдума. Референдум может быть проведен без согласия Кремля, это административная ситуация. Когда говорят: "Мы никакого отношения не имеем", – то на бюрократическом языке это означает: "Когда будет нужно, воспользуемся", – заключил Орешкин.
В разделе "Нормативные акты" на "Кавказском узле" размещен текст "Договора между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о союзничестве и интеграции".
Амелина: мир на Кавказе хрупок
В своем ответе Путин подчеркнул, что Россия намерена учитывать интересы жителей Южной Осетии, заявила корреспонденту "Кавказского узла" секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба Яна Амелина.
"Путин не раз говорил, что развитие того или иного вопроса будет зависеть от волеизъявления граждан. Вчера президент четко дал понять, что России важны интересы югоосетинского народа, указав, что остается неизвестным, какой именно вопрос будет вынесен на референдуме. Думаю, что не до конца понимает это и Леонид Тибилов, и его народ", – сказала она.
По мнению Амелиной, вопрос с формулировкой "Готовы ли вы присоединиться к России?" в Южной Осетии нужно было поднимать несколько месяцев назад, до того, как "ситуация стала запутанной".
"Сначала речь пошла про некие изменения в Конституцию ЮО, абсолютно ненужные для присоединения к России; затем решался вопрос о создании неких союзных органов. Очевидно, что финансово, организационно и в военном плане Южная Осетия зависит от России, и чем дальше, тем больше становится очевидно, что надо принимать решения не без сомнений", – сказала Амелина.
По ее мнению, недавние события в Нагорном Карабахе показали, насколько "хрупок мир в кавказском макрорегионе".
"Не следует придумывать ненужные формулировки, а спросить граждан о том, о чем они думают – хотят ли они в состав России? Это раз и навсегда закрыло бы вопрос. Я не сомневаюсь, что большинство граждан ЮО скажут "да", – считает Амелина.
После слов Путина противники референдума решили, что "Южную Осетию в России не ждут", но это не так, утверждает она.
"Политически активная часть противников воссоединения приводит в качестве аргумента то, что Россия не готова взять Южную Осетию в состав. Это неправда, Россия готова к еще более смелым шагам", – заявила Амелина.
Напомним, по мнению Яны Амелиной, власти Южной Осетии уже длительное время готовятся к референдуму по поводу присоединения к России - в качестве подготовки к нему она расценивала уже парламентские выборы, прошедшие в республике в 2014 году.
Это ведь создает политическую культуру не только для отношений Грузии и России, но и для всех остальных стран. Вопрос не в том будет присоединять Россия Ю.Осетию или не будет, вопрос в том примут ли другие страны мира это или просто проглотят по каким-то своим частным начиональным причинам. Международное право в отличии от национального формируется прецедентно.