ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Венская встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна не стала ни прорывом, ни провалом в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе, однако итоги встречи могут стать базой для продвижения мирного процесса и достижения политического урегулирования конфликта, считают опрошенные "Кавказским узлом" азербайджанские эксперты.
Как информировал "Кавказский узел", 16 мая за закрытыми дверями в Вене состоялась встреча президентов Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева при участии глав внешнеполитических ведомств стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Саргсян и Алиев по итогам встречи заявлений не сделали. Представители МГ ОБСЕ после встречи заявили, что Армения и Азербайджан подтвердили приверженность мирному урегулированию карабахского конфликта и договорились предпринять меры для внедрения механизмов проведения расследований нарушений режима перемирия.
По итогам встречи Алиева и Саргсяна в Вене 16 мая глава МИД России Сергей Лавров, госсекретарь США Джон Керри и госсекретарь по европейским делам Франции Арлем Дезир приняли совместное заявление. Согласно документу, президенты Армении и Азербайджана подтвердили свою приверженность прекращению огня и поиску мирного урегулирования конфликта, при этом необходимо соблюдать достигнутые в 1994 и 1995 годах соглашения о прекращении огня, сказано в заявлении. Стороны также договорились предпринять меры для внедрения механизмов проведения расследований нарушений режима перемирия и расширения возможностей офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ. "Президенты Армении и Азербайджана договорились встретиться в июне, чтобы согласовать время и место следующей встречи с целью возобновления переговоров о всеобъемлющем урегулировании карабахской проблемы", - говорится в заявлении.
Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров, комментируя итоги Венской встречи, отметил, что они создают хорошую основу для продолжения предметных переговоров по политическому урегулированию конфликта.
"Я согласен с оценкой министра иностранных дел России Сергея Лаврова, что вчерашние переговоры создают хорошие возможности для начала субстантивных переговоров на основе общеизвестного поэтапного подхода к урегулированию конфликта", - говорится в распространенном утром 17 мая заявлении главы МИД Азербайджана.
По мнению министра, "эти переговоры должны начаться как можно скорее и достичь давно ожидаемых населением региона и международной общественностью результатов".
Компромисс между Арменией и Азербайджаном по урегулированию карабахского конфликта возможен, но с учетом сложившейся ситуации его достижение будет поэтапным, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров по итогам переговоров. "Компромисс возможен всегда, - приводит слова Лаврова ТАСС. - По крайней мере, если бы такой возможности не было, то РФ, США и Франция перестали бы этим заниматься. Мы нацелены на то, чтобы довести дело до завершения, чтобы начать двигаться вперед к полному урегулированию конфликта".
"Наверное, с учетом достаточно напряженной ситуации между сторонами, это придется делать поэтапно, - продолжил Лавров. - И возможности согласования параметров первого этапа урегулирования - они есть. Они были сформулированы в рамках российского посредничества, которое действовало в русле общих подходов сопредседателей, и которое получило поддержку наших французских и американских партнеров". По мнению главы МИД РФ, есть основания полагать, что "армянские и азербайджанские переговорщики будут настроены на то, чтобы компромиссы формулировать".
"Обе стороны по итогам встречи получили то, чего хотели"
Азербайджанский эксперт, глава Центра стратегических и международных исследований Эльдар Намазов, комментируя корреспонденту "Кавказского узла" итоги Венской встречи выразил "осторожный оптимизм" на достижение прогресса в карабахском урегулировании.
"Встречу нельзя считать успешной или напротив провальной. Но обе стороны получили то, чего хотели. Армения настаивала на мерах по укреплению режима прекращения огня, расследовании инцидентов. Для Азербайджана было приоритетным начало процесса политического урегулирования. Оба вопроса нашли свое отражение в совместном заявлении глав внешнеполитических ведомств стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ", - сказал Намазов.
В частности, по его словам, наряду с соглашением о внедрении мер по созданию механизмов расследования инцидентов стороны договорились провести в июне встречу с целью возобновления переговоров о всеобъемлющем урегулировании карабахской проблемы. "Эта встреча может стать важным этапом в процессе начала политического урегулирования на основе уже достигнутых наработок. Процесс будет идти на основе поэтапного подхода к урегулированию конфликта, о чем накануне говорил глава МИД РФ Сергей Лавров. Видимо, уже посредники не дадут Армении тянуть время с целью сохранения статус-кво", - отметил Намазов.
Новая ситуация в переговорном процессе - результат изменившегося статус-кво в ходе четырехдневной войны
Что касается мер укрепления режима прекращения огня и расследования инцидентов, то, как заметил эксперт, "Азербайджан никогда не выступал против этого". "Но Азербайджан всегда подчеркивал, что это не должно быть способом замораживания конфликта путем всяческого затягивания процесса политического урегулирования", - сказал он.
Как полагает Намазов, "скорее всего процессы разработки и внедрения механизмов расследования инцидентов и политического урегулирования будут идти синхронно".
"Вероятно, для расследования инцидентов понадобится размещение большого количества дополнительных полевых наблюдателей ОБСЕ, их техническое оснащение необходимым оборудованием. Все это требует времени. Думаю, что это будет идти синхронно с началом предметных переговоров по политическому урегулированию. Уже в июне президенты встретятся вновь", - отметил Намазов.
Эксперт не считает, что сам факт проведения встречи и достигнутые результаты следует отнести в актив кого-либо из посредников – США, Франции или России. По мнению Намазова, "новая ситуация в переговорном процессе возникла в результате изменившегося статус-кво в ходе четырехдневной войны в начале апреля".
В ночь на 2 апреля ситуация в зоне карабахского конфликта резко обострилась. Здесь начались бои с применением танков, авиации и артиллерийских орудий. 5 апреля было объявлено о перемирии. Позднее сопредседатели Минской группы (МГ) ОБСЕ заявили о необходимости встречи Алиева и Саргсяна, основной задачей которой будет укрепление перемирия и поиск путей формирования доверия.
По его словам, занятие азербайджанской армией ряда стратегических высот на юге и севере Нагорного Карабаха развеяли расхожее мнение о "непроходимости армянской обороны" и о способности ее в ходе контрудара "дойти едва ли не до Гянджи (город на западе Азербайджана, расположенный в 30 километрах от линии фронта, - прим. "Кавказского узла")".
"С другой стороны посредники поняли, что альтернативы поэтапному урегулированию конфликта нет. Ибо пакетный вариант невозможен из-за неспособности сторон сейчас согласовать окончательный статус Нагорного Карабаха. В таком случае альтернативой срыву переговорного процесса является масштабная война. Поэтому решение конфликта можно достичь поэтапным путем", - отметил Намазов.
Говоря о том, как может развиваться ситуация, "если переговорный процесс вновь застопорится", Намазов отметил, что "в таком случае, видимо, азербайджанской армии придется вновь использовать меры принуждения к миру".
Можно говорить о фиксации нового, выгодного Азербайджану, взявшему под контроль новые позиции, статус-кво. Изменение линии соприкосновения грозит новой эскалацией, поскольку сторона, приобретшая территории, мотивирована к возобновлению боев - такие выводы делает "Кавказский узел" на основе озвученной сторонами конфликта информации.
"В случае тупика в переговорном процессе вопрос должен быть рассмотрен Совбезом ООН"
"Венская встреча президентов Азербайджана и Армении – не стала ни провалом, ни прорывом в переговорном процессе в карабахском урегулировании: стороны остались при своих позициях", - в свою очередь сказал корреспонденту "Кавказского узла" аналитик, бывший обозреватель газеты "Зеркало" Рауф Миркадыров.
По его словам, Армения накануне встречи настаивала на укреплении режима прекращения огня, внедрении механизмов расследования инцидентов, и это в конечном итоге нашло свое отражение в совместном заявлении международных посредников. "Однако Еревану не удалось, как хотелось Армении, добиться обязательства от Баку о неприменении силы в виде конкретных письменных соглашений", - отметил Миркадыров.
В то же время, на его взгляд, посредники приняли позицию Азербайджана о необходимости ускорения процесса политического урегулирования.
Переговоры не могут быть бессрочными и продолжаться еще 22 года
«Судя по заявлению Лаврова о готовности сторон к компромиссам и необходимости перехода к процессу всеобъемлющего политического урегулирования, которое должно стать поэтапным, посредники приняли позицию Азербайджана о необходимости перехода к предметным переговорам по определению параметров мирного соглашения, предусматривающего освобождение на первом этапе оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха", - сказал Миркадыров.
На его взгляд, "дальше Азербайджан должен добиваться установления временных рамок самой поэтапности". "Ибо переговоры не могут быть бессрочными и продолжаться еще 22 года", - сказал Миркадыров.
Он считает, что мирный процесс может быть ускорен с учетом наличия определенной базы для политического урегулирования. "За прошедшие два десятка лет были рассмотрены предложенные Минской группой ОБСЕ несколько вариантов урегулирования – "пакетное", "поэтапное", создание "общего государства", "Мадридские принципы" и подвид последних - "Казанская формула". Вряд ли посредники уже могут придумать что-то новое. Поэтому следует сосредоточиться на уже имеющихся наработках, и в этом смысле более подходящими являются "Мадридские принципы", учитывающие элементы всех предыдущих предложений Минской группы. С другой стороны они отражают и требования четырех резолюций СБ ООН по Нагорному Карабаху от 1993 года", - сказал Миркадыров.
В связи с армяно-азербайджанским конфликтом вокруг Нагорного Карабаха в 1993 году Совет безопасности ООН принял четыре резолюции. Совбез ООН подтвердил, что Нагорный Карабах является частью Азербайджана и призвал к "уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и границ", также заявив о "недопустимости применения силы для приобретения территорий".
Он считает, что в случае если переговорный процесс вновь зайдет в тупик, Азербайджану следует вынести вопрос в Совбез ООН. "Тем более что в последней резолюции СБ ООН содержался пункт о том, что Совет безопасности в ближайшее время вернется к рассмотрению. И СБ ООН должен, наконец, рассмотреть вопрос, почему до сих пор его резолюции не выполнены", - сказал Миркадыров.
На его взгляд, формат ОБСЕ не совершенен для урегулирования конфликтов, если стороны не могут прийти к консенсусу. "В ОБСЕ решения принимаются консенсусом. В исключительных случаях решения принимались по формуле "консенсус минус 1". В случае же Армении и Азербайджана и эта формула не сработает, потому что у сторон есть дружественные государства, которые поддержат их. СБ ООН обладает широкими правами вплоть до применения мер принуждения к миру в отношении государств, нарушающих международное право и не выполняющих решений Объединенных Наций", - полагает Миркадыров.
"Поэтапное урегулирование - единственный путь к разрешению конфликта"
Глава Азербайджанского национального общественного комитета по евроинтеграции Тогрул Джуварлы также считает, что договоренности в Вене могут послужить базой для продвижения мирного процесса.
Он видит единственно возможное решение - путь поэтапного урегулирования.
"Армения постоянно говорит о необходимости гарантий безопасности и невозобновления военных действий. Освобождение оккупированных районов как раз и может стать самым надежным механизмом безопасности. Ведь соглашения будут подписываться под гарантии международных посредников – ведущих игроков мировой политики", - сказал Джуварлы.
Карабахский конфликт - один из немногих вопросов, где между Западом и Россией нет противоречий
На его взгляд, после освобождения районов вокруг Нагорного Карабаха может начаться процесс возвращения беженцев, налаживания регионального сотрудничества, и это будет создавать благоприятный фон для выработки в спокойной обстановке окончательного статуса региона.
Эксперт полагает, что в совместном заявлении глав дипломатических служб США, РФ и Франции выражены их серьезное намерение и заинтересованность в достижении мирного соглашения.
"Карабахский конфликт, пожалуй, один из немногих вопросов, где между Западом и Россией нет противоречий. Россия, конечно, в последнее время более активна, но ее поддерживают партнеры по Минской группе ОБСЕ", - сказал Джуварлы.
Напомним, 2 апреля МИД Азербайджана призвал международное сообщество добиться от Армении выполнения резолюций Совета безопасности ООН от 1993 года о выводе войск. Представители Армении и Нагорного Карабаха 3 апреля заявили, что мировое сообщество должно повлиять на Азербайджан для того, чтобы остановить боевые действия на линии соприкосновения войск.
"Кавказский узел" отслеживает ситуацию в зоне карабахского конфликта на специальной тематической странице "Карабах: худой мир или война".