ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Подробное описание избиений азербайджанского студента Гияса Ибрагимова, а также издевательств и угроз со стороны силовиков, опубликовано адвокатом юноши. После этого аппарат омбудсмена страны распространил заявление о том, что никаких повреждений на теле Ибрагимова нет.
"Кавказский узел" сообщал, что пользователь Facebook Гияс Ибрагимов и активист движения Nida Байрам Мамедов были задержаны в Баку 10 мая по обвинению в незаконном обороте наркотиков. Молодые люди задержаны в связи с появлением граффити на постаменте памятника Гейдару Алиеву в Баку, заявило движение Nida. Обвиняемые не признают свою вину и дали показания под пытками, им не позволяют связаться по телефону с родителями и получить от них передачи, сообщил в свою очередь их адвокат.
Фото памятника предыдущему президенту страны Гейдару Алиеву в парке в центре Баку с надписями на постаменте были опубликованы 10 мая в социальных сетях и некоторых онлайн-изданиях. Надпись на азербайджанском языке гласила: Qul bayramınız mübarək! (Поздравляем с праздником рабов!). Так были обыграны слова "С праздников цветов" - этот праздник ежегодно отмечается 10 мая в связи с днем рождения Гейдара Алиева. На другой стороне постамента была надпись на английском языке F...k the system! ("Долой систему!"). Позднее надписи были стерты, и возле памятника сотрудники полиции установили дежурство.
Гияс Ибрагимов подготовил подробное описание пыток, которым он подвергся, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Эльчин Садыгов, который 18 мая посетил активистов в СИЗО.
"Этот текст у него отобрали, при этом заявив ему, что с жалобой на пытки он не имеет право обращаться к адвокату! Поэтому я решил сам записать показания Ибрагимова. Молодой человек просил распространить их в СМИ, поскольку прокуратура до сих пор не допросила его в связи с жалобой", – пояснил защитник.
Ибрагимов: силовики угрожали изнасиловать меня и арестовать моих родителей
Садыгов опубликовал показания подзащитного на своей странице в Facebook.
"Днем 10 мая 2016 года, выйдя с экзамена из второго корпуса Бакинского Славянского Университета и пройдя приблизительно 30 шагов от входной двери, я получил сильный удар по голове. От удара я обернулся, сразу же почувствовал второй удар и упал лицом вниз. Меня быстро подняли и затащили в фургон синего цвета. В машине по обе стороны от меня и спереди были люди в гражданской одежде. Упрекнув в том, что я оставил надпись на памятнике, они начали бить и оскорблять меня", – сообщил Ибрагимов.
Согласно свидетельству обвиняемого, его повезли в здание полиции. Вытащив из машины, силовики поволокли юношу в большую комнату, где вновь стали избивать и оскорблять.
"В основном они давали мне подзатыльники, били ладонями по голове, задней части шеи. От нанесенных ударов я почувствовал, что теряю сознание. Мне заковали руки в наручники за спиной. Затем я почувствовал, что меня облили водой, после чего я немного пришел в себя. Мне сказали, что позвали двух понятых, сейчас у меня вытащат наркотики, и они это увидят. Они что-то взяли из левого кармана моей куртки, и, назвав это наркотиком, начали громко обсуждать. Я видел это впервые, я даже сигарет не курю. Я сказал, что это не мое, и они подложили это, когда я потерял сознание. Тогда меня вновь начали бить", – продолжил Ибрагимов.
Меня били, требуя, чтобы я извинился перед памятником, возложил цветы, а гостелевидение сняло это
По словам Ибрагимова, он увидел, как в соседней комнате избивали Байрама Мамедова. Когда он попытался позвать Мамедова, юноше зажали рот.
"Меня вновь начали бить, требуя, чтобы я извинился перед памятником, возложил цветы, а гостелевидение сняло это. Я отказался. Тогда они потребовали, чтобы я признал обвинение в наркотиках. Когда я отказался, меня вновь начали бить. Мне сняли брюки, и, подойдя с дубинкой, заявили, что совершат непристойные действия. Я был вынужден признать ложное обвинение в наркотиках. Затем они заявили, что у нас дома тоже найдут наркотики, спросят у меня, я скажу: "Да, я положил туда-то". Я заявил, что никуда наркотики не клал. Один из них с иронией сказал: "Ты не клал, мы положим, а потом найдем. Или мы арестуем твоих родителей", – передал обвиняемый.
После этого молодого человека отвезли домой, и сцена была разыграна – наркотики достали из-под матраца матери Ибрагимова.
"По пути обратно в полицию меня вновь начали избивать, затем схватили за волосы и начали плевать в лицо. После того, как меня доставили в полицию, вновь избив, заставили написать признательную объяснительную, что как будто я купил наркотическое средство у гражданина Ирана по имени Акрам. Хотя я вообще не видел, не слышал и не знаю человека по имени Акрам", – настаивает обвиняемый.
Затем адвокат приводит рассказ Ибрагимова о содержании в изоляторе. По свидетельству обвиняемого, над ним там также издевались, заставляли подметать двор ИВС, собирать окурки, избивали за отказ убирать туалет.
"Они, посмеиваясь, снимали меня на телефон. Эти пытки и бесчеловечное обращение приняли систематический характер", – заявляет Ибрагимов.
12 мая адвокат Садыгов, увидев, как Ибрагимова заставляют подметать двор, начал возмущаться, но его силой вывели из ИЗВС.
"Я заявил о пытках на судебном заседании 12 мая 2016 года, и судья вынес решение о расследовании заявления о пытках. Однако вместо расследования пыток я вновь был доставлен в тот же изолятор временного содержания, пытки начались вновь и продолжались, пока я не был переведен в следственный изолятор", – заявил Ибрагимов.
Представитель прокуратуры до сих пор не встретился по поводу заявлений о пытках ни с обвиняемыми, ни с адвокатом, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Эльчин Садыгов.
Ранее Эльчин Садыгов также обнародовал показания Байрама Мамедова о пытках.
Бывшие политзеки: силовики пытаются замять дело о пытках
После обнародования показаний обвиняемых расследования обстоятельств их пыток потребовала группа правозащитников и активистов, ранее подвергавшихся уголовному преследованию в Азербайджане.
"Вызывает горькое сожаление и глубокое беспокойство отсутствие реакции правоохранительных органов, судов и других государственных структур на факты пыток в отношении Байрама Мамедова и Гияса Ибрагимова вопреки их прямым обязательствам расследовать это", – говорится в заявления.
Такое поведение госорганов, по мнению авторов заявления, свидетельствует о попытках увести виновных от ответственности.
"Факты пыток должны быть серьезно расследованы. Генеральная прокуратура должна возбудить уголовное дело. Лица, чьи имена упоминаются в связи с этими фактами, на период расследования должны быть отстранены от должностей. Должны быть созданы условия независимым представителям гражданского общества, мониторинговым международным организациям провести общественное расследование и встретиться с молодыми людьми", – сказано в заявлении.
Заявление подписано правозащитниками Интигамом Алиевым, Анаром Мамедли, Расулом Джафаровым и Баширом Сулеймановым, оппозиционерами Тофигом Ягублу и Ядигяром Садыглы, активистами Рашадатом Ахундовым, Зауром Гурбанлы, Узеиром Мамедли, Мамедом Азизовым и Омаром Мамедовым.
Омбудсмен: у Ибрагимова и Мамедова все хорошо
Байрама Мамедова и Гияса Ибрагимова уже посетили омбудсмен Азербайджана Эльмира Сулейманова и члены Национальной превентивной группы, заявила пресс-служба аппарата уполномоченного по правам человека.
"Во время посещения члены НПГ один на один встретились с содержащимися в этом учреждении обвиняемыми Байрамом Мамедовым и Гиясом Ибрагимовым. В ходе медосмотра этих лиц в присутствии врачей-членов НПГ каких-либо травм на их телах обнаружено не было", – утверждается в релизе пресс-службы.
Кроме того, по версии аппарата омбудсмена, были исследованы документы, подтверждающие законность содержания обвиняемых, и их медкнижки. На содержание в следственном изоляторе молодые люди не жалуются, сказано в пресс-релизе.
"Во время рассмотрения было выявлено, что эти лица во время поступления в Бакинский следственный изолятор прошли медицинское обследование, и на их телах следов травм обнаружено не было. Мамедов и Ибрагимов выразили удовлетворение в связи с условиями содержания в этом учреждении. Они отметили, что могут беспрепятственно связаться по телефону с членами семьи, принимать посылки, встречаться с адвокатом", – утверждается в сообщении.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями представителей правоохранительных органов Азербайджана по поводу информации о пытках молодых людей.
Информация о преследовании активистов в регионах Кавказа публикуется "Кавказским узлом" на тематической странице "Преследование активистов". Также "Кавказским узлом" подготовлена справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".
По-моему, тут явные противоречия. Избить так, чтобы медики никаких следов не зафиксировали - просто невозможно: при современном развитии диагностического оборудования даже внутренние повреждения фиксируются. Нынче любой "оппозиционэр" стремится добавить себе пи-ара, строя из себя жертву репрессий.
Утверждение в пресс-релизе об отсутствии следова - это еще не факт, что следова не было. Иногда такие пресс-релизы специально выпускают, что бы прикрыть непрофессионализм оперов.