ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Выбор Волгоградской области для проведения первых учений Национальной гвардии связан с уязвимостью Юга России перед террористической угрозой, а также подходящими условиями для отработки выполнения широкого спектра задач, заявили опрошенные "Кавказским узлом" военные эксперты.
Как писал "Кавказский узел", с 25 по 30 июля Национальная гвардия России в Волгоградской области проводит свои первые учения, которые проходят совместно с Минобороны. На полигоне "Прудбой" были отработаны штурм зданий и спецоперация по ликвидации бандгруппы.
Новое силовое ведомство прямого подчинения президенту России - Федеральная служба войск национальной гвардии (Росгвардия) - было создано Владимиром Путиным 5 апреля на базе внутренних войск МВД. При этом к министерству внутренних дел были присоединены два силовых ведомства - Госнаркоконтроль (ФСКН) и Федеральная миграционная служба (ФМС). Укрупненным МВД продолжил руководить Владимир Колокольцев, Росгвардию возглавил главнокомандующий внутренними войсками МВД Виктор Золотов.
Перенджиев: волгоградцы не забыли о терактах 2013 года
Проходящие в Волгоградской области учения в первую очередь направлены на борьбу с терроризмом, угроза которого "достаточно велика как на Юге России, так и по всей стране", сказал корреспонденту "Кавказского узла" эксперт Ассоциации независимых военных политологов Александр Перенджиев.
"Как показывает мировая практика, в том числе европейская и американская, спецслужбы, полиция демонстрируют беспомощность перед террористами, и задача Росгвардии – вести постоянную борьбу с ними, быть всегда стопроцентно готовыми к отражению удара, действовать слаженно", – пояснил он.
Он назвал несколько причин, по которым первые учения Росгвардии проводятся в Волгоградской области. В первую очередь этот регион отличается разнообразием ландшафта и имеет бывшие военные городки, которые сейчас уже не функционируют, но удобны для дислоцирования военных и проведения учений. Кроме того, Волгоградская область для военнослужащих является символом коренного перелома в Великой Отечественной войне, что, по мнению Перенджиева, поднимает боевой дух на учениях. Наконец, в Волгоградской области еще свежи воспоминания о терактах, произошедших в 2013 году.
21 октября 2013 года в рейсовом автобусе № 29 произошел взрыв, погибли, с учетом смертницы, восемь человек. 29 декабря 2013 года был совершен теракт на железнодорожном вокзале города, а 30 декабря 2013 года был взорван троллейбус. В результате двух предновогодних взрывов погибли 36 человек с учетом смертников. Организаторами всех трех терактов следствием были названы уроженцы Дагестана.
"Проведение учений здесь должно успокоить местное население, поднять его дух, передать, что тут все под контролем", – сказал Перенджиев.
Помимо этого, в геополитическом поле Юг России выступает в глазах властей как наиболее уязвимый регион страны, продолжил эксперт.
"В ЮФО, в который был включен и Крым, формируется реальная военная инфраструктура – побережье Крыма, Краснодарского края, далее Ростовская область и Белгородская область. Формируется линия. Угроза, по мнению российской власти, исходит прежде всего от Украины, которая ведет переговоры со странами НАТО", – заявил Перенджиев.
Гольц: Росгвардия является главной антитеррористической силой
Длительное время Минобороны выступало против того, чтобы принимать участие в разрешении "террористических вопросов", в том числе в борьбе с вооруженным подпольем на Северном Кавказе, сказал корреспонденту "Кавказского узла" журналист онлайн-издания "Ежедневный журнал", военный эксперт Александр Гольц.
В ходе обеих чеченских войн Минобороны заявляло, что поддержка антитеррористической операции не входит в его обязанности. С 2014 года действует указание российского правительства о том, что "цветные революции", начинающиеся внутри стран с мирных протестов, однако в итоге приводящие к госпереворотам, являются "формой военных действий", отметил Гольц.
"Задачу уточнения и исследования вопроса передали сначала в Академию Генштаба, а затем в Академию военных наук, где вопрос благополучно заглох. В общем, военные энтузиазма в подавлении "цветных революций" не проявили", – пояснил Гольц.
С появлением Росгвардии вопрос по борьбе с подобной угрозой был решен, ответственность за это возложена на плечи данной структуры, сказал эксперт.
В Волгоградской области дислоцировано "большинство воинских частей, близких к Кавказу", и в этом смысле выбор региона для проведения антитеррористических учений также логичен, считает Гольц.
Что касается полигона "Прудбой", то, по информации эксперта, это один из таких полигонов, где постоянно проходят учения.
По данным сервиса "Яндекс.Карты", полигон "Прудбой" находится на расстоянии около 30 км от Волгограда.
Фельгенгауэр: террористическая угроза может быть одним из факторов учений
Главной причиной выбора места для учений военный обозреватель Павел Фельгенгауэр назвал то, что Волгоградская область обладает "достаточно хорошими полигонами".
"Не думаю, что имеет место особая угроза... Но в области на неделе была объявлена максимальная боеготовность – это связано с действиями Украины и прочих стран, где появляются дополнительные силы НАТО", – сказал корреспонденту "Кавказского узла" Фельгенгауэр.
Вместе с тем, эксперт допустил, что учения проходят в том числе и из-за возможного усиления вооруженного подполья на Северном Кавказе и возвращения боевиков с Ближнего Востока. Тем более эту проблему 27 июля затронул в своем выступлении директор ФСБ Александр Бортников.
"Бортников считает, что салафиты могут нагнетать ситуацию на Кавказе", – добавил Фельгенгауэр.
"Кавказский узел" на специальных тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата" размещает новости о влиянии ближневосточной войны на ситуацию в регионах Кавказа. Также в разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликован справочный материал "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ" (организация запрещена судом в России - прим. "Кавказского узла").
Для учений характерен широкий спектр задач
Спецификой нынешних учений является их акцент на взаимодействии спецназа с ВДВ, то есть Росгвардии и сил Минобороны, рассказал Александр Перенджиев. Кроме того, на учениях представлен крайне широкий спектр заданий.
"Мы впервые стали свидетелями учений сил специального назначения. Для того, чтобы они были максимально подготовлены, отрабатывались самые разные условия: и освобождение заложников, и захват корабля, и ликвидация целой бандгруппы, и штурм многоэтажного дома. Таким образом, силам спецназначения ставится задача научиться действовать в разных сферах: земной, водной, воздушной, подземной, ориентироваться в условиях леса, города", – пояснил эксперт.
ВДВ в рамках условий фактически выступали не как структура Минобороны, но подчинялись Росгвардии, отметил в свою очередь Александр Гольц.
По словам Гольца, с начала 2010-х годов Минобороны стремилось подключить к себе войска различных ведомств, и добилось того, что, по решению правительства, при необходимости обороны государства все воинские формирования подпадают под единое командование Минобороны. Однако эта тенденция ослабла с появлением Росгвардии, которая в ходе нынешних учений руководит десантниками.
"Создана, по сути, параллельная армия", – пояснил он.
Эксперт не исключил, что в действительности служащие ВДВ использовались на учениях не для штурма, а для блокирования района либо периметра – таким образом, непосредственного участия в борьбе с потенциальными террористами армия не принимала. Если же ВДВ выступает активной силой на учениях, то это может означать, что либо у спецслужб нет достаточных сил для борьбы с терроризмом, либо глава Росгвардии Виктор Золотов добился того, что в определенных случаях "именно ему будут подчиняться воинские части".
Раньше ВДВ также часто привлекались к учениям СОБР и ОМОН, рассказал Павел Фельгенгауэр.
"Генштаб в случае конфликта командует всеми – это его принципиальная позиция. К примеру, ВДВ привлекались во время чеченской кампании. В мирное же время ВДВ участвует в учениях, ничего сверхъестественного", – заявил эксперт.