ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Авторы фетвы с исламской конференции в Грозном, в которой дается определение последователям сунны, не имеют права требовать от всех мусульман принимать ее положения, поскольку не обладают достаточным авторитетом, не учитывают различий внутри исламской уммы и делают заявления, направленные на разобщение верующих, заявили опрошенные "Кавказским узлом" богословы.
Как писал "Кавказский узел", по итогам исламской конференции "Кто они – последователи сунны?", прошедшей в Грозном с 25 по 27 августа, была принята фетва, по которой истинными мусульманами признаются только последователи суфийского тариката. Сторонники салафизма в этой фетве названы опасными сектантами. В фетве говорится, что ее обязаны принять все мусульмане России.
8 сентября издание "Евразия Daily" написало, что авторитетный саудовский богослов Мухаммад аль-Арифи подверг фетву резкой критике и "призвал к убийству Рамзана Кадырова". Аль-Арифи в своем Twitter объявил Кадырова неверным и разрешил своим последователям-салафитам убить его, утверждалось на сайте катарского информагентства Al Jazeera.
Аль-Арифи опроверг призыв к убийству Кадырова
8 сентября Мухаммад аль-Арифи через свой Twitter опроверг информацию о критике Кадырова. В сообщении говорится, что приписанные ему средствами массовой информации слова о Кадырове ему не принадлежат. Богослов написал об этом еще раз 10 сентября.
Авторы сообщений об объявлении Кадырова врагом ислама ссылались на Twitter аль-Арифи, не проверив, действительно ли на странице богослова есть эти заявления, написал в Instagram пресс-секретарь Кадырова Альви Керимов.
Отметим, на странице аль-Арифи 1 - 2 сентября появились твиты с прикрепленными к ним видеозаписями выступлений Рамзана Кадырова, однако все они были ретвитами с других источников.
Прошедшая в Грозном конференция действительно подверглась серьезной критике, но богословы такого уровня, как аль-Арифи, никогда не позволят себе столь резких выпадов в адрес политических, общественных или религиозных деятелей, пояснил корреспонденту "Кавказского узла" доктор шариатских наук, профессор исламского права университета "Джамият-уль-Имам" в Саудовской Аравии Абд аль-Мухсин Аз-Закарий.
"Богословы прилагают максимум усилий для того, чтобы не было войны и у них была возможность обращаться к верующим. Здесь же получается, что со ссылкой на нас эту войну как раз таки хотят развязать", – сказал он.
Вместе с тем, тезис фетвы о причислении к истинным последователям сунны (Ахль Сунна) только сторонников суфийского направления Аз-Закарий назвал "ошибочным заблуждением".
Он подчеркнул, что причиной, по которой фетва вызвала резонанс в исламском мире, является не отношение богословов к России, Кадырову или чеченскому духовенству, а то, что содержание документа напрямую направлено на раскол в и так уже разрозненных рядах мусульманского сообщества.
Полный текст фетвы "О неотъемлемых признаках отличия истинного Ислама от заблуждений", принятой 27 августа 2016 в Чечне, опубликован на "Кавказском узле" в разделе "Документы организаций". Авторы фетвы объявляют, что истинными мусульманами являются только те, кто в теологии придерживается школы калама (ашариты и матуридиты), следует одному из четырех мазхабов, а также идет "по пути нравственного самосовершенствования, указанного великими учителями, прежде всего, имамами суфиев". Остальные же мусульмане признаются заблудшими.
Бибарсов: авторы фетвы не учитывают, что положение мусульман в центральной России не такое, как на Кавказе
Фетва, вынесенная по итогам конференции в Грозном, не учитывает реалий российского ислама и создает основы для конфронтации между представителями различных его направлений, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" сопредседатель Совета муфтиев России, муфтий Саратовской области Мукаддас Бибарсов.
"Мусульмане, опирающиеся в своей религии на Коран и сунну, относятся к единой умме Ахль Сунна. Этот вопрос разрешен сотни лет назад и об этом не было и нет никаких разногласий. В широкие рамки Ахль Сунны укладываются четыре мазхаба, группы классических школ суфизма, уходящие своей основой к известным последователям пророка, то есть к саляфам, а также те группы, которые опираются на ту форму восприятия ислама, которая доходит до нас от саляфов, но делают это вне рамок суфизма", – пояснил Бибарсов.
Определения представителей Ахль Сунны, данные в грозненской фетве, Бибарсов назвал некорректными.
"Здесь сразу возникает много вопросов. К примеру, как быть подавляющему большинству татар, башкир, казахов, да и большинству мусульман Северного Кавказа, которые, исторически следуя ханафитскому и шафиитскому мазхабам, не являются суфиями, но при этом в определенной части обладают высокой степенью имана и ихсана (веры и искреннего служения - прим. "Кавказского узла"), так же как и представители суфизма, пронесшие ислам сквозь самые сложные времена диктатуры и гонений", – отметил муфтий.
Таким образом, организаторы конференции поставили на повестку "важные, но уже разрешенные вопросы", в то время как сейчас нужно сосредоточиться на преодолении противоречий и объединении мусульман, продолжил он.
Чеченские власти открыто поддерживают представителей суфийского тариката в исламе и запрещают вести диалог с салафитами. Политика Рамзана Кадырова мешает выработать механизмы мирного сосуществования различных исламских общин в регионе, констатировали правозащитники.
Относительно обязательности исполнения грозненской фетвы всеми мусульманами России Бибарсов сказал, что в классическом понимании шариатского права фетвой является "сообщение о решении Всевышнего Аллаха на основе шариатского доказательства без вменения в обязанность".
Тезисы грозненской фетвы представлены в ней как иджма – единогласное мнение признанных исламских богословов, обладающих правом выносить решения по важнейшим для уммы вопросам. Однако, по мнению Бибарсова, подобного уровня богословов в России пока нет.
"Даже если бы в конференции приняли участие абсолютно все мусульманские деятели России, то все равно ее концепция не накладывается на реалии, которые сегодня совершенно разные для российских мусульман от региона к региону", – сказал он
Перед мусульманами, например, центральных регионов, стоят совершенно иные проблемы, непонятные жителям Северного Кавказа, подчеркнул муфтий Саратовской области.
"Они (мусульмане на Северном Кавказе, - прим. "Кавказского узла") живут в условиях большинства, мы же наоборот. Там мусульманские праздники – это официальные выходные дни, у нас нет, мы боремся за земельные участки для мечетей, там этой проблемы нет. На данном этапе кавказские лекала развития ислама не подходят для нас, и наоборот. Таких различий масса, поэтому в таких условиях фетва не может носить общий характер", – заключил религиозный деятель.
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликованы справочные статьи "Ваххабизм", "Суфизм", "Ислам в России".
Евтеев: на фоне общемировых тенденций грозненская фетва выглядит абсурдно
Понятие "Ахль Сунна" с точки зрения классической исламской мысли подразумевает под собой большинство мусульман, заявил корреспонденту "Кавказского узла" экс-муфтий Северной Осетии Али-хаджи Евтеев.
"Это люди, объединенные стремлением придерживаться пути пророка Мухаммада в вопросах вероубеждения. Именно такое широкое понимание этого термина культивируется ведущими богословами исламского мира, как на протяжении истории, так и в современное время. Потому любое сужение этого понятия и ограничение его отдельными группами мусульман способствует расколу среди верующих", – убежден Евтеев.
Разрушительное воздействие на единство мусульман страны оказывает и актуализация "терминологических дискуссий", продолжил он.
"На фоне стремления всего мира объединяться на базовых понятиях общечеловеческих ценностей очень абсурдно выглядит желание некоторых мусульман делиться на все большее и большее количество групп и сект, зачастую путаясь в терминологии и вводя в заблуждение окружающих", – заключил Евтеев.
Напомним, по итогам грозненской конференции также были обнародованы итоговое постановление мероприятия и обращение к Путину. В этих документах авторы фетвы призвали начать уголовное преследование тех, кто критикует традиционный ислам, и включить представителей традиционного ислама в экспертные центры и дать им эксклюзивное право на проведение проверок исламских текстов на экстремизм.
Материалы о нарушениях прав человека в Чечне и борьбе Кадырова с инакомыслящими в республике публикуются "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Инакомыслие в Чечне".
даа Лука помню чеченский след находили его даже в упавших метеоритах
Путинский лизун боится за свою жизнь поэтому и мельтешит устроился по Кайфу Машины бабло дворцы не хочется ведь это терять готов убить любого кто захочет лишить его такой жизни. Колхозный шофёр его уровень
посмотри что говорит сей чел Лука кажись правда https://www.youtube.com/watch?v=-KQrhvFKXp8
У меня создается такое ощущение, что эту фету подготовили люди не очень глубоко погруженные в Ислам и даже светские и видимо уже кое кому за это врежут. Отлично, что не смотря на призывы, все же власти России не торопятся реагировать на призывы от религиозных деятелей Грозного.
[Комментарий удален модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Дублирование сообщений запрещено Правилами.]
Я с трудом верю, что на территории нашей страны можно довольно легко кому-то публично произнести призыв к убийству людей любой национальности, это жестко преследуется по закону. Если только тихонько, оглядываясь по сторонам, что бы ни дай Бог, кто-то лишний не услышал и или кто-то не стуканул. А открыто у нас не крикнишь призывы к убийствам по национальному признаку.
Дело в том, что мир - это чень тонкая конструкция, где все время идет поиск компромисов. Увы, мира не достичь пытаясь кого-то объявить врагов и отрезать, отрезать, отрезать. Мир делается не простым делением на врагов и друзей, мир делается сложными и долгими компромисами. Еще более сложно делать внутри-религиозный мир, а еще более сложно делать мир внутри одного религиозного течения. Простое решения хороши в сказказ, а не в реальной жизни. Я не большой знаток религий, но как только слышу от любого религиозного деятеля простые решения, то понимаю, что Бог ушел и остались лишь обряды, а веры нет. Вера - это не поиск врага, вера - это поиск божественного в любом человеке, даже в самом пропащем.
я Лука нкогда бы не поверил лет так несколько назад что твой народ можно так холуизировать кого кого только не нохчей новости посмотришь ващи по телеку реально блевать тянет
Ну дык...) "Блажен кто верует!" (с)...))
Робби,вот такие у Тора кумиры...)Если не с рождения дурак,то с этим приобретенным качеством...)Осложнения после свинки...)
Выйти из "матрицы" дано не каждому...Раз прикоснулся...и всё- ты в дерьме навеки....Лучше дистанцироваться и копить силы...Меня тут попрекают, типа был бы ты приближен к "императору"-ты б тоже слословил..Ан нет-фигушки....Быть над "матрицей" для меня дороже....
Да и телезомбатор да-а-алеко не всю Чечню показывает, Тор....
Попробуй скажи это моему кузену...Который был колхозный шофёр в Урус-Мартане.....Оскорбится реально....
Годами на наш народ пытались повесить ярлык "сепаратиста"..Потом "террориста"... То -командирами ИГИЛ, а по факту грузин-христиан,но пропиаренных СМИ как чеченцев.....А теперь перед всей Уммой Земного шара...мы ещё эдакие пытающиеся ввести , или яростно навязать, лишь свои нововведения...
Когда же нас оставят в покое??? Дадут спокойно пахать землю, растить скот, не травя его разными дерматитами и язвами, не плясать с бубном перед портретом лысого карлы....Сколько можно???
Мальцев что-ли??? )) Давно его смотрю-прикалываюсь....)))
Или смелый зело, или....для "выпуска пара" из котла..Такое тожежь бываетЬ....
Уважаемый г. Сажин. У меня наоборот противоположное мнение. Я не разделяю ваш оптимизм, который вы выразили словами - "Отлично, что не смотря на призывы, все же власти России не торопятся реагировать на призывы от религиозных деятелей Грозного". На мой взгляд по данному вопросу, интересы страны требуют самого оперативного реагирования властей России. Этих арабских проходимцев и их российских друзей следует поставить в заслуженное стойло. Вчера одни приезжали с этих арабских стран в Чечню и призывали убивать русских, сегодня приезжают те же или другие, но тоже призывать убивать и преследовать уже других. Но неизменно одно - УБИВАТЬ, ВРАЖДОВАТЬ, ПРОТИВОЯТОЯТЬ. Главное, чтобы не было мира и ни в коем случае не искать точки примирения для мирного сосуществования граждан одной и той же страны ...
"Напомним, по итогам грозненской конференции также были обнародованы итоговое постановление мероприятия и обращение к Путину. В этих документах авторы фетвы призвали начать уголовное преследование тех, кто критикует традиционный ислам, и включить представителей традиционного ислама в экспертные центры и дать им эксклюзивное право на проведение проверок исламских текстов на экстремизм". Источник: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/289085/#comments.© Кавказский Узел