06:14 / 17.09.2016Журналисты назвали Гериева жертвой борьбы с инакомыслием в Чечне

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Приговор корреспонденту "Кавказского узла" Жалауди Гериеву свидетельствует о том, что сотрудникам не подчиненных властям СМИ работать в Чечне стало практически невозможно, заявили журналисты Никита Сологуб, Ирина Гордиенко, Илья Азар и социолог Ирина Костерина.

Как писал "Кавказский узел", 5 сентября суд приговорил Жалауди Гериева к трем годам колонии по обвинению в хранении марихуаны. Гериев дал признательные показания под давлением и отказался от них на суде. Защита журналиста обжаловала приговор, указав на многочисленные противоречия в версии обвинения и привлечение к делу "штатных понятых".

На платформе Change.org ведется сбор подписей под петицией в защиту Жалауди Гериева. По состоянию на 22.50 мск 13 сентября петиция собрала 432 подписи. Менее чем за сутки число подписей выросло почти в четыре раза -  по состоянию на 21.00 мск 14 сентября, под петицией было поставлено 1 584 подписи. По данным на 2.44 мск 17 сентября, петиция набрала 3 858 подписей.

"Я должен был привлечь внимание к ситуации с Гериевым"

Победитель в номинации "Журналист года" по версии журнала GQ, корреспондент издания "Медиазона" Никита Сологуб упомянул Гериева в ходе церемонии вручения награды.

В беседе с корреспондентом "Кавказского узла" Никита Сологуб пояснил, что "таким образом он хотел привлечь общественное внимание к истории Гериева". "Чем больше людей о нем узнают, тем больше шансов на то, что несправедливый приговор в отношении него будет отправлен на пересмотр", - считает Сологуб.

"Гериев младше меня на год (Жалауди Гериеву 23 года, - прим. «Кавказского узла»). И я не мог не упомянуть его в своей речи в ходе награждения. Пока я стоял на сцене, этот совсем еще молодой человек ждал этапирования в чеченском СИЗО", - рассказал Никита Сологуб о состоявшейся 12 сентября церемонии.

Журналист считает, что дело Гериева сфальсифицировано. "С одной стороны, мы имеем версию следствия. Согласно которой Гериев собрал пакет дикорастущей конопли, высушил ее и решил поехать на окраину села, чтобы в одиночестве употребить наркотик. При этом он должен был вылететь на семинар в Москву и даже прошел регистрацию на рейс. С другой стороны, сам Гериев отмечает, что его вывезли в лес, где избивали, а потом надели пакет на голову и увезли на кладбище, где оформили изъятие наркотика", - заметил Никита Сологуб.

По словам журналиста, он склонен "доверять версии самого осужденного, поскольку все это происходило в Чечне". "Его версия прекрасно согласуется с инцидентом, связанным с сожжением автомобиля, в котором ехали мои коллеги Егор Сковорода и Александрина Елагина, и нападением на журналисток Диану Хачатрян и Елену Костюченко. Очевидно, что работать журналистом в кавказских республиках гораздо опаснее, чем делать это в любом другом регионе России", - заявил Сологуб, привлекший внимание к делу Гериева на церемонии вручения награды в номинации "Журналист года" по версии журнала GQ, состоявшейся 12 сентября.

Жалауди Гериева задержали 16 апреля 2016 года, когда он направлялся в аэропорт на рейс в Москву. На суде он рассказал суду о том, что у него отобрали телефоны и рюкзак, в котором потом оказались наркотики. Силовики отвезли журналиста в лесополосу и допрашивали, скрутив ему руки проволокой и надев на голову пакет.

"Гериев пострадал за свою профессиональную деятельность"

Специальный корреспондент "Новой газеты" Ирина Гордиенко рассказала, что подписала петицию в защиту Гериева на сайте Change.org.

"Нет сомнений, что Гериев пострадал за свою профессиональную деятельность. Суд по обвинению в хранении наркотиков является формальным. Мы, журналисты, это знали и раньше. И подняли бы шумиху, но родные Гериева были против вмешательства прессы. Ведь им кто-то из силовиков пообещал отпустить их сына. Это яркий пример того, когда люди слушают недобросовестных полицейских", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" Гордиенко.

По мнению журналистки, наркотики Гериеву были подброшены. "Я ни секунды не сомневаюсь, что Гериев не имеет никакого отношения к хранению наркотиков. Гериева преследуют из-за его профессиональной деятельности", - сказала Гордиенко.

"Методы чеченских силовиков не являются секретом"

Московским журналистам работать в Чечне "стало практически невозможно", заметил специальный корреспондент издания Meduza Илья Азар.

"Трудно что-то добавить к заявлениям многочисленных правозащитных организаций, которые называют дело Гериева сфабрикованным и требуют освободить журналиста. Хорошо известно, что даже московским журналистам работать в Чечне стало практически невозможно — только в этом году там напали на журналистов и правозащитников, их избили, а машину сожгли", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Илья Азар.

При этом Илья Азар напомнил, что в мае он был задержан полицией в Грозном, после того, как сфотографировал сожженный дом родственников предполагаемого участника нападения на КПП в Чечне.

"Меня задержали и четыре часа допрашивали в отделении МВД просто за осмотр сгоревшего дома семьи боевика. Как непросто в условиях Чечни работать местным журналистам, да и любым независимым общественным деятелям, понять нетрудно. В последнее время это стало совсем тяжело — достаточно взглянуть на похожее дело Руслана Кутаева, на временные "исчезновения" барда Бетельгериева и политолога Мартагова", - заявил Илья Азар.

"Методы чеченских силовиков в борьбе с инакомыслием не являются ни для кого секретом. Остается только присоединиться к призывам отпустить Гериева или отправить дело на пересмотр в другом регионе России", - подчеркнул Илья Азар.

В защиту Жалауди Гериева выступили Союз журналистов России, Правозащитный центр "Мемориал" и международные правозащитные организации Article 19, Free Press Unlimited, Front Line Defenders, Civil Rights Defenders,  Freedom House, Репортеры без границ, Норвежский Хельсинкский комитет и Обсерватория по защите правозащитников.

"Жители Чечни чувствуют себя бессильными и уязвимыми"

"Ситуация с Гериевым мне напоминает историю с Зарой Муртазалиевой. Стать случайным прохожим, которого скрутят, закроют и повесят какой-то "жесткач", - написала социолог Ирина Костерина на своей странице в Facebook.

Кампания в защиту чеченского журналиста, чтобы стать успешной, должна приобрести большой резонанс, считает блогер и журналист Максим Кононенко. "Кампания должна быть шумной", - сказал он. 

"Кавказский узел" считает дело в отношении Жалауди Гериева сфабрикованным, а обвинения в употреблении наркотиков – полностью надуманными. Отсутствие прямых доказательств вины Гериева и давление на него в ходе следствия дают основания полагать, что уголовное преследование корреспондента "Кавказского узла" связано с его профессиональной деятельностью.

Материалы о нарушениях прав человека в Чечне и борьбе республиканских властей с инакомыслящими публикуются "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Инакомыслие в Чечне"Случаи преследования активистов в регионах Кавказа, освещаемые "Кавказским узлом", собраны на тематической странице "Преследование активистов".

Автор:
25.09.2016 в 00:31Игорь Сажин

Публичность слегка уравновешивает слабого перед сильным, потому что публика может в споре стать на сторону слабого и этот фактор самый главный публичности. Но более всего мне нравятся ваши слова по право! Да, да, да! Правовое поле - это единственное откуда нельзя выходить!

17.09.2016 в 10:00Игорь Сажин

Я боюсь, что в скором времени в Чечне будут задерживать вообще за хождение в публичных местах с фотоаппаратом. А вдруг ты журналист и покритиковать собираешься?

17.09.2016 в 16:37vena

А почему журналисты? Пропагандисты, а не журналисты. Раньше за Савченко бегали как за куском сала. Визжали: "Караул, Надежда умирает", теперь за Гериевым носятся. Кстати Савченко уже и на Украине объявила голодовку. Что то неслышно истерики данных "журналистов". Или пусть умирает?

18.09.2016 в 23:09Barmaley

Да накормите уже кто-нибудь эту "голоданку"!

19.09.2016 в 19:38Игорь Сажин

А как это по-людски? Вы мне хотя бы опишите общие принципы, я тут же для себя приму, а то ведь надумаю ехать и как бы не вляпаться с привычками видео и фото-блогера. 

21.09.2016 в 10:43Игорь Сажин

Люди едут в другую стороны для того что бы сравнивать, а сравнение - это уже оценка. Я очень часто в беседах привожу пример единственно в России города, где не увидишь на улицах курящих подростков. Люди ни как не могут догадаться. Это Грозный и дальше у меня беседа идет о том, почему там так. И разговор идте и о плохом и о хорошем, но все это воспринимается людьми через сравнение со своим городом, через свое хорошо и плохо. Так что осуждаемый вами поиск плохого - это всего, может быть, часть сравнительного подхода. Это ведь и сигнал вам живущим в Чечне, сигнал о том, что можно было бы исправить. Я понимаю, что это может быть подано по разному, может быть подано очень обидно и жестоко. Но мы же не маленькие дети, которые когда их осуждают за плохое поведение рыдают. Мы же взрослые люди и должны уметь слышать в плохих оценках именно пожелание об улучшении. 

25.09.2016 в 01:51Barmaley

Это медицинская процедура считается. Сульфозин тоже медицинская. Так пусть эта сявченко не передуривается со своими "голодовками".

22.09.2016 в 09:03Игорь Сажин

Где грань? Назовите мне границу, буду на нее ориентироваться. Где кончается помощь и где начинается гажение?

22.09.2016 в 10:08Игорь Сажин

А это-то здесь при чем? Поголодала, поела, опять поголодала, опять поела. Я занимался в свое время лечебным голоданием и знаю, что после выхода с голодовки надо быть очень осторожным, оголодавший организм как будто срывается обжиралово и то что ты с усилем убирал месяц, можно восстановить за несколько дней и приумножить. 

25.09.2016 в 00:32Игорь Сажин

Это уже пытка. 

22.09.2016 в 09:06Игорь Сажин

Голодовка в тюрьме и голодовка дома - это две разные глодовки. Дома голодай сколько влезет, никто тебя не тронет и самое главное, что дома во время голодовки тебя окружают доброжелательные к тебе люди. В тюрьме голодовка намного сложнее, там есть определенные правила принуждения к еде. Голодовка любого человека в тюрьме - это проблема общества, голодовка человека дома - это его личное дело. 

23.09.2016 в 15:06Игорь Сажин

Голодовка это ультиматум, где либо ты идешь до конца, либо над тобой будут смеятся. Давайте частно скажем, что кое чего Савченко добилась своими голодовками и они как-то повляли на ситуацию. Для нее голодовки были игрой, но игрой на грани фола. 

22.09.2016 в 19:23Barmaley

При том, что подавать такую "голодовку" как знак протеста глупо и смешно.

22.09.2016 в 18:19Игорь Сажин

Это сравнение не корректное. И Варламов и Лебедев - это чистые туристы. Если человек едет помогать тем, кто попал в беду и слаб, если человек едет разбираться в сложных конфликтах, где всплывают недостойные поступки известных людей - это другая цель. Я так понимаю, что ни внешним, ни внутренним людям нельзя лезть в конфликты сильным мира сего со слабыми? Я так понимаю, что сильный должен съесть слабого и в этом есть высшая справедливость? Ведь у этих людей, которых вы так переиначели, что я даже не понимаю о ком вы говорите, были, прежде всего, цели помощи слабым, а способа помочь кроме как предать публичности проблему у них те, они же не молчащий суд, не молчащие правоохранительные и надзорные органы, они не могут ничего сделать как прокричать. Или мы это выводим за скобки их стремление кому-то помочь и останавливаемся только на крике и сравниваем этот крик с туристами, которые кричат от восторга и беспокойства? Если выводим за скобки, то тогда вы правы. 

22.09.2016 в 19:53vena

Я вас понял Игорь. Дома может голодать любой кто хочет, и даже если он о этого умрет - это его личное дело. Окружающие доброжелательные люди его с радостью похоронят.

Видимо на Украине так оно и есть.)

24.09.2016 в 12:02Barmaley

У нас и без ацетона насильно кормили, после первого же отказа.

24.09.2016 в 01:24Barmaley

Да её и без голодовки бы выпустили, в россии своих [...] хватает, куда нам ещё и импортная.

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел".]

23.09.2016 в 15:14Игорь Сажин

Вы, про суверенность. Да, это большая ценность хоть для племени, хоть для рода, хоть для семьи, хоть для государства. Уважение суверенности - это ведь довольно важная для общества. Здесь я с вами соглашусь. Но у меня всегда был вопрос, если отец бьет сына за то что сын украл у соседа, надо ли полицейскому вторгаться в воспитание, которое проводит отце? Наверно отце лучше знает, как сделать так, что бы сын даже больше не подумал руки тянуть к чужому. А теперь разберем другую ситуацию. Отец не просто избил сына за кражу соседского, а переломал ему руки и ноги, и сын стал инвалидом, а то и куда страшнее убил сын. Надо ли полиции вторгаться в эту семьи и возбуждать уголовное дело по убийству? Видимо надо. 

Да, государство, клан, род, семя, это все довольно суверенные структуры, но есть определенный предел суверенности, до которого мы соседи можем не вмешиваться. Есть ужасы, которые втихушу творят родители со своими детьми, которые опекун творит со своим подопечным родственником инвалидом и восстаем и требует от него объяснения и даже наказываем, потому что это ужастно и бесчеловечно. Мне думается, что есть вещи, по поводу которых надо иногда, забыв про суверенность, громко кричать, очень громко кричать, пока эта мерзость не расплеснулась и не затопила другие семьи, другие кланы, другие государства. Так что невторжение, невторжению рознь. 

23.09.2016 в 15:03Игорь Сажин

А вы попробуйте заставить человека ведущего голодовку поесть. В обычной жизни это рассматривается как стремление у самоубийству и самоистязанию и проверяют людей на психическое соответствие. Но мы тут же натыкаемся на то, что стремление к риск, стремление к саоистязанию - это не такое уж и сумасшествие. Люди с собой творят многое и это рассматривается как норма. Женщины истязают себя голодом, что бы стать стройнее. Спортствены истязают себя перед соревнованиями, что бы попасть в нужную весовую группу. Иногда это заканчивается плохо. Я не очень понимаю почему здесь разговор о радости. 

24.09.2016 в 07:23Игорь Сажин

Может быть и так... Для меня интерактивность власти и есть основной признак демократии, а не выборы. В данном случае скорее все же была интерактивность власти, чем твердая и неуклонная политика на избавление от иностранных заключенных. Я слишком часто бывают в тюрьмах и вижу сколько у нас сидит иностранцев и мы от них не спешим избавляться, а надо бы их выкидывать из страны почаще. 

24.09.2016 в 07:33Игорь Сажин

Это возможно только если вы под опекой государства, либо в дурке, либо в тюрьме. Если в на свободе, то тут любой, кого вы вызовете с капильницей и попросите подключить голодающего к капельнице, тут же задаст вопрос о воле голодающего. Он дееспособен, он не под опекой, он должен дать согласие на медвторжение. Тут сложности. А в тюрьмах и психушках именно так и борятся с голодовками, но это тоже совершают только после того, как изорта у голодающего начинает идти разпах ацетона, это первый признак критического состояния во время голододовки. После появления этого запаха считается, что вы как опекун уже спасаете данного человека. 

24.09.2016 в 07:42Игорь Сажин

Есть проблема, увы, государство у нас часто стоит не на стороны бедного и слабого, а на стороне сильного. В этом и заключается вся несправедливость. Суды, прокуратуры, полиция, спецслужбы, они по идее должны находится в области прав, а значит в области справедливости, а так получается, что они обслуживают частные интересы высокопоставленных попирателей интересов слабого и бедного и тем самым усугубляют несправедливость в обществе и тем самым выталкивают общество в область радикальных решений, что уже чревато. Меня сильно удивило, что в США очень мало правозащитников. Как же так, страна ратует за права человека, за демократию, а с провозащитниками плохо. Мне разъяснили умные люди, что у них роль правозащитников играют адвокаты, которые в правовой системе на равне с прокуратурой, т.е. с государстенными адвокатами. При такой силе зачем нужен правозащитник, который меньше защищает, а больше кричит. У нас же сложилась очень давняя традиция ограничивать деятельность адвокатов. Вот в совокупности обслуживание частных инетересов со стороны государственных структур, слабость адвокатуры рождает перекос в справедливости и справедливость вопиет и требует от общества появление правощащитников, общественников, которые в отличие от адвокатов, с их смещением в право, имеют смещение в область публичности: сми, пикеты, митинги и тп. А это раздражает. Вот и мы с вами почему-то ведет разговор именно в этой области. Я за, что бы всю работу по справедливости на себя взяло государство, я приветствую, когда полиция, прокуратура, специальные службы вдруг стают на сторону слабого и нищего, но увы, этого так мало в нашей стране, мало, мало, мало... 

24.09.2016 в 12:06Barmaley

Всё равно нельзя выводить конфликт из правовой сферы в публичную. Иначе право сильного сменяется правом громкого. Хрен редьки не слаще!

25.09.2016 в 20:05Игорь Сажин

А правый - это как? Слабый - я понимаю, а правый - это как? Может мне признак правоты назовете, ну хоть один признак, но что бы он был бесспорный. Я много читал и много думал над фразой "истинный" и "правый" и пришел к выводу, что правота - это, в большей степени, из области субъективной оценки. Правый - это подвижная субстанция и она легко выскальзывает из действительности. А потому даже юридическая система отказалась от правоты и истины, они перешли в ситему "доказанной правоты" и "доказанной истины". Видимо в ориентации публики на слабого есть какой-то глубокий смысл. Хотя вашу позицию, что публика занимает сторону слабого я не разделяю, публика увы занимает область не слабого, а занимает область возможной несправедливости для самого себя, в случае если окажусь слабым. А это точно не про слабого.

27.09.2016 в 07:58Игорь Сажин

С обычным правом все сложно. Обычное право закрепляется устным преданием, а это дает право для трактовок и даже для вставления огромной массы новелл, которые выдаются за обычное право, но никогда в праве не существовали ранее. Так что обычное право притерпевает очень серьезные изменния, но это нормально для права. 

Для примера можно посмотреть как выглядит например в обычном праве "кража невест". Если соблюдать все каноны обычного права сегодня предъявляемые обывателями, то неминуема встреча с уголовным кодексом и это правильно. Обычное право создавалось в разное время и иногда это было возможно только в то время, в сегодняшний день например с кровной местью лучше не заходить, потому что правила кровной мести опять же вступают в противоречие да и в разных районах работали разные правила кровной мести. Я например знаю что у некоторых судов старейшин в той же среде вайнахов кровная месть включала систему примирения семей, а в некоторых не включала. Все очень по разному и надо договариваться. 

26.09.2016 в 10:10Игорь Сажин

Упс... Но право - это все же временная договоренность, значит прав, кто сооветствует праву в тот или иной момент. Сегодня право одно, завтра другое, сегодня прав один, завтра другой. При этом не забывайте, что право - это сложная конструкция из сложного сплетения обычного права, религозного права, национального права и международного права, где противоречий столько, что можно свободно запутаться в правоте. Так что, увы, вашу конструкцию правоты можно принять только по незнанию истинного положения дел в праве. 

18.09.2016 в 23:09Barmaley

Ты, Игорь, ерунду-то не говори. Кто ведёт себя по-человечески, тому никто не мешает - ходи, фотографируй. А кто не по-людски, тут уж пусть пеняют на себя.

21.09.2016 в 04:35Barmaley

Принцип один - не бакланить. Если ты явно приехал с целью раскопать какую-то дрянь и скандал сделать, тебе могут ректоскопию твоим же фотоаппаратом устроить. Тут люди не любят, когда в их избяном соре ковыряются.

А если ты просто посмотреть, то кому ты нужен. Ездят туристы, фотографируют. Варламов ездил. Ты тоже можешь ехать.

22.09.2016 в 09:14Barmaley

А тебя не смущает, что голоданка к моменту выхода из тюряги не исхудала, а, наоборот, поправилась?

25.09.2016 в 01:49Barmaley

Вот из-за того, что публика на сторону слабого встать норовит, а не сторону правого, у вас такой бардак везде.

24.09.2016 в 01:21Barmaley

Одно дело вторжение государственных органов, а другое дело либероидов-наймитов.

24.09.2016 в 12:03Barmaley

Савченко с самого начала взяли как разменную карту, так что её по-любому бы сменяли, хоть сытую, хоть голодную.

26.09.2016 в 09:23Barmaley

Чьи действия соответствуют праву - хоть формальному, хоть неформальному - тот и прав. И вот из-за этой "ориентации" (гомосексуальной?) слабым быть выгодно, а ещё выгоднее слабым притворяться и тем самым обеспечить себе поддержку. Провоцировать сильного, получить в табло и потом ныть.

22.09.2016 в 09:48Barmaley

Ты ещё спроси, где граница между трусостью и осторожностью. Нету её. Не демаркирована. Только ведь те, кто приехал за жареным, сами об этом прекрасно знают и вопросов подобных не задают, а кто просто посмотреть - того эта проблема и не касается.

22.09.2016 в 02:10Barmaley

Ты давай не путай поиск плохого ради сравнения со своим городом и целенаправленное раскапывание жареных историй с целью обгадить республиканское руководство.

17.09.2016 в 09:43Гиви

Если  законом  чётко не  прописан  механизм   освобождения судьи от занимаемой  должности, замеченного  в  явной необъективности  при  вынесении  судебного  решения, хотелось бы, чтобы  такому судье  хотя  бы  запрещалось впредь   рассмотрение   любого  дела,  связанного  с  лишением  свободы.

22.09.2016 в 09:53Barmaley

Я тебе лучше два примера. Первый: мазепа ездила, эстемирова ездила, каляпа ездил, голубые на автобусике ездили, яшин ездил. А вот второй: лебедев артемий ездил, варламов ездил. И те и те всякие безобразия видели, снимали. Но ты наверняка сам догадаешься почему первых глушат, а вторых - нет.

24.09.2016 в 01:26Barmaley

А чего заставлять есть, капельницу в вену, трубку в пасть и делов-то. Я когда в дурке московской лежал, там иные голоданили. Да только всех в итоге накормили.

22.09.2016 в 19:42Barmaley

Ты менталитет не учитываешь.

Во-первых, это на равнине "слабый прав" и его "защищать надо". Потому ваши слабые и не хотят становиться сильными - куда как проще спровоцировать и потом визжать на всю округу. А в горах не так, в горах если ты слаб, то сиди тихо и никуда не лезь.

Во-вторых, у этих людей цель была не столько слабым помочь, сколько подставить республиканское руководство. То-то они всё в Чечню, хотя в других регионах ещё гаже. А у нас такие набросы под маской правозащиты не любят.

В-третьих, вайнахи не любят, когда невайнахи лезут в их внутренние дела и учат, как надо жить. Потому что ничего хорошего с этих попыток не выходит. Внутреннее зарубежье - а нельзя же лезть в других стран дела без нужды.

Так что ничего не выводим, а просто смотрим: это любопытный какой или же иностранный агент? Если агент, то могут в расход вывести. А так-то, если ты посмотреть и рассказать едешь, то кто же против.

Свой устав только нельзя в чужой монастырь совать, вот о чём некоторые забывают.

26.09.2016 в 18:04Barmaley

Обычному праву надо больше внимания, оно-то как раз не меняется со скоростью перчаток.