11:24 / 08.12.2016Защита Гериева обвинила судей в сговоре со следствием

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Чечне в ходе судебного заседания по жалобе на приговор корреспонденту "Кавказского узла" Жалауди Гериеву 7 декабря защита подсудимого трижды заявила отвод судейской коллегии, мотивировав это заинтересованностью судей в обвинительном исходе этого дела. Суд отклонил ходатайства об отводе и отложил заседание до 9 декабря. 

Как информировал "Кавказский узел", Верховный суд (ВС) Чечни 15 ноября приступил к рассмотрению жалобы на приговор Жалауди Гериеву, вынесенный Шалинским райсудом 5 сентября. На заседании 23 ноября суд по собственной инициативе решил направить в следственные органы сообщение Гериева о похищении и применении к нему насилия, отложив на это время рассмотрение его жалобы на приговор. В этой связи защита осужденного просила вернуть дело в прокуратуру и освободить Гериева, но суд отказался от такого шага. 7 декабря суд приобщил к делу адвокатский опрос четырех свидетелей похищения Гериева.

Жалауди Гериев был приговорен к трем годам колонии по обвинению в хранении марихуаны. В суде первой инстанции он полностью опроверг версию следствия и заявил, что давал показания под давлением.  Правозащитный центр "Мемориал" признал Гериева политзаключенным. В разделе "Персоналии" на "Кавказском узле" размещена биография Жалауди Гериева.

В суде зачитаны показания свидетелей о похищении Гериева

Судебный процесс 7 декабря начался с ходатайства одного из адвокатов Гериева Джабраила Абубакарова о приобщении к материалам дела адвокатского опроса свидетелей похищения Гериева. Абубакаров лично опрашивал этих людей.

Суд удовлетворил ходатайство, и адвокат зачитал все показания опрошенных им свидетелей. Все они указывали на то, что в день похищения Гериева они видели молодого человека, внешне очень похожего на Жалауди Гериева, и видели, как неизвестные люди затолкали его в машину и увезли в неизвестном направлении.

Один из свидетелей говорил в своих показаниях, что он услышал, как похищаемый успел выкрикнуть, что его зовут Гериев Жалауди и что он из села Майртуп. Он просил людей сообщить его родным о том, что с ним случилось. По звонку одного из свидетелей, который знал родственников Гериева, его семья узнала о похищении.

Суд отказался приобщить к делу текст смс-сообщений о "секретном" совещании в прокуратуре по делу Гериева

Защитник Жалауди Гериева Алауди Мусаев заявил ходатайство о приобщении к материалам дела и исследовании адресной детализации телефона, принадлежащего адвокату Гериева Сулейману Гайирбекову. 

"Я прошу приобщить к делу и исследовать смс-сообщения, поступившие на номер Гайирбекова 30 августа 2016 года. Эти сообщения были получены за два дня до появления этого порочного постановления следственного управления СК России по Чеченской Республике об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с заявлением Гериева о применении в отношении него насильственных действий во время следствия", - заявил Алауди Мусаев.

Он отметил, что в этих смс-сообщениях говорилось, что в четверг, 25 августа, состоялось совещание в прокуратуре, где решили провести проверку сообщения о преступлении.

"Перед полицией поставлена задача заставить свидетелей похищения Гериева поменять показания, данные в суде, Следственному комитету провести проверку и отказать в возбуждении уголовного дела, отметил защитник. Ответственный за все это помощник прокурора республики Соколов, он же и сын и.о. следственного управления СКР России по Чеченской Республике. Также в смс сообщалось, что прокурору Байтаевой Милане было поручено отложить суд на 10 дней для представления отказного материала в суд и для заявления ходатайства о возобновлении следствия и допуска свидетелей. Смс были получены с разных номеров", - заявил в суде адвокат Алауди  Мусаев. 

Далее он пояснил суду, что он не знает, кто автор этих сообщений. Мусаев предположил, что автором этих сообщений может быть кто-то из суда или прокуратуры. 

"Этот человек или пророк, или человек, который видел и слышал, что происходило на этом секретном совещании, а мы понимаем, что на таких совещаниях посторонних людей не бывает", - заявил Мусаев.

"Мои слова подтверждает еще и то, что после получения этих смс, уже 31 августа на судебном процессе по делу Гериева прокурор Байтаева заявила суду, что по поступившей только что информации свидетели похищения Гериева ранее в суде показания давали по просьбе родственников Гериева. Она также заявила, что эти свидетели готовы снова дать показания, и что их явка обеспечена. Учитывая это все, прокурор просила возобновить судебное следствие и допросить этих лиц", - рассказал Мусаев.

Он отметил, что об этом предстоящем ходатайстве прокурора было написано в смс-сообщениях от этого секретного, как его называет суд, информатора.

"На этом судебном заседании адвокат Гайирбеков заявил суду, что он получил смс на свой телефон, и благодаря им о ходатайстве прокурора защите было известно еще за несколько дней до его заявления. Вот это мое ходатайство о приобщении адресной детализации с телефона Гайирбекова и текста смс, полученного им, оно непосредственно связано с делом, которым сейчас вы рассматриваете. Оно подтверждает фальсификацию этого постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с применением насилия в отношении Гериева. Тем более, что это постановление было получено вами непонятным образом", - заявил Мусаев.

"Кавказский узел" писал, что, по словам адвоката Мусаева, на заседании Шалинского суда Чечни 31 августа прокурор заявила ходатайство о возобновлении судебного следствия и повторном допросе свидетелей защиты в связи с тем, что "они готовы поменять показания". В свою очередь сторона защиты заявила о давлении стороны обвинения на свидетелей.

"Но мы задали суду вопрос - откуда гособвинителю известно то, что свидетели защиты готовы поменять показания? Также мы спросили, для чего на допрос вызваны свидетели защиты. Гособвинитель Байтаева не смогла ответить на эти вопросы. И тогда мы напомнили суду, что неделей ранее мы сообщали о совершении преступления. В частности, мы отмечали, что на свидетелей защиты оказывается давление, что от них требуют поменять показания. Получается, что своим ходатайством гособвинитель подтвердила информацию о давлении на свидетелей", - заявил ранее Мусаев, также отметивший, что в итоге суд отказал в повторном допросе свидетелей.

Прокурор Олег Амиров выразил протест против приобщения к материалам дела адресной детализации и текста смс-сообщений, о которых говорил Мусаев. Он заявил, что для начала хотя бы с точки зрения этики надо спросить самого Сулеймана Гайирбекова, можно ли детализацию его телефона приобщать к материалам уголовного дела.

Амиров также заявил, что никакого "секретного совещания" в прокуратуре, о котором говорит адвокат Мусаев, не было и что сын и.о. руководителя следственного управления СК России по Чеченской Республике Соколова к делу Гериева никакого отношения не имеет. 

Мусаев также заявил в суде, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было вынесено без опроса заявителя, то есть Жалауди Гериева. 

"В этом заявлении об отказе в возбуждении уголовного дела не указано, почему не допрошен заявитель Гериев, не принято никакого процессуального решения. Это постановление полностью порочно", - заявил Алауди Мусаев. 

Суд отказал в удовлетворении ходатайства Мусаева о приобщении текста смс и адресной детализации телефона Гайирбекова. 

Отклонено ходатайство об отводе всему судейскому составу

После отказа о приобщении требуемых Алауди Мусаевым материалов к делу он заявил отвод всему судейскому составу. Мусаев заявил, что выражает недоверие суду. 

"Само появление этого абсурдного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела является поводом полагать, что судейская коллегия и, по крайней мере, председательствующий прямо заинтересован в обвинительном исходе. Мы вынуждены так говорить, потому что эта детализация и текст смс, полученных Гайирбековым, свидетельствуют о правовом беспределе, который планировали совершить в Шалинском суде прокурор и сотрудники внутренних органов", - заявил Алауди Мусаев.

По его словам, прокурор и полицейские собирались оказать давление и заново допросить свидетелей, воспрепятствовали возбуждению уголовного дела в связи с похищением Гериева.

"Все было сделано так, как заранее нас оповестили в смс, но вы не посчитались с этим, было проигнорировано сообщение о преступлении, которое было заявлено в суде первой инстанции, ему не дана оценка. Самый пик был тогда, когда вы на предыдущем процессе, не согласовав это с коллегией, сообщили о преступлении, совершенном в отношении подсудимого. Если вы действительно хотели, чтобы они провели эту проверку в связи сообщением о преступлении в отношении Гериева, то его немедленно надо было освобождать из-под стражи. Этого сделано не было, значит, вы и ваши действия были направлены на получение этого постановления об отказе в возбуждении уголовного дела для того, чтобы сослаться на него. Поэтому мы вам не можем доверять", - заключил Алауди Мусаев. 

Прокурор Амиров возразил против отвода судейского состава, заявив, что не видит причин для этого.

В итоге судейская коллегия ходатайство Мусаева не удовлетворила. 

Прокурор обвинил защиту в попытках затянуть процесс 

Адвокат Гериева Надежда Ермакова заявила ходатайство об отправлении запроса в компанию сотовой связи, к которой относятся номера телефонов, с которых поступили Сулейману Гайирбекову смс о предстоящих действиях прокурора Байтаевой и о планируемом давлении на свидетелей похищения Гериева. Запрос, как пояснила адвокат, должен быть отправлен с целью выяснения хозяина номеров и автора сообщений, полученных на номер Гайирбекова. 

Прокурор попросил суд не удовлетворять данное ходатайство, заявив, что в этом нет никакой необходимости, и назвал это попыткой стороны защиты затянуть процесс. 

"Уважаемый суд, мы 30 августа, получив это смс-сообщение, уже 31 августа заявили об этом. Речь идет о воспрепятствовании прокурором Байтаевой осуществления правосудия, но до сих пор по нашему сообщению не было принято ни одного процессуального решения. Я думал, что вы, прочитав протокол судебного заседания, запросили принятое решение и обнаружили это преступление. Оказывается, нет, вместо этого вы запросили порочное постановление", - заявил адвокат Мусаев. 

Однако и это ходатайство было отклонено судом.

Процесс был отложен по предложению прокурора, отвод которому был отклонен

Когда суд предложил сторонам приступить к исследованию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению Гериева о применении к нему насильственных действий во время следственных мероприятий, адвокаты заявили, что представленная им в суде бумага не является документом.

Основанием для этого заявления стало то, что постановление об отказе было получено от некоего Андрея Карагалева по электронной почте на сайт Верховного суда Чеченской Республики. Как пояснила коллегия, постановление было прислано по запросу суда.

По словам же защиты, на запрос коллегии ответ должен был поступить от руководителя следственного управления или от его заместителя, и суду должен быть представлен оригинал документа с подписью и печатью, а без всего этого распечатку бумаг, полученных по электронной почте, нельзя считать судебным документом. 

Возражая стороне защиты, прокурор согласился с тем, что в суде должен был быть представлен ответ руководителя следственного управления, в адрес которого и был направлен запрос. При этом прокурор предположил, что электронное письмо от Карагалева было направлено, чтобы не затягивать процесс.

"Скорее всего, следователь, направивший [по электронной почте] постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, наверняка связался с кем-то из состава суда, не судей, а с кем-то из помощников", - отметил прокурор.

Он высказал предположение, что, направив постановление по электронной почте, следователь, посчитал, что удовлетворит запрос суда о проведении проверки по заявлению Гериева о применении в отношении него насильственных действий.

"Я полагаю, что надо дождаться ответа на запрос из следственного управления", - сказал прокурор, отметив, что, по нормам, помимо направленного в электронной форме документа также он направляется еще и в бумажном варианте. "Думаю, скоро этот документ будет представлен суду", - заявил прокурор.

Адвокат Надежда Ермолаева на это заявила, что слова прокурора о том, что следователь связался с кем-то из состава суда, является поводом для заявления отвода всему составу суда. 

"Только что прокурор, высказывая свое мнение, указал, что, видимо, кто-то из органов предварительного следствия связался с составом суда. Таким образом в данном случае было допущено внепроцессуальное обращение к суду", - отметила Надежда Ермолаева.

По ее словам, если в следственном управлении, получив запрос судебной коллегии, не поняли его, то обратиться за разъяснением должны были в надлежащей процессуальной форме.

"А внепроцессуальное действие, которое еще и в соответствии с законом не было зафиксировано судебной коллегией или кем-то из состава суда, является основанием для заявления отвода всему составу суда. Поскольку вызывает сомнение в беспристрастности и объективности коллегии, рассматривающей это дело. Также я объявляю отвод еще и прокурору. Видимо, он тоже во всем этом участвовал, если знает об этих внепроцессуальных отношениях", - заявила Ермолаева.

Суд не принял отвод судебной коллегии, а также отказал в принятии отвода прокурору. 

После этого председательствующий предложил отложить процесс до получения запрошенных судом документов из следственного управления Чеченской Республики. 

Адвокат Алауди Мусаев высказал возмущение в связи с этим предложением. Он сказал, что "это предложение председательствующего направлено на затягивание разумных сроков рассмотрения данного дела и для того, чтобы скомпрометировать доводы защиты, изложенные в апелляционной жалобе".

"Это подтвердилось тем, что сегодня были неоднократные попытки председательствующего приобщить полученное незаконным путем постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Не была приведена ни одна норма, которая свидетельствует о том, что можно откладывать судебное заседание до принятия процессуального решения по сообщению о преступлении, направленному судом в следственные органы. Нет такой правовой нормы", - подчеркнул Мусаев.

В связи с этим, отметил он, защита считает, что любое решение, принятое после провозглашения приговора Гериеву, не имеет никакого отношения к рассмотрению апелляционных жалоб защиты.

"Мы в своих апелляционных жалобах не оспариваем действия следственных подразделений. Ваше желание отложить процесс до неопределенного времени, чтобы вынесли неопределенное решение, говорит о том, что вы прямо заинтересованы в обвинительном исходе этого приговора. Я возражаю против вашего предложения об отложении дела и объявляю отвод всему судейскому составу",- заявил Мусаев.

Суд его заявление об отводе судейской коллегии отклонил.

Процесс перенесен на 9 декабря. 

"Запрошенный судом документ из Следственного комитета пришел за две минуты до появления судебной коллегии в зале судебного заседания"

В электронном письме из следственного управления Следственного комитета по Чечне в ответ на запрос суда постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению Гериева о применении к нему насилия в ходе следствия "не было ничего сказано о запросе этого отказного материала", сообщил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Алауди Мусаев.

Он отметил, что защита попросила для обозрения сопроводительное письмо, с которым поступил отказной материал в ВС Чечни.

"Обозрение этого документа и его исследование превзошли все наши ожидания. Сопроводительное письмо, с которым на электронный адрес Верховного суда Чечни поступило данное постановление об отказе, пришло... за две минуты до появления судебной коллегии в зале судебного заседания", - рассказал Мусаев.

Это обстоятельство указывает на согласованность действий судебной коллегии и органов следствия, считает он.

Мусаев подчеркнул, что, согласно сопроводительному письму, отказной материал пришел от некоего человека, не являющегося ни руководителем, ни даже заместителем СУ СКР по Чечне.

"Конечно, из этого защитой усматривалось наличие оснований для повторного отвода судебной коллегии... Таким образом, мы сегодня (7 декабря) заявили им три отвода, и, конечно же, самостоятельно разрешая эти отводы, они отвергли наши ходатайства", - сообщил Мусаев.

"Кавказский узел" писал, что на заседании 22 ноября суд отклонил ходатайства защиты об отводе председательствующего судьи, а затем и всего состава суда. 23 ноября защита заявила повторное ходатайство об отводе всему судейскому составу, которое также было отклонено.

"Кавказский узел" считает дело в отношении Жалауди Гериева сфабрикованным, а обвинения в употреблении наркотиков – полностью надуманными. Отсутствие прямых доказательств вины Гериева и давление на него в ходе следствия дают основания полагать, что уголовное преследование корреспондента "Кавказского узла" связано с его профессиональной деятельностью.

Новости о ходе судебного процесса по делу Жалауди Гериева собраны "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Дело Гериева", в разделе "Справочник" размещена справка "Главное о деле Гериева: от похищения до обжалования". Материалы о нарушениях прав человека в Чечне, нападках главы республики Рамзана Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслящими "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Инакомыслие в Чечне".

Автор:
09.12.2016 в 04:12LeningradSKY

Многа Букфф.... Наркотв была при нём:

09.12.2016 в 14:05kolln

Она может завтра оказаться и у вас в кармане, и у меня...Вопрос времени...

10.12.2016 в 15:40адвокат-раджабов-арсен

наркотики, патроны, оружие у кого-нбудить действительно изымают...