19:08 / 09.01.2017Защита призвала суд оправдать всех подсудимых по "Нардаранскому делу"

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Следствие и процесс по делу 18 религиозных активистов, обвиненных по делу о беспорядках в азербайджанском поселке Нардаран, велись предвзято, вина подсудимых доказана не была и они должны быть оправданы, заявили адвокаты защиты. Сами подсудимые выразили уверенность, что процесс контролируется властями.

Как сообщал "Кавказский узел", лидер движения "Мусульманское единство" Талех Багирзаде и 17 его сторонников обвиняются в организации беспорядков в Нардаране, начавшихся в результате спецоперации 26 ноября 2015 года и завершившихся убийствами семерых человек, в том числе двоих силовиков. Прокурор попросил суд приговорить Багирзаде к пожизненному заключению, а остальных обвиняемых - к срокам от 10 до 20 лет лишения свободы.

Подсудимые своей вины не признали и рассказали, что подверглись пыткам со стороны силовиков. Азербайджанские правозащитники выражают уверенность, что фигуранты "Нардаранского дела" преследуются по политическим мотивам.

Багирзаде на суде обратился к президенту Азербайджана

Сегодня на процессе под председательством судьи Аловсата Аббасова адвокаты защиты начали заключительные выступления. Однако прежде этого адвокат Талеха Багирзаде Ялчин Иманов ходатайствовал о возобновлении этапа судебного следствия, передает корреспондент "Кавказского узла".

Иманов подчеркнул, что прокурор, предлагая для подсудимых длительные сроки, ссылался на "не расследованные в суде доказательства", в частности на решение о проведении спецоперации в Нардаране 26 ноября 2015 года.

"Однако это решение не было исследовано в суде. Кроме того, прокурор исказил показания обвиняемых. На этапе исследования документов обвиняемые были отстранены от процесса и во время судебных заседаний содержались в холодном подвале здания Бакинского суда по тяжким преступлениям, и их здоровью был нанесен ущерб. Проведение этого этапа без их участия незаконно", - обратился к суду Иманов.

Ходатайство защиты удовлетворено не было. Сам Талех Багирзаде выразил недовольство решением судьи, обвинив того "в исполнении политического заказа".

"Прокурор в своем выступлении ссылался на некую книжку "Обращение Талеха Багирзаде". Но суд не исследовал это. Книжку подготовили в самом "бандотделе" (имеется в виду Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД – прим. "Кавказского узла"). Слова, которые они приписали мне об Ильхаме Алиеве, – это плод их воображения", – заявил лидер "Мусульманского единства".

Он также назвал ложью утверждения прокурора о том, что в его проповедях "были антигосударственные призывы". 

"Эти выступления выложены в сети: там нет ни одной фразы против государства. Слова прокурора надуманны, как и само обвинение", - сказал Багирзаде.

Он также выразил уверенность, что процесс контролируют руководство МВД и лично Ильхам Алиев.

"У меня есть к нему "сердечные слова". Говорят, что мы готовили государственный переворот, хотели насильственно захватить власть. На самом деле в течение 11 лет это государство насиловали министерство национальной безопасности и его генералы. Пусть Ильхам Алиев услышит меня! Это он сам совершил государственный переворот", – заявил подсудимый.

Дело в отношении сотрудников бывшего министерства национальной безопасности Азербайджана расследуется с октября 2015 года. Им вменяется злоупотребление полномочиями и вмешательство в работу бизнес-структур. Руководство ведомства было отправлено в отставку, само министерство власти ликвидировали. Потерпевшими признаны 65 человекОпрошенные "Кавказским узлом" эксперты объяснили чистки в МНБ борьбой с кланом главы ведомства Эльдара Махмудова. По их словам, за десять лет работы в министерстве Махмудов смог добиться такой власти, что стал реальной угрозой для правящего режима, и именно в связи с этим расследованию преступлению сотрудников ведомства был дан зеленый свет.

В начале процесса суд хотя бы формально пытался соблюдать процессуальные нормы, но затем и это перестал делать, поддержал Багирзаде другой обвиняемый, зампред партии Народного фронта Азербайджана Фуад Гахраманлы.

"В свидетельских показаниях власть была разоблачена. Поэтому было решено спешно завершить судебный процесс. То, что прокурор попросил 11 лет лишения свободы для меня, некоторым показалось чем-то неожиданным. Но мы, вставая на этот путь борьбы за свободу, предвидели всякие последствия. В суде многие вопросы и документы даже не стали расследовать. Это уже вопрос нравственности – процесс показал предвзятость власти к нам, нежелание ее провести объективное расследование, выявить истину. Наши выступления были адресованы не суду, а власти", – подчеркнул он.

Обратившись к суду, Гахраманлы сказал: "Вы прекрасно знали, что мы ни в чем не виновны. Вы берете на себя это позор. Вы сегодня без всякого объективного разбирательства готовитесь подписаться под приговором".

Адвокаты указали суду на многочисленные нарушения и нестыковки в деле

В ходе собственно прений адвокаты защиты наставили на том, что вина подсудимых доказана не была и они должны быть освобождены.

Адвокат Абиль Байрамов сказал суду, что его подзащитного Закира Мустафаева подвергали пыткам, а обвинения в адрес подсудимого абсурдны.

"Обвинение утверждает, что у Закира Мустафаева был обнаружен автомат с магазином. Но самого оружия в деле нет. Разве так бывает? Что за следствие?" – заявил защитник.

Адвокат Гюльшан Салманова попросила суд учитывать молодой возраст ее подзащитного Рамина Ярыева, который на момент задержания еще был несовершеннолетним. Защитница также отметила, что с трудом получила встречу с Ярыевым после того, как его родные подписали соглашение о защите. 

"Меня допустили к Ярыеву только через 10 дней. Это делалось специально, чтобы следы насилия на теле Ярыева зажили, – уверена адвокат. – Когда я увидела молодого человека впервые, он был в тяжелом психологическом состоянии. Из-за пыток, запугиваний, он даже мне не доверял. Поскольку он был несовершеннолетним, его законным представителем признали сотрудника исполнительной власти, и это при живых родителях парня! Следствие тем самым совершило грубое нарушение закона".

Как можно положить гранату в задний карман узких джинсовых брюк?!

Салманова обратила внимание на то, что, по версии следствия, гранату у него обнаружили в заднем кармане джинсов.

"Как можно положить гранату в задний карман узких джинсовых брюк?!" - указала адвокат.

Защитница также обратила внимание на то, что в суде не были исследованы видеозаписи, сделанные во время спецоперации в Нардаране.

"В случае показа видео стало бы очевидным отсутствие оружия у обвиняемых и ошибочные действия сотрудников ГУБОП", - сказала адвокат, напомнив, что спецоперация привела к смерти семерых человек.

Затем слово снова взял адвокат Ялчин Иманов. Он указал суду на процессуальные нарушения и нестыковки, имеющиеся, по его мнению, в деле. Так, экспертиза дала заключение, что смерть двоих сотрудников полиции, погибших в результате спецоперации, наступила 26 ноября 2015 года в 19:00 и 23:00. Но в протоколе о результатах операции время смерти указано другим – 15:30 того же дня.

"Это первый процесс в моей адвокатской практике, когда в дело суда откровенно вмешивались органы полиции. После того, как первые свидетели из числа гражданских лиц стали отказываться от показаний на предварительном следствии, других свидетелей, прежде чем вызывать в суд, "приглашали" в полицию и под угрозами требовали в суде подтверждения своих первичных показаний. От имени некоторых свидетелей вовсе прислали телеграммы о том, что они подтверждают показания на предварительном следствии", – отметил защитник.

Он также напомнил суду, что не допрошены были восемь понятых по делу. Кроме того, действия силовиков в Нардаране так и остались нерасследованными.

"Экспертиза подтвердила, что на теле у смертельно раненного жителя Нардарана Рафаилша Буньядова были повреждения, возникшие уже после того, как его расстреляли. Значит либо пытали раненого, либо глумились над трупом", - рассудил Иманов.

Это сообщение обществу: не отстаивайте свои права, будьте покорны, только тогда вы смягчите свою участь

Кроме того, адвокат заметил, что наиболее длительные сроки обвинение предлагает для тех подсудимых, кто на процессе был наиболее активен.

"Это сообщение обществу: не отстаивайте свои права, будьте покорны, только тогда вы смягчите свою участь", - заявил адвокат.

Адвокат Фуада Гахраманлы Немат Керимли в своем выступлении обратил внимание, что следствие не установило, кто конкретно убил двоих сотрудников полиции во время спецоперации.

Кроме того, Керимли сказал суду, что его подзащитный был арестован после публикации в Facebook постов, где он призвал общество не оставаться безучастным к репрессиям против религиозных активистов.

Еще одна защитница, Зибейда Садыгова, обратила внимание, что из тела ее подзащитного Шамиля Абдулалиева до сих пор не извлечены две пули.

"Этого раненого человека в больницу привезли местные жители Нардарана. Силовики даже не позволили врачам извлечь пули из его тела. Его раненого заставили подписаться под бумагами, которые оказались протоколами допросов. Другому моему подзащитному, Расиму Джебраилову, назначили государственного адвоката, который не оказал ему никакой юридической помощи и пожелал "помощи Всевышнего", - отметила Садыгова.

Государственный обвинитель Насир Байрамов оказался недоступным для комментариев, покинув здания суда через служебную дверь.

Сегодня к зданию Бакинского суда по тяжким преступлениям прибыли около 200 родственников обвиняемых, верующих и активистов, в связи с чем здание окружили усиленные наряды полиции. Никаких происшествий или конфликтов между сторонниками подсудимых и силовиками не произошло, сообщает корреспондент "Кавказского узла".

В "Справочнике" "Кавказского узла" опубликована статья о поселке Нардаран и конфликтах местных жителей с властями. Случаи преследования активистов, правозащитников и журналистов в регионах Кавказа, которые освещает "Кавказский узел", публикуются на специальной тематической странице "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" можно ознакомиться со справкой "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".

Автор:Фаик Меджид