ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Дети и молодежь в Дагестане не знают о первоначальном значении празднования 8 марта, для жителей республики это просто семейный праздник, отмечаемый формально и по привычке, рассказали опрошенные "Кавказским узлом" жители Махачкалы.
Сегодня на махачкалинских цветочных рынках царил аншлаг, перед некоторыми точками по продаже цветов выстраивались очереди, передает корреспондент "Кавказского узла". Цены на цветы в преддверии праздника заметно выросли: в обычные дни средняя цена на розу была 130 рублей, а теперь составляет 180-200 рублей.
В основном подорожали именно розы, хотя в этом году популярны стали и концептуальные букеты, при составлении которых применяются не только живые цветы, рассказали корреспонденту "Кавказского узла" торговцы.
Начало празднованию 8 марта в 1910 году положила Международная конференция работающих женщин под лидерством Клары Цеткин. По ее замыслу, этот праздник должен был стать днем, когда женщины будут устраивать акции и единым фронтом бороться за свои права. 8 марта является международным праздником, в ряде стран, в том числе России, Армении и Азербайджане, он отмечается в качестве государственного. Вместе с тем для многих праздник потерял свое первоначальное значение и начал сводиться к тому, что мужчины оказывают внимание женщинам и дарят им подарки, сообщает энциклопедический портал о праздниках Calend.ru
Опрошенные корреспондентом "Кавказского узла" махачкалинцы признались, что этот праздник стал для них формальностью.
"Мне, как женщине, приятно, что в этот день нам пытаются уделить особое внимание, дарят подарки. Но при этом я не считаю, что Клара Цеткин и ее сподвижницы сослужили великое благо для женщин. Их движение и борьба за права женщин всегда у меня вызывали много вопросов. Не могу сказать, что мы в семье как-то особенно отмечаем этот день, муж и сын могут меня просто поздравить, ученики дарят цветы, и я всегда им рада", – рассказала учительница истории одной из махачкалинских гимназий Саидат Султанахмедова.
Обычно люди, которые поздравляют Саидат с праздником, не могут ответить на вопрос о том, какое именно событие отмечается, добавила она.
"Еще больше я была бы рада, если бы они лучше учили и знали историю этого праздника и лиц, которые были главными его флагманами. Когда меня поздравляют мои ученики или бывшие ученики, я иногда спрашиваю у них, как бы в шутку, что они знают об этом дне. Но для большинства это просто "праздник мам и бабушек", – сказала она.
В семье кандидата экономических наук, преподавателя Камиля Магомедгаджиева 8 марта также отмечается "по привычке".
"Я вырос в эпоху СССР, и тогда это считался одним из самых главных праздников. В нашей семье это не символ женской независимости, это просто особый день в году, когда мы уделяем особое внимание нашим женщинам. Наверное, неправильно, что мы выделяем только один такой день. Наших женщин мы должны радовать и отмечать всегда", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
С точки зрения ислама у женщин и так самое лучшее положение, заявил корреспонденту "Кавказского узла" выпускник каирского университета Аль-Азхар Мухаммад Омаров.
"Наша религия возвеличивает женщину, защищает, оберегает от всяких забот, вплоть до бытовых. Если она не захочет заниматься домом, она не обязана это делать. Ее задача – быть праведной мусульманкой, хорошей женой и матерью. И каждый день для нее должен быть как 8 марта, каждый день мы должны радовать наших женщин. Я не считаю 8 марта праздником, не считаю правильным отмечать его, но если, пользуясь этим днем, ваши близкие хотят сделать вам приятное, это тоже неплохо. Но надо стремиться, чтобы эти моменты не зависели от даты в календаре", - сказал он.
8 марта 1944 года в СССР началась массовая депортация балкарцев. К местам поселения в Среднюю Азию в 14 эшелонах было отправлено не менее 37 713 балкарцев. Из общего числа высланных 52% составляли дети, 30% - женщины, 18% - мужчины. В 1957 году после 13 лет изгнания балкарцам было разрешено вернуться на родину, говорится в материале о депортации балкарцев, опубликованном в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".
Пенсионер Садык Аджиев в свою очередь рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что для его семьи, пережившей депортацию, подобный день вообще не может быть праздничным.
"Моя мама – балкарка, а отец – кумык. Они познакомились во время депортации балкарцев в Среднюю Азию. Отцов родителей тоже выслали как врагов народа. Мы никогда этот праздник не отмечали, для нас он всегда был днем скорби, потому что именно 8 марта были высланы балкарцы. Это была репрессия против целого народа, и как этот день может быть праздником – не только для нас, но и для других кавказцев?" - сказал он.
Вместе с тем, сегодня или в канун праздника в Махачкале не было каких-то акций или активных призывов не отмечать этот день, передает корреспондент "Кавказского узла".
Как писал "Кавказский узел", правозащитники и активисты неоднократно отмечали, что кавказский регион остается территорией, где права и свободы женщин сильно ограничены именно из-за их пола. В ряде районов Дагестана и в аварских школах Грузии девочки до сих пор подвергаются калечащим операциям, известным как женское обрезание. Актуальными остаются проблемы ранних браков и преследования женщин, ведущих себя не сообразно традиционным этическим нормам.
В октябре 2015 года на сессии комитета ООН состоялась презентация доклада о дискриминации женщин на Северном Кавказе. Правозащитники обозначили четыре основные проблемы в исполнении российскими властями обязательств по Конвенции о правах женщин. Это применение религиозных правил об одежде к женщинам и девочкам, дискриминация в отношении женщин в вопросах брака и семьи, насилие в отношении женщин, а также традиционные практики, причиняющие вред женщинам.
8 апреля 2016 года в Москве состоялась экспертная дискуссия о проблеме соблюдения прав женщин на Кавказе. Участники дискуссии назвали причиной этого явления то, что жители Северного Кавказа лавируют между шариатом, российским законодательством и адатным правом, что приводит к непроясненности норм и правил поведения в обществе.
Отметим, что Правозащитный центр "Мемориал" приурочил к 8 марта заявление с призывом освободить из заключения политзаключенных, в том числе сотрудницу дагестанской организации "Правозащита" Зарему Багавутдинову.