15:50 / 10.04.2017Активисты обнародовали список 147 политзаключенных в Азербайджане

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Рабочая группа, в которую входят азербайджанские правозащитники, активисты НПО, журналисты и юристы, обнародовала обновленный список политзаключенных в стране. В списке имена 147 человек, дела еще шестерых взяты активистами на мониторинг.

Как писал "Кавказский узел", предыдущая версия списка политзаключенных, подготовленного рабочей группой азербайджанских правозащитников, была обнародована в ноябре 2016 года. В ней были фамилии 119 политзаключенных. Еще 25 человек были взяты под мониторинг.

Обновленный список со 153 фамилиями обнародован сегодня. Из предыдущего списка исключены фамилии восьми человек, которые уже находятся на свободе, сообщил один из координаторов рабочей группы, глава Клуба прав человека Расул Джафаров.

"В частности, из списка исключены помилованные мартовским распоряжением президента политический активист Эльвин Абдуллаев, блогер Абдул Абилов, родственники журналиста Ганимата Захида Руфат и Ровшан Захидовы", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Расул Джафаров.

Кроме того, по его словам, вышли на свободу по завершению срока наказания бывший сотрудник Особой службы государственной охраны Асиф Лятифов, осужденные за участие в акции протеста верующих в 2012 году в Масаллинском районе Ниджат Алиев и Намиг Кишиев (они проходили по делу журналиста Араза Гулиева).

"Еще один политзаключенный, активист партии Народного фронта Зейнал Багирзаде был освобожден по состоянию здоровья", - рассказал Расул Джафаров.

В то же время новый список дополнен именами 36 политзаключенных, добавил он.

В частности, в список включены журналист Афган Садыгов и директор Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР), блогер Мехман Гусейнов, богослов Сардар Бабаев.

Кроме того, в списке новая группа политзаключенных – "арестованные за участие в социальных протестах".

Среди них пять человек, осужденных за участие в акции протеста в городе Мингячевире в августе 2015 года. Они были признаны виновными в нарушении общественного порядка и оказании сопротивления полиции с применением насилия и получили от 2,5 года до 6 лет лишения свободы. Кроме того, в списке пять вынужденных переселенцев из Джебраильского района, арестованных по тем же обвинениям за участие в акции протеста против отключения электричества в декабре 2016 года. 

"Еще один человек в эту группу включен из прежнего списка – Васиф Ибрагимов, осужденный в связи с беспорядками в Исмаиллы", - сообщил Джафаров.

Кроме того, в списке политзаключенных житель Агджабединского района Эльгайыт Керимов, привлеченный к уголовной ответственности за клевету после того, как распространил информацию в различных электронных СМИ о захвате земель местных крестьян руководством района.

"В списке еще 22 человека, арестованные в связи с Нардаранскими событиями. В отличие от активистов движения "Мусульманское единство", осужденных на длительные сроки наказания по обвинению в совершении тяжких преступлений, они получили небольшие сроки - 2-2,5 года лишения свободы за "незаконное хранение оружие". Они заявили, что у них оружия не было, и что правоохранители сами подбросили им оружие. Следствие и судебные процессы по их делам проводились с грубыми нарушениями закона", - рассказал Джафаров.

В новом списке политзаключенные классифицированы по следующим группам: "религиозные  активисты" (97 человек), "политические  и общественные активисты" (11 человек), "арестованные  за участие в социальных протестах" (11 человек), "верующие,  осужденные по "делу Саида Дадашбейли" (10 человек), "журналисты  и блогеры" (семь человек), "отбывающие  пожизненное заключение" (три человека), "политические  заложники" (родственники оппозиционеров, таковых три человека), "литераторы" (два человека), "бывшие чиновники" (два человека) и "правозащитники" (один человек).

Дела еще шестерых предполагаемых политзаключенных взяты под мониторинг, сказал Джафаров.

Целью составления единого списка политзаключенных является выражение общей общественной позиции относительно лиц, арестованных по политическим мотивам

Целью составления единого списка политзаключенных является выражение общей общественной позиции относительно лиц, арестованных по политическим мотивам, сообщил другой член рабочей группы, координатор Альянса защиты политических свобод Самир Казымлы.

По его словам, тем самым активисты намерены повысить внутри страны и со стороны международных структур  усилия для освобождения этих политзаключенных.

По его словам, "список составляется на основе информации из СМИ, обращений общественных и политических организаций, адвокатов и родных арестованных".

"Если откровенность  политических мотивов очевидна из решений судебных органов, заявлений правоохранительных органов, выступлений официальных лиц, то рабочая группа включает данное лицо в список, не дожидаясь судебных приговоров по существу  дела", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Самир Казымлы.

Он отметил, что разговоры об искусственном завышении числа политзаключенных не состоятельны. 

"Рабочая группа отвергает обвинения об искусственном увеличении числа политзаключенных. Мы руководствуемся критериями, зафиксированными в резолюции ПАСЕ от 3 октября 2012 года за номером 1900", - пояснил Казымлы.

Пять критериев понятия "политзаключенный", согласно принятой 3 октября 2012 года ПАСЕ резолюции: a) если задержание было осуществлено напрямую в нарушение одной из основных гарантий, изложенных в Европейской конвенции по правам человека и протоколов к ней; b) если решение о содержании под стражей было вынесено по чисто политическим причинам без связи с любым уголовным преступлением; c) если по политическим мотивам продолжительность содержания под стражей или его условия явно не пропорциональны преступлению; d) если по политическим мотивам человек задержан на дискриминационной основе по сравнению с другими лицами; e) если задержание является результатом разбирательств, которые были явно несправедливыми, и это, как представляется, связано с политическими мотивами властей. 

При  этом активист не исключил, что в реальности число политзаключенных может быть больше. "Мы говорим лишь о тех лицах, чьи дела исследуем", - добавил он.

В рабочую группу входят более 20 активистов. Помимо Расула Джафарова и Самира Казымлы, в числе участников группы значатся правозащитники Интигам Алиев, Эмин Гусейнов, Малахат Насибова, эксперты гражданского общества Акиф Гурбанов, Анар Мамедли, Башир Сулейманлы, юристы Халид Багиров, Халид Агалиев, журналисты  Хадиджа Исмайлова, Шахвелед Чобаноглу, Айнур Имранова и другие.

Напомним, 1 апреля азербайджанский Центр защиты политзаключенных обновил свой список политзаключенных, общее число которых составило 162 человека. Центр защиты политических заключенных (ЦЗПЗ) был учрежден 27 января на базе рабочей группы, ранее созданной директором Института мира и демократии Лейлой Юнус, общественным альянсом "Азербайджан без политзаключенных" и Центром мониторинга политзаключенных. Разночтения в двух списках связаны с различиями в методологических подходах, ранее сообщил Расул Джафаров.

Власти Азербайджана отрицают наличие в стране политзаключенных.

"Кавказский узел" освещает случаи преследования активистов в регионах Кавказа на тематической странице "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" размещена статья "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".

Автор:Фаик Меджид