ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
28 августа гособвинение запросило по семь лет заключения для 20-летнего Магомеда Тарамова и 19-летнего Джамалая Тазбиева, жителей чеченского поселка Красная Турбина. Молодых людей задержали вскоре после атаки на Грозный в 17 декабря 2016 года 1 и обвиняют в планах присоединиться к боевикам в Сирии.
29 августа в суде выступила адвокат обвиняемых Хава Ахмадова, которая попросила оправдать подзащитных и освободить их прямо в зале суда 2.
Ранее на суде Тарамов и Тазбиев заявляли о своей невиновности и говорили, что вынуждены были дать признательные показания под пытками. 16 августа их односельчане из Красной Турбины (поселок находится на окраине Грозного) отправили коллективное заявление на имя генпрокурора Юрия Чайки с требованием привлечь тех, кто пытал Магомеда и Джамалая, к уголовной ответственности. Письмо подписали более 150 человек 3.
"На суде ребята рассказали, что после их задержания их пытали, требуя при этом признать свою вину в том, чего они не совершали, а также оговорить кого-либо еще из своих знакомых. В течение нескольких дней после задержания их били; душили, надевая на голову пакет; приводили к ним других задержанных ранее людей, уже избитых; имитировали расстрел. <…> Ребята в суде назвали имена тех, кто пытал их".
"Мы требуем привлечения к уголовной ответственности незаконно задержавших и пытавших ребят лиц, а также привлечения к уголовной ответственности лиц, фальсифицировавших материалы и доказательства по уголовному делу".
"Мы готовы до конца отстаивать эти свои убеждения, бороться за благополучие наших детей и будущее нашей республики. Мы, являясь жителями субъекта Российской Федерации, хотим жить по закону, хотим, чтобы дело в отношении ребят было также рассмотрено по закону, а не по каким-то внутриклановым и межведомственным понятиям".
О том, что происходит в Красной Турбине стало известно благодаря сообщениям "Новой газеты". Как отмечает Ольга Боброва, редактор отдела спецрепортажей издания, в современной Чечне, которая "потонула в собственном страхе", открытые заявления о пытках и требования привлечь виновных к ответственности - это "беспрецедентный поступок" 4.
"Впервые за годы правления Рамзана Кадырова чеченцы отказались от анонимных обращений и открыто обратились с коллективным письмом к федеральным властям [...]. Красная Турбина открыто и публично высказала то, что думает и пока боится сказать вся остальная Чечня", - пишет журналист "Новой" Елена Милашина 5.
Как отмечает Елена Милашина, есть одна историческая причина, по которой именно в Красной Турбине люди смогли преодолеть страх и открыто заявить о своем недовольстве. Эта причина состоит в том, что в этом поселке много людей, которые всегда были на стороне федеральной власти, оставаясь даже в 1990-х годах в оппозиции к ичкерийским сепаратистам. Кроме того, поселок Красная Турбина - это родина Саид-Магомеда Какиева, командира батальона ГРУ "Запад", оппонента Ахмата Кадырова. Когда Кремль решал, на кого сделать ставку в Чечне после гибели Кадырова-старшего, Какиев выступал конкурентом Рамзана Кадырова.
"Красная Турбина всегда была против чеченских сепаратистов и уж точно никогда не поддерживала радикальных исламистов. И поэтому обвинения в сочувствии запрещенному в России ИГИЛ жители Турбины восприняли крайне болезненно. Те, кто был последователен в своей верности России, никогда не признают морального права нынешнего руководства Чечни подвергать сомнению эту верность", - пишет Милашина 6.
На следующий день после того, как письмо из Красной Турбины было направлено генпрокурору, родственников Таримова и Тазбиева вызвали на встречу с председателем парламента Чечни Магомедом Даудовым и избили 7. По поселку прокатилась волна полицейских рейдов.
Поздно вечером 17 августа адвокат Владимир Рутковский, защищавший Таримова и Тазбиева, заявил журналистам, что его подзащитные сообщили о намерении отказаться от его участия в процессе и полностью признали свою вину. После этого родственников подсудимых окончательно отпустили 8.
18 августа силовики организовали для жителей, подписавших обращение к Чайке, акцию массового покаяния в Грозном, которая должна была состояться у музея Ахмата Кадырова на проспекте Путина 9. Однако достоверных свидетельств того, что акция на самом деле состоялась, нет.
"Около семи вечера 18 августа стало известно, что людей погрузили в автобусы и куда-то повезли. И вскоре после этого мне сообщили, что покаяние якобы состоялось. К музею рванули адвокаты, однако никаких автобусов, никакой толпы и никаких камер там не увидели", - пишет журналист "Новой газеты" Ольга Боброва.
Если верить словам члена Совета по правам человека при главе Чечни Хеды Саратовой, люди, подписавшие письмо генпрокурору, приехали в Грозный, чтобы встретиться с ней. Сделали они это якобы добровольно. Встреча проходила в актовом зале, расположенном по адресу: проспект Путина, дом 3.
По утверждению Саратовой, жители Красной Турбины, подписавшие письмо, написали в Грозном заявления о том, что их ввели в заблуждение.
"Прошу защитить мои права, по незнанию, не вникая в суть, не ознакомившись с документом, поверив словам родственника [...], подписала бумагу, о чем сожалею, потому что это оказалось письмом Юрию Чайке", - процитировала Саратова одно из заявлений 10.
Хеда Саратова известна заявлениями, в которых она часто выступает в защиту позиции властей Чечни. Так, например, в апреле 2017 года Саратова прокомментировала сообщения о преследовании геев в Чеченской Республике, заявив, что люди, которых преследуют чеченские силовики - это не геи, а пособники террористов.
Как считает Елена Милашина, несмотря на то, что людей вынудили написать заявления о том, что их якобы ввели в заблуждение, акция покаяния в Грозном в том виде, в котором она задумывалась, не состоялась. Произошло это, по мнению Милашиной, из-за вмешательства Москвы.
Федеральный центр был вынужден отреагировать после того, как "Новая газета" обратилась к президенту России с требованием вмешаться в ситуацию вокруг Красной Турбины, где начали избивать людей, подписавших письмо Чайке. Сыграла свою роль и неадекватная реакция со стороны чеченского руководства, которое заподозрило, что за протестом в поселке стоит ФСБ 11.
Как утверждает Елена Милашина, "Кадыров вызвал к себе главу УФСБ РФ по Чечне Игоря Хвостикова и допрашивал его о причастности к письму генеральному прокурору РФ".
"Объяснения Хвостикова, очевидно, не убедили чеченское руководство, поэтому в ситуацию, по информации "Новой газеты", вынужден был вмешаться директор ФСБ Бортников, а затем уже и администрация президента России. И вмешалась она, видимо, довольно жестко", - объясняет Милашина 12.
Жители Грозного, с которыми удалось побеседовать корреспонденту "Кавказского узла", выражают поддержку людям из Красной Турбины и говорят о сочувствии к Тарамову и Тазбиеву.
Симпатии все на их стороне, но открыто говорить об этом люди опасаются
"Эти ребята с Турбины, как я понял, просто стали жертвами обстоятельств. Я знаю об этом, так как в поселке живут мои родственники. Власть возмутило то, что поселок пытался защитить этих ребят, и их начали запугивать. Понятно ведь, что это может получить продолжение и в других местах", - заявил житель Грозного Вахид.
"Люди восхищаются тем, что жители Красной Турбины встали за своих и пытаются добиться справедливости. Симпатии все на их стороне, но открыто говорить об этом люди опасаются. Связываться с властями никто не хочет", - говорит другой местный житель Ибрагим.
Сотрудник одной из чеченских общественных организаций по имени Ризван в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" сказал: "Это первый открытый протест против произвола силовиков в нашей республике. Даже если этот протест и не получил дальнейшего развития, это все равно прецедент. Оттого власть в спешном порядке попыталась все это дезавуировать путем угроз и запугиваний подписантов".
Очередное заседание по делу Тарамова и Тазбиева состоялось 28 августа. Источник, близкий к суду, после заседания сообщил, что гособвинение в ходе прений посчитало, что вина обвиняемых доказана и запросило каждому по семь лет заключения.
Накануне заседания, 27 августа, адвокат Хава Ахмадова, которая защищает интересы Тарамова и Тазбиева, обратилась к главе Чечни Рамзану Кадырову с письмом, в котором попросила взять ситуацию под личный контроль. В своем обращении Ахмадова перечислила нарушения, допущенные следствием. В частности, адвокат указала на то, что в деле "не установлены отдельные обстоятельства, подлежащие доказыванию", и есть множество неточных деталей.
"Сегодня, когда сложилась критическая ситуация вокруг уголовного дела в отношении моих подзащитных, когда из уголовного дела оно перерослов политически-резонансное, только Вы – уважаемый Рамзан Ахматович, можете повлиять на исход этого дела", - обратилась Ахмадова к Кадырову 13.
Правозащитная организация Amnesty International призвала генпрокурора России провести "оперативное, беспристрастное и тщательное расследование" ситуации в Красной Турбине, только проверить законность содержания Тарамова и Тазбиева под стражей и выяснить, добровольно ли они отказались от услуг независимого адвоката. Также организация указала генпрокурору на необходимость обеспечить защиту людей, подписавших обращение в Генеральную прокуратуру.
Примечания:
Вот так обходиться патриотам России ,патриотизм. Ничто не меняет патириотов не хамство,не несправедливость, жестокость ,подлость. Как любили так и любят Россию. В начале 30 -годов был такой абрек Саадул . Обычный зажиточный крестьянин . Пришли к нему такие же юосяки ,как нынче кадыровские понты, забрали все запасы зерна и скотину. При этом крестьянин Саадул был дружен с большевиками..ну как сейчас вот эти Турбиновские ребята ,патриотом был. Но когда к нему пришла несправедливость, Саадул ушел . До конца своих дней бил воров-босяков-большевиков. Вот так надо бороться с врагом а не писать челобитные .