ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Арестованные в Баку оппозиционеры необоснованно обвиняются в неподчинении полиции, считает посетивший их сегодня адвокат. Он также сообщил о плохих условиях содержания активистов.
Как писал "Кавказский узел", 24 сентября представитель Национального совета демократических сил сообщил, что всего перед митингом были задержаны более 50 активистов, семь из них арестованы. Оппозиционеры выразили готовность довести их дела до Страсбургского суда.
Адвокат счел необоснованными обвинения арестованных накануне митинга в Баку активистов
Сегодня адвокат Асабали Мустафаев посетил изолятор, в котором содержатся арестованные в административном порядке в Бинагадинском районе Баку.
"Я встретился в изоляторе с активистами партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Бахрузом Гасанли, Ильхамом Гусейнли, Сагифом Гурбаном, Агилем Магеррамовым, Эмилем Салимовым, Эмилем Маниевым и Ниджатом Низамовым. Двое последних приговорены к 10 суткам административного ареста, остальные пятеро – к 15 суткам", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Асабали Мустафаев.
По его словам, все эти активисты были задержаны накануне митинга Национального совета демократических сил.
"Обвинения в совершении административных правонарушений, как всегда это бывает в случае с оппозиционными активистами, сфабрикованы. Получается, что все они в один и тот же день ходили по улицам, "нецензурно выражаясь, а когда сотрудники полиции призывали их к порядку, игнорировали их и грубили им", - заявил Асабали Мустафаев.
На самом же деле, продолжил адвокат, практически все эти активисты добровольно явились в полицию по вызову их участковыми инспекторами.
Мустафаев также указал на "плохие" условия содержания в изоляторе. "Самая большая проблема в Бинагадинском изоляторе – это плотность в камерах. В двухместных камерах содержатся по пять человек, а в шестиместных – до девяти арестантов. Это негативно влияет на другие факторы условий содержания – питание, санитарию. Арестантам приходится спать на полу", - рассказал адвокат.
Он отметил, что аресты будут обжалованы в апелляционном суде, и если жалобы не будут удовлетворены, то в перспективе защита обратится в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
"Кстати, в отношении Бахруза Гасанли это уже будет четвертая жалоба в ЕСПЧ (в ноябре 2016 года Евросуд признал нарушения прав шести азербайджанских оппозиционеров, которые были задержаны за участие в траурном шествии в 2014 году, а затем арестованы, в их числе был и Бахруз Гасанли, – прим. корреспондента "Кавказского узла"). По двум делам он выиграл, и идет процесс выплаты ему компенсации. По третьему делу коммуникация завершена, и в ближайшее время будет принято решение. Административные аресты правительству обходятся все дороже, и уже денег на выплаты компенсаций не хватает", - сказал Мустафаев.
По его словам, по жалобам из Азербайджана на административные аресты и задержания ЕСПЧ уже принял около 80 решений.
"Практически все они связаны с арестами до или после митингов. Все они похожи по характеру, мотивам задержания, нарушению прав активистов. Практически во всех случаях применялась статья Кодекса об административных нарушениях о неповиновении полиции. Как правило, оппозиционерам вменяют нецензурную брань и неподчинение сотрудникам полиции, которые почему-то сразу оказываются рядом с активистами. Причем правоохранители не утруждаются придумывать более правдоподобные версии", - заявил адвокат.
Что до юридических нарушений, то в решениях ЕСПЧ указывалось, что неправомерно, когда один и тот же полицейский задерживает активиста, составляет протокол и еще свидетельствует в суде, отметил Мустафаев.
"ЕСПЧ предписывал не использовать одно и то же лицо в разных качествах. Кроме того, Евросуд обращал внимание на недопустимость лишения задержанного возможности сообщить об этом родным и пригласить адвоката по выбору. Местные суды также выносили решения в условиях отсутствия адвоката или в лучшем случае в присутствии защитника по назначению", - продолжил Мустафаев.
В этом смысле он не сомневается, что жалобы по делам указанных лиц также будут удовлетворены ЕСПЧ.
Мустафаев сообщил также, что еще один арестованный накануне оппозиционный активист Этибар Мамедли содержится в изоляторе Хатаинского районного управлении полиции.
Таким образом, в числе арестованных оказалось не семь, а восемь активистов.
По словам Мустафаева, права Мамедли защищает другой адвокат - Шахла Гумбатова.
Однако Гумбатова пока оказалась недоступной для комментариев.
"В Азербайджане практикуется преследование граждан за стремления реализовывать свою свободу собраний"
О широко распространенной практике административного преследования граждан за стремления реализовывать свою свободу собраний заявил и независимый азербайджанский эксперт в области права Ялчин Иманов.
"Независимо от того, при каких обстоятельствах задержан активист после завершения согласованной акции или накануне ее проведения – всем абсолютно незаконно предъявляют обвинения в неподчинении полиции. Местные суды не расследуют объективно эти дела", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Ялчин Иманов.
По его словам, суды в Азербайджане не принимают во внимание то, что задержанный был после задержания лишен возможности пригласить адвоката по выбору, а также его заявления о принуждении к подписанию протокола о признании совершения правонарушения под угрозой в случае отказа начать против него уголовное дело.
"Суды также отказываются рассматривать ходатайства задержанных просмотреть записи камеры видеонаблюдения в местах, где, как утверждается, активисты нарушили закон. Суды арестовывают людей фактически без свидетельских показаний. Свидетелями являются те же полицейские, что задержали активистов. ЕСПЧ очень внимательно рассматривает эти моменты и без исключения удовлетворяет жалобы на административные аресты и задержания", - рассказал Иманов.
По его словам, ЕСПЧ, как правило, признает нарушение прав заявителей по статьями 5 (право на свободу и личную неприкосновенность), 6 (право на справедливое судебное разбирательство) и 11 (право на свободу собраний) Европейской конвенции прав человека.
Получить комментарии в пресс-службе МВД Азербайджана относительно заявлений Мустафаева и Иманова корреспонденту "Кавказского узла" не удалось.
Новости о случаях преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Преследование активистов". В разделе "Справочник" размещен материал "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".
Когда коррупция на прямую связана с высшими политическими лицами, тогда любой протест против коррупции становится угрозой режима управления. Я понимаю этих людей вышедших на улице. Им больше некому предъявлять свои требования. Сама правовая машина не работает, остается только одно требовать от власти самой уйти.